Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- порядок передачи данных, используемых в решении управленческих задач;

- объемы информации, поступающей органам управления, в соответствии с составом решаемых задач;

- порядок и формы представления информации, необходимой для управления;

- время, затрачиваемое органами управления на переработку информации;

- задачи по переработке информации, выполнение которых возможно с использованием средств автоматизации.

1.5 Процесс принятия решений

  1. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это креативный процесс в деятельности руководителей любого уровня, который включает:[4]
  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и подтверждение критериев результативности и последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
  • выбор и построение оптимального решения;
  • принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

Стадия 1. Признание необходимости решения

Восприятие и признание проблемы

Интерпретация и формулирование проблемы

Определение критериев успешного решения

Стадия 2. Выработка решения

Разработка альтернатив

Оценка альтернатив

Выбор альтернативы

Стадия 3. Выполнение решения

Организация выполнения решения

Анализ и контроль выполнения решения

Обратная связь и корректировка

Рис.1. Схема процесса принятия решения

Глава 2. Риск и неопределенность при принятии решений

2.1 Понятие риска

Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в XVII в. французским экономистом Р. Кантильоном. Он анализировал бизнесмена как лицо, принимающее решения и удовлетворяющее свои интересы в условиях неопределенности.


Прибыли и потери предпринимателя - это следствия риска и неопределенности, сопутствующим его решения. Сами прибыль или доход находятся в зависимости от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства или товаров, и той неопределенной ценой, по которой их или продукт можно будет продать.

Важно выделить, что предприниматель по Р. Кантильону - это любой человек, имеющий желание взять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход, и готовность к потерям

Развитие концепции риска - важного компонента предпринимательской функции - прежде всего, связанного с исследованиями природы дохода предпринимателя. Сторонники Р. Кантильона в оценке риска как значительной характеристики придерживались в принципе похожих взглядов, а непосредственно: предпринимательская прибыль или его часть в той или иной степени является платой за риск и качественно отличается от дохода на авансированный капитал и заработной платы

Представитель немецкой классической школы XIX в. Й. фон Тюнен, пытаясь установить величину предпринимательского дохода или "выигрыша", непосредственно связывал его появление с предпринимательским риском. Обнаружение дохода предпринимателя относительно теории риска впервые вводит в экономический анализ предпринимательской функции понятие вмененных потерь или прибылей в результате неиспользования альтернативного курса действий. Согласно Тюнену, надежды предпринимателя отражают осмысленный выбор в пользу неопределенной, чреватой риском потерь, ситуации. В случае негативной для него ситуации он может потерять все в отличие от служащего. Таким образом, в описанной немецким экономистом ситуацией, выигрыш должен являться как минимум равен доходу служащего, однако предприниматель рискует, и чем больше этот риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями, т.е. с минимальным доходом.

Еще один представитель немецкой классической школы, Г. фон Мангольдт, опубликовал в 1855 году работу "Действительное назначение предпринимателя и истинная природа предпринимательской прибыли". Во главу своих исследований предпринимательства он поставил несение риска как важнейшую ролевую функцию предпринимателя, но, предпринял попытку более детально проанализировать ее в производственной плоскости. Причисляя деятельность предпринимателя к "производству для рынка", Мангольдт первым ставит вопрос об оценке степени риска, который несет предприниматель. Для его оценки он вводит в свое исследование фактор времени.


Наиболее полное формирование фактора риска как ключевой составляющей предпринимательской функции получила у американского экономиста Фрэнка Найта. Ф. Найт связывал появление предпринимательского дохода не с любым видом риска. Риск, по Ф. Найту, представляет собой объективную вероятность того или иного события, и может быть сформулирован количественно, в частности, в виде математически вероятностного распределения доходов.

2.2 Понятие неопределенности

В дополнение к риску важно рассмотреть "настоящую" неопределенность, в которой сказывается предпринимательская функция и формируется его доход. Именно не страхуемая неопределенность, не учитываемая в ожиданиях инвесторов-собственников капитала, становится "средой" деятельности предпринимателя.

Неопределенность относительно будущего - неотъемлемая черта каждого дня, и только те лица, имеющие с ней дело постоянно в своих экономических ожиданиях, являются предпринимателями. Р. Кантильон считал, что функция предпринимательства - действовать в неопределенности, в ней находить источник удовлетворения своих материальных потребностей, и эта функция легла в основу его концепции рыночной системы.

Мотивом личной ответственности за принятые решения в условиях неопределенности отличаются и исследования Г. Шекла. Для него характерно вообще отрицание состояние равновесия, вне которого только и может существовать предприниматель, и нарушение которого является направлением его деятельности. При этом в качестве важнейших функций он выделяет перенесение неопределенности и принятие решений.

Исследования Ф. Найтом природы предпринимательского дохода легли в основу современных точек зрения на риск и неопределенность. Его результаты дают возможность оценить границы между традиционным управлением корпорацией и предпринимательством.

2.3 Суть и причины неопределенности и риска

Риск справедливо является составляющим неизбежным элементом принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования.[5]

Источников неопределенности несколько, но, больше - это недостаточность знаний об экономической сфере, окружающем мире. Следующий источник неопределенности - это случайность, то, что в похожих условиях происходит по-разному, что заранее нельзя предугадать. Каждый шаг спланировать невозможно. Есть и третья причина неопределенности - противодействие. Противодействие может проявляться в случае нарушений договорных обязательств поставщиками, при неопределенности спроса на продукцию, трудностях ее сбыта.


Ввиду этих причин и проводится различие между риском и неопределенностью. Неопределенность означает недостаток информации о вероятных будущих событиях, риск же означает ситуацию, в которой люди точно не знают, что случится, но представляют возможность каждого из возможных исходов. В отличие от неопределенности, риск является измеримой величиной, его количественной мерой может служить вероятность благоприятного или неблагоприятного исхода. Для понимания природы предпринимательского риска фундаментальное значение имеет связь риска и прибыли. А. Смит в "Исследованиях о природе и причинах богатства народов" писал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. На рис.2 показана зависимость риска и прибыли. Более высокий риск связан с вероятностного извлечения более высокого дохода.

Рис.2. График зависимости риска и прибыли

По графику можем видеть, что нулевой риск обеспечивает самый низкий доход (0; П0), а при самом высоком риске Р = Р2. прибыль имеет наиболее высокое значение П = П2 (П2 > П1> П0).

Отношение к риску у людей можно разделить на три группы: предпочтение риска, неприязнь к риску и нейтралитет к риску. Оценка риска и принятие решения во многом зависят от человека, его принимающего.

Точно можно отметить, что неясность и риск в предпринимательской деятельности имеет весьма немаловажную значимость, включая в себе противоречие между предполагаемым и реальным, то есть источник развития предпринимательской деятельности

Глава 3. Результативность процесса принятия решения в организации

3.1 Условия, оказывающие влияние на результативность процесса принятия решения в организации

1) Личностные оценки руководителя

Личностные оценки включают в себя субъективное распределение важности, качества или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, в случае, когда приходится выбирать между противоположными действиями. Важно, что все управленческие решения построены на фундаменте чьей-то концепции ценностей. Любой человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и оказывает большое влияние на принимаемые решения.


Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, которым принимаются решения. Одно из первых исследований, посвященных ценностям американских управляющих, показало – в их системе ценностей заметен явный перекос в сторону экономики, политики и науки в противовес социальным, религиозным и эстетическим аспектам.

Существенную значимость имеют культурные различия, несмотря на то, как можно ожидать, существует сходство ценностных ориентаций управляющих из разных стран. К примеру, австралийские предприниматели предпочитают «мягкий» подход к управлению и уделяют значительное внимание своим подчиненным; южнокорейские большее значение придают силе и плохо воспринимают трудности других; японские показывают почтение к вышестоящим и отличаются высокой лояльностью фирмы.

Некоторые компании применяют формальные декларации о корпоративных ценностях, для того чтобы решения, принимаемые руководителем, и действия работников организации передавали единую концепцию ценностей. Компании, объявившие декларации о ценностях, доводят до сведения людей ожидания, основывающиеся на признание таких ценностей, посредством разных форм обучения.

2) Среда принятия решений

Кроме различий личностных оценок стандартным затруднением при установлении оптимальных альтернатив является среда, в которой принимаются решения.

1. Риск. При принятии управленческих решений немаловажно учитывать риск. Определение «риск» в данном контексте применяется как степень определенности, с которой возможно прогнозировать результат. В ходе оценивания альтернатив и принятия решений менеджер должен прогнозировать вероятные итоги в разных обстоятельствах или состояниях природы. Собственно, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска или неопределенности.

Решение принимается в обстоятельствах определенности, когда руководитель в точности понимает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Подобным образом руководитель способен, по меньшей мере на ближайшую перспективу, четко определить, какими будут затраты на производство определенного изделия, поскольку арендная плата, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью.

Сравнительно немногие организационные или персональные решения принимаются в обстоятельствах определенности. Но они имеют место, и нередко элементы более крупных решений можно рассматривать как определенные.