Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Контроль за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом того, что согласно закону сведения о лицах, оказывающих содействие органам — субъектам ОРД на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут представляться соответствующим прокурорам только с письменного согласия указанных лиц, сомнительна сама возможность прокурорского надзора за законностью привлечения лиц к сотрудничеству, за исключением случаев подачи ими заявлений о принуждении их к такой деятельности.

По смыслу ФЗ о прокуратуре и ФЗ об ОРД не входят в предмет прокурорского надзора сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления ОРД. Соответственно, вряд ли обоснован прокурорский надзор за законностью, обоснованностью и соблюдением установленного порядка заведения ДОУ и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, тем более что согласно прямому предписанию ФЗ об ОРД факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 ФЗобОРД).

Вместе с тем под грифом секретности могут скрываться не только сведения, составляющие государственную тайну, но и ошибки, просчеты, а то и беззаконие в процессе осуществления ОРД. В частности, действия, выходящие за границы законности организационных мероприятий, допустимости тех или иных тактических приемов, например провокационные действия, не образуют признаков ОРД. Поэтому и ограничений в выявлении таких фактов быть не может, поскольку это уже не проверка прокурором организации и тактики ОРД, а определение законности действий субъектов этой деятельности. Вместе с тем оперативно-служебные документы, а также материалы дела оперативного учета могут выступать лишь средством проверки законности и обоснованности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, но не предметом надзора. Порядок ведения таких дел относится к ведомственному контролю.

Согласно комментируемому Закону сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Предание гласности вышеуказанных сведений возможно лишь при проведении расследования и рассмотрении в суде уголовных дел о преступлениях, относящихся к категории тяжких, особо тяжких или связанных с участием в них членов организованных преступных групп, когда иными способами и средствами невозможно установить истину. Доступ к этим сведениям должен быть строго ограничен узким кругом лиц, задействованных в процессе расследования и судебного рассмотрения данной категории уголовных дел. Недопустимо разглашение сведений об использованных при проведении негласных


ОРМ в связи с этими уголовными делами силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД.

Представляется также, что совершение указанными лицами преступления не является основанием для сообщения уполномоченному прокурору сведений о том, что это лицо является или являлось негласным сотрудником. Совершение противоправного деяния вообще не является основанием для предания огласке сведений о лице как о негласном сотруднике. Это обусловлено тем, что факт негласного сотрудничества является его важными условием, а предание таких сведений гласности при любых обстоятельствах является правом самих ре конфидентов, ре а ре не ре органов ре — ре субъектов ре ОРД. ре Соответственно ре этому ре норма ре не ре содержит ре общего ре смысла ре предания ре огласке ре таких ре сведений ре о ре действующих ре или ре бывших ре конфидентах. ре Если ре о ре лице ре известно ре как ре о ре совершившем ре преступление, ре то ре сообщение ре о ре нем ре указанных ре сведений ре как ре с ре согласия, ре так ре и ре без ре такового ре не ре имеет ре практического ре смысла. ре Представляется ре допустимым ре сообщение ре сведений ре о ре конфиденте, ре совершившем ре преступление, ре с ре его ре письменного ре согласия ре лишь ре в ре том ре случае, ре если ре характер ре выполняемого ре им ре задания ре может ре повлиять ре на ре квалификацию ре его ре деяния ре либо ре вообще ре исключить ре уголовную ре ответственность.

8. ре При ре проверках ре законности ре ОРМ, ре проводимых ре на ре основании ре поручения ре следователя, ре руководителя ре следственного ре органа, ре органа ре дознания, ре начальника ре подразделения ре дознания, ре дознавателя ре по ре уголовным ре делам ре и ре материалам ре проверки ре сообщений ре о ре преступлении ре или ре решения ре суда ре по ре уголовным ре делам, ре находящимся ре в ре их ре производстве, ре в ре каждом ре случае ре рассматривается ре необходимость ре проведения ре дополнительных ре ОРМ, ре направленных ре на ре раскрытие ре преступления ре и ре выявление ре причастных ре к ре нему ре лиц.

При ре наличии ре достаточных ре данных, ре свидетельствующих ре о ре нарушениях ре при ре проведении ре ОРМ ре по ре указанным ре поручениям ре либо ре решениям, ре уполномоченному ре прокурору, ре помимо ре актов ре прокурорского ре реагирования, ре направляются ре руководителям ре органов, ре осуществляющих ре ОРД, ре требования ре в ре целях ре обеспечения ре эффективного ре осуществления ре уголовного ре преследования.


9. ре В ре ходе ре изучения ре ДОУ ре и ре других ре оперативно-служебных ре материалов ре проверять ре наличие ре в ре них ре документов, ре свидетельствующих ре об ре укрытии ре преступлений, ре незаконном ре освобождении ре от ре уголовного ре преследования, ре фальсификации ре оснований ре и ре условий ре проведения ре ОРМ ре (заявлений ре граждан, ре протоколов ре следственных ре действий, ре официальных ре документов ре и ре т. ре п.).

10. ре Уполномоченный ре прокурор ре в ре ходе ре и ре по ре результатам ре проведения ре проверок, ре а ре также ре при ре восстановлении ре нарушенных ре прав ре и ре свобод ре граждан ре и ре устранении ре иных ре нарушений ре закона, ре допущенных ре должностными ре лицами ре органов, ре осуществляющих ре ОРД, ре обязан:

а) ре знакомиться ре с ре представленными ре подлинными ре оперативно-служебными ре документами, ре включающими ре ДОУ, ре материалы ре о ре проведении ре ОРМ ре с ре использованием ре оперативно-технических ре средств, ре а ре также ре учетно-регистрационную ре документацию ре и ре ведомственные ре нормативные ре правовые ре акты, ре регламентирующие ре порядок ре проведения ре ОРМ;

б) ре получать ре письменные ре объяснения ре от ре должностных ре лиц ре органов, ре осуществляющих ре ОРД, ре по ре поводу ре выявленных ре нарушений ре закона;

в) ре требовать ре устранения ре нарушений ре закона, ре выявленных ре по ре ДОУ ре и ре иным ре оперативно-служебным ре материалам;

г) ре опротестовывать ре противоречащие ре закону ре нормативные ре правовые ре акты ре органов, ре осуществляющих ре ОРД, ре а ре также ре постановления ре и ре иные ре решения ре должностных ре лиц ре указанных ре органов;

д) ре по ре фактам ре выявленных ре нарушений ре уголовного ре законодательства ре в ре соответствии ре с ре установленными ре УПК ре полномочиями ре выносить ре мотивированное ре постановление ре либо ре требовать ре от ре уполномоченного ре органа ре передачи ре результатов ре ОРД ре в ре следственный ре орган ре или ре орган ре дознания ре для ре решения ре вопроса ре об ре уголовном ре преследовании;

е) ре вносить ре представления ре об ре устранении ре нарушений ре закона, ре допущенных ре должностными ре лицами ре органов, ре осуществляющих ре ОРД.

11. ре Уполномоченные ре прокуроры ре пресекают ре нарушения ре прав ре и ре законных ре интересов ре физических ре и ре юридических ре лиц ре при ре осуществлении ре ОРД, ре принимают ре своевременные ре меры ре к ре их ре восстановлению, ре возмещению ре причиненного ре вреда ре и ре (при ре наличии ре оснований) ре привлечению ре виновных ре должностных ре лиц ре к ре установленной ре законом ре ответственности.


На ре акт, ре нарушающий ре права ре человека ре и ре гражданина, ре прокурор ре или ре его ре заместитель ре приносит ре протест ре в ре орган ре или ре должностному ре лицу, ре которые ре издали ре этот ре акт, ре либо ре обращается ре в ре суд ре в ре порядке, ре предусмотренном ре процессуальным ре законодательством ре РФ. ре Представление ре об ре устранении ре нарушений ре прав ре и ре свобод ре человека ре и ре гражданина ре вносится ре прокурором ре или ре его ре заместителем ре в ре орган ре или ре должностному ре лицу, ре которые ре полномочны ре устранить ре допущенное ре нарушение ре (см. ре ст. ре 28 ре ФЗ ре о ре прокуратуре).

Протест ре прокурора ре подлежит ре обязательному ре рассмотрению ре нс ре позднее ре чем ре в ре 10-дневный ре срок ре с ре момента ре его ре поступления. ре При ре исключительных ре обстоятельствах, ре требующих ре немедленного ре устранения ре нарушения ре закона, ре прокурор ре вправе ре установить ре сокращенный ре срок ре рассмотрения ре протеста.

Представление ре об ре устранении ре нарушений ре закона ре подлежит ре безотлагательному ре рассмотрению. ре В ре течение ре месяца ре со ре дня ре внесения ре представления ре должны ре быть ре приняты ре конкретные ре меры ре по ре устранению ре допущенных ре нарушений ре закона, ре их ре причин ре и ре условий, ре им ре способствующих. ре О ре результатах ре принятых ре мер ре по ре протесту ре или ре представлению ре прокурора ре должно ре быть ре сообщено ре ему ре в ре письменной ре форме ре (см. ре ст. ре 23 ре и ре 24 ре ФЗ ре о ре прокуратуре).

12. ре Из ре содержания ре комментируемой ре статьи ре следует, ре что ре правом ре надзора ре за ре ОРД ре наделены ре не ре все ре прокуроры, ре а ре только ре Генеральный ре прокурор ре РФ ре и ре прокуроры, ре на ре которых ре его ре приказом ре персонально ре возлагаются ре полномочия ре по ре осуществлению ре надзора ре за ре исполнением ре ФЗ ре об ре ОРД.

Уполномоченными ре являются ре прокуроры ре субъектов ре РФ, ре приравненные ре к ре ним ре военные ре и ре другие ре специализированные ре прокуроры, ре прокуроры ре городов, ре округов ре и ре районов, ре другие ре территориальные, ре военные ре и ре иные ре специализированные ре прокуроры, ре а ре также ре выделенные ре для ре этой ре цели ре приказами ре прокуроров ре субъектов ре РФ ре уполномоченные ре прокуроры, ре а ре в ре Генеральной ре прокуратуре ре РФ ре — ре заместители ре Генерального ре прокурора ре РФ, ре Главный ре военный ре прокурор ре и ре его ре заместители, ре начальники ре главных ре управлений, ре управлений ре и ре отделов ре и ре их ре заместители ре (старшие ре помощники ре и ре помощники), ре старшие ре прокуроры ре и ре прокуроры ре управлений ре (отделов) ре в ре соответствии ре с ре их ре функциональными ре обязанностями.


Руководители ре прокуратур ре и ре уполномоченные ре прокуроры ре обязаны ре обеспечить ре защиту ре от ре разглашения ре сведений, ре содержащихся ре в ре представленных ре документах ре и ре материалах ре об ре ОРД ре поднадзорных ре органов.

На ре уполномоченных ре прокуроров ре возлагается ре персональная ре ответственность ре за ре соблюдение ре установленных ре ограничений ре по ре ознакомлению ре со ре сведениями, ре составляющими ре государственную ре тайну.

13. ре Одним ре из ре элементов ре предмета ре прокурорского ре надзора ре за ре ОРД ре является ре законность ре решений, ре принимаемых ре органами ре — ре субъектами ре ОРД. ре Решения ре в ре ОРД ре представляют ре собой ре правовые ре акты, ре влекущие ре наступление ре определенных ре правовых ре последствий, ре законность ре которых ре предопределяет ре и ре законность ре ОРД ре в ре целом.

В ре числе ре решений ре органов, ре осуществляющих ре ОРД, ре предметом ре внимания ре прокурора ре могут ре быть ре постановления ре о ре проведении ре ОРМ, ре решения ре об ре использовании ре результатов ре ОРД. ре При ре установлении ре фактов ре нарушения ре закона ре прокурором ре применяются ре меры ре по ре их ре устранению.

При ре оценке ре законности ре принимаемых ре органами, ре осуществляющими ре ОРД, ре решений ре об ре использовании ре результатов ре ОРД ре устанавливаются ре соответствие ре целям ре ОРД ре применения ре полученных ре при ре проведении ре ОРМ ре данных, ре полнота ре и ре своевременность ре использования ре собранной ре информации. ре Особое ре внимание ре обращается ре на ре законность ре и ре обоснованность ре постановлений ре органов, ре осуществляющих ре ОРД, ре на ре основе ре которых ре результаты ре ОРМ ре представляются ре в ре органы ре дознания, ре следователю ре или ре в ре суд. ре Поскольку ре практика ре принятия ре решений, ре равно ре как ре и ре проведения ре ОРМ, ре в ре значительной ре мере ре формируется ре под ре влиянием ре ведомственных ре нормативных ре правовых ре актов, ре оценка ре их ре соответствия ре закону ре также ре является ре прямой ре обязанностью ре прокурора.

14. ре Случаи ре незаконного ре отказа ре от ре выполнения ре требований ре уполномоченного ре прокурора ре в ре зависимости ре от ре обстоятельств ре рассматриваются ре как ре воспрепятствование ре его ре законной ре деятельности ре и ре при ре наличии ре оснований ре принимаются ре меры ре для ре привлечения ре виновных ре должностных ре лиц ре к ре предусмотренной ре законом ре ответственности.