Файл: Банковская информация и обеспечение банковской тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривается и ответственность субъектов, получивших доступ к информации, составляющей банковскую тайну, которая установлена ст. 26 Закона «О банках…» и согласно которой Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, ГК «Агентство по страхованию вкладов», а также кредитные, аудиторские и иные организации, Росфинмониторинг, орган и агенты валютного контроля, должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом в случаях, когда факт разглашения банковской тайны установлен[39].

За разглашение банковской тайны, включая возмещение нанесенного ущерба, помимо прочих, несут ответственность таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица.

Обращается внимание и на то, что право клиента в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, потребовать от банка возмещения причиненных убытков закреплено п. 3 ст. 857 ГК РФ, а непосредственно ответственность за разглашение банковской тайны, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом сформирована ст. 26 Закона «О банках…», из чего следует, что указанная в ГК РФ норма права была сформулирована диспозитивно и закрепляет право клиента требовать от банка возмещение убытков, причиненных нарушением конфиденциальности информации, составляющей банковскую тайну. Таким образом, именно сам клиент должен принимать соответствующее решение о необходимости привлечь банк к ответственности за нарушение его прав, что закреплено действующим законодательством, но, независимо от решения клиента о реализации принадлежащих ему на основании закона прав требовать от банка возмещения причиненных убытков, данное право будет реализовываться.

Таким образом, ст. 26 Закона «О банках…» устанавливает ответственность за нарушение законодательства о банковской тайне, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

В результате подробного изучения дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности за нарушение банковской тайны следует обозначить основные меры частноправовой защиты банковской тайны, которые, фактически, представляются в качестве:

- наличия предусмотренного действующим законодательством искового порядка применения мер частноправовой защиты;


- возможности возмещения имущественного вреда, нанесенного клиенту и корреспонденту кредитной организации вследствие разглашения указанных сведений со стороны государственных органов, их должностных лиц, а также со стороны организаций и их работников, которые получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну;

- возможности компенсации морального вреда, вследствие нарушения права на конфиденциальность информации, составляющей банковскую тайну, в отношении клиентов кредитных организаций, которые, в свою очередь, являются гражданами Российской Федерации.

К тому же в случае нарушения законодательства о банковской тайне кредитные организации, их служащие, а также органы и организации, их должностные лица и работники, получившие доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, помимо вышеизложенных мер ответственности, которые предусмотрены нормами частного права, несут административную и уголовную ответственность в случаях и в порядке, предусмотренных нормами публичного права[40].

4. Административно-правовая ответственность за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.

Что касается административной ответственности за разглашение информации, составляющей банковскую тайну, то она также предусмотрена нормативными документами и действующим законодательством, а к субъектам административной ответственности за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, в том числе информации, составляющей банковскую тайну, относятся граждане и должностные лица органов и организаций, гарантирующих конфиденциальность сведений, составляющих банковскую тайну, также получивших доступ к указанной информации на законном основании.

Обращается внимание на Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно на ст. 13.14, предписывающую ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, при этом, данный штраф вступает в силу в случае зафиксированного разглашения информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, которое получило доступ к такой информации в связи с исполнением им своих служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.14.33 КоАП РФ[41]. Эта норма не распространяется на случаи, когда разглашение такой информации влечет за собой уголовную ответственность.


Более того, предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, а на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, что предусмотрено ст. 13.11 КоАП РФ и является ответственностью за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах и их персональных данных.

Очевидно, что кредитные организации в процессе своей деятельности получают информацию, которая является персональными данными, объектом правовой охраны банковской тайны, а, вместе с тем, по мнению А. Г. Гузнова и Т. Э. Рождественской[42] правовая охрана сведений, которые являются персональными данными, осуществляется в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в частности кредитной организацией, а также органами и должностными лицами органов, которым в случае и в порядке предусмотренных действующим законом предоставляются сведения, составляющие банковскую тайну и персональные данные клиентов кредитной организации, Банка России и организаций, осуществляющих функции по обязательному страхованию вкладов.

Таким образом, во исполнение положений ст. 2 Конституции, которые провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью и были введены действующим законодательством меры частноправовой защиты банковской тайны. То же самое относится и к возможности всех объектов банковской тайны и граждан прибегать к судебной защите собственных прав и свобод, поскольку банковская тайна составляет его личную и семейную тайну, а судебная защита может обеспечить и поддерживать неприкосновенность частной жизни граждан, что также относится к мерам публично-правовой защиты банковской тайны.

Таким образом, изучив предписанную действующим законодательством и нормами права ответственность за случаи нарушения законодательства о банковской тайне, можно прийти к выводу о том, что основные меры публично-правовой защиты банковской тайны включают:

- уголовно-правовую ответственность за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну;

- дисциплинарную ответственность за разглашение сведений, которые составляют банковскую тайну;

- гражданско-правовую ответственность за нарушение банковской тайны;

- административно-правовую ответственность за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.


Далее, предлагается рассмотреть основные направления, призванные совершенствовать действующее законодательство в части такого института, как «банковская тайна».

2.2. Направления совершенствования российского законодательства о банковской тайне

На данном этапе курсового исследования считается правомерным разработать соответствующие предложения с целью дальнейшего усовершенствования действующего законодательства в части норм в отношении банковской тайны.

Для начала предлагается изложить ч.1 ст. 26 Закона «О банках…» в следующей редакции: «Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну сведений о ее клиентах и корреспондентах, об их операциях, счетах и вкладах, а также об остатках электронных денежных средств ее клиентов и сведений о переводах электронных денежных средств, осуществляемых кредитной организацией по распоряжению ее клиентов». Данный подход позволит законодательно закрепить гарантии конфиденциальности указанных сведений и обеспечит их информационную безопасность, а также обеспечит информационную безопасность указанных сведений и надлежащую реализацию права на конфиденциальность сведений, составляющих банковскую тайну.

Помимо прочего, таким образом, будет установлено именно правовое содержание охраняемой информации, которое предусмотрено ст. 26 Закона «О банках…», а посредством включения сведений о клиентах и корреспондентах кредитной организации, Банка России, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в перечень сведений, составляющих банковскую тайну, можно законодательно закрепить гарантии конфиденциальности указанных сведений, что обеспечит их информационную безопасность.

Обращается внимание и на то, что таким способом можно устранить должным образом не сформулированные аспекты отношений, которые связаны с переводами электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов, а также обеспечим информационную безопасность и конфиденциальность сведений, касающихся осуществляемых операций.

Также, необходимость внесения изменений в действующее законодательство связана с существующими коллизиями и противоречиями между положениями ст. 26 Закона «О банках…» и нормами ст. 857 ГК РФ, что, безусловно, может привести к тому, что будут возникать многочисленные проблемы в отношении правоприменения законодательства в случаях выявления нарушений в части банковской тайны, а также в случаях раскрытия сведений, которые составляют банковскую тайну.


Следует напомнить, что в числе сведений, охраняемых режимом банковской тайны, в ст. 857 ГК РФ упомянуты сведения о клиенте, но, вместе с тем, в ст. 26 Закона «О банках…» про эти сведения не сказано ни слова и, таким образом, предлагается также предусмотреть и дополнить ст. 26 Закона «О банках…» указанием на то, что сведения о клиенте также являются сведениями, которые составляют банковскую тайну.

Служащие кредитной организации обязаны хранить тайну сведений о клиентах и корреспондентах, о чем не упомянуто в ст. 26 Закона «О банках…» и, более того, законом установлено всего лишь право, а не вменяется непосредственная обязанность кредитной организации устанавливать перечень сведений, конфиденциальность которых гарантируется в рамках режима банковской тайны, и поэтому сегодня нет никаких гарантий того, что кредитные организации будут вносить сведения о клиенте в число информации, которая охраняется действующим законодательством о банковской тайне.

В целях решения данной коллизии предлагается на законодательном уровне установить полный перечень сведений, которые составляют банковскую тайну. Для этого, представляется целесообразным исключить из ч. 1 ст. 26 Закона «О банках…» фразу «об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону», и, в то же время, включить в существующий перечень информацию о клиентах и корреспондентах кредитной организации.

Также, обращается внимание на ст. 26 Закона о национальной платежной системе, которая обязывает всех операторов по переводу денежных средств, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры и банковских платежных агентов и субагентов гарантировать банковскую тайну в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, однако эти же субъекты в ст. 26 Закона «О банках…» упоминаются в качестве таких субъектов, которые не обязаны раскрывать третьим лицам информацию, составляющую банковскую тайну.

Получается, что ст. 26 Закона о национальной платежной системе дублирует это положение ст.26 Закона «О банках…», однако, при этом, возникает коллизия, которую, следует устранить посредством внесения изменений в абзац двадцать третий ст.26 Закона «О банках…» и изложить его в следующей редакции: «Банковские платежные агенты (субагенты) не имеют права раскрывать третьим лицам информацию об осуществляемых ими операциях клиентов кредитных организаций, за исключением случаев, которые предусмотрены действующими федеральными законами».