Файл: Банковская информация и обеспечение банковской тайны.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ
1.1. Банковская информация и способы ее защиты
1.2. Понятие банковской тайны и правовые средства ее обеспечения
1.3. Правовые нормы, регулирующие банковскую тайну
2. ПРАВОВАЯ ОХРАНА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ
2.1. Ответственность за нарушение законодательства о банковской тайне
2.2. Направления совершенствования российского законодательства о банковской тайне
ВВЕДЕНИЕ
Банковская система сегодня — это основа всей рыночной экономики. Кругооборот ресурсов всей рыночной экономики невозможен без прямого участия банковских систем страны. Не только крупные суммы денег, но и небольшие срочные платежи проводятся преимущественно в электронном виде, а участие бумажных денег в процессе сводится к минимуму.
Банковская система является посредником в осуществлении большинства операций по оплате товаров или услуг, денежных переводов, а также непосредственно принимает участие в хранении и приумножении наличных денег физических и юридических лиц, кредитовании населения и предприятий и других операциях. В таких условиях вопрос защиты банковской информации становится особенно остро: ведь объем денежных средств, которыми оперирует банк, в наши дни очень высок. Угроза несанкционированно доступа со стороны мошенников заставляет применять различные правовые способы защиты, а сами банковские системы - разрабатывать и применять новейшие разработки в области защиты информации, а также уже зарекомендовавшие себя простые и отработанные действия.
Правовой институт банковской тайны, фактически, является основой обеспечения стабильности всей банковской системы, а также ее эффективного и безопасного функционирования. Вместе с тем, известно, что, начиная с 2014 года согласно определению суда прокуратура получила полное право запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, что и стало подспорьем для смены баланса интересов в части отношения в России, да и во всем мире к самому понятию «банковская тайна». Уже сегодня правовой режим банковской тайны все чаще становится более уязвимым, а круг лиц, имеющих право получать банковскую информацию необоснованно расширяется и связано это с первичным доминированием публичных интересов, но, вместе с тем, этот режим должен в одинаковой степени защищать как публично-правовые, так и частные интересы, вследствие чего, и должно повышаться доверие граждан и юридических лиц к кредитной системе в целом.
Кроме того можно констатировать факт, что действующее законодательство о банковской тайне противоречиво и недостаточно, а отсутствие целиком и полностью прозрачного понимания, и определения самого термина «банковская тайна», может привести к многочисленным злоупотреблениям со стороны банков, неполной идентификации ими клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, способствовать финансированию терроризма и отмыванию «грязных» денег. Добавляет проблем и то, что в действующем законодательстве не существует единого перечня сведений, составляющих банковскую тайну, а само наличие у кредитных организаций права в одностороннем порядке расширять перечень сведений, составляющих банковскую тайну может привести к нарушению конкуренции, поскольку одни и те же сведения могут составлять банковскую тайну в одном банке и не являться таковыми в другом. Иными словами, сегодня в части правового содержания банковской тайны по-прежнему существует множество пробелов и противоречий.
Если обратить внимание на современную литературу, посвященную этому вопросу, то можно прийти к выводу о том, что там также отсутствует единая точка зрения относительно правомочий тех или иных государственных органов и должностных лиц на получение соответствующей информации, а установленный в законодательстве перечень лиц, обладающих правом на получение такой конфиденциальной информации, не является исчерпывающим и его содержание может трактоваться по-разному.
Следует напомнить тот факт, что в последнее время защита сведений, составляющих банковскую тайну, стала наиболее актуальным вопросом в связи с постоянным развитием банковской инфраструктуры, а это значит, что отношения между банками в части их защиты также должны быть максимально транспарентными, но, к сожалению, этого не происходит по причинам, озвученным выше.
Вышесказанное и является актуальностью данной курсовой работы
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере применения кредитными организациями законодательства о банковской информации и банковской тайне.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие все аспекты общественных отношений, связанных с банковской информацией и банковской тайной.
Цель исследования - формирование представлений о банковской информации и об институте банковской тайны, а также разработка предложений по разрешению существующих проблем их регулирования.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие банковской информации;
- сформулировать понятие банковской тайны и обосновать необходимость его закрепления на законодательном уровне;
- изучить правовые средства обеспечения банковской тайны;
- рассмотреть правовые нормы, регулирующие банковскую тайну;
- исследовать особенности применения ответственности за противоправное разглашение банковской тайны;
- определить основные направления и разработать соответствующие предложения по совершенствованию российского законодательства в части банковской тайны.
Теоретическую основу составляют научные труды таких авторов как Б.Х. Алиева, И.А. Бова, А.В. Брызгалина, Е.С. Губенко, С.П. Карчевского, А.Я. Курбатова, Р.Т. Мардалиева, Б.И. Пугинского, Т.Н. Радько, Е.В. Фаткиной и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ
1.1. Банковская информация и способы ее защиты
Под банковской информацией можно понимать совокупность сведений, соотносимых со следующими параметрами банковской деятельности[1]:
- уставными документами и отчетностью банков за определенный период;
- руководством банка и его организационно-правовой формой;
- внешним обликом банка и его служащих;
- видами и формами банковского обслуживания, практикуемыми каждым конкретным банком;
- условиями возмездности по заключаемым банком договорам;
- своевременностью и полнотой выполнения банком своих обязательств как кредитора;
- количеством и составом клиентов данного банка;
- операциями по счетам каждого клиента;
- наличием корреспондентских связей банка;
- технической оснащенностью банка и др.
Таким образом, банковская информация включает[2]:
- Учредительные документы.
- Эмиссионные проспекты и отчеты об эмиссии ценных бумаг.
- Внутренние нормативные документы.
- Данные бухгалтерского учета и отчетности.
- Кредитные и другие досье клиентов.
- Электронные базы данных.
- Материалы проверок внешних аудиторов.
- Материалы проверок ЦБ РФ и других контрольных органов.
- Иную информацию.
Вряд ли возможно дать исчерпывающую классификацию информации по объекту, с которым она соотносится. Но даже приведенный ряд позволяет легко заметить, что речь идет о совершенно разной по своему правовому режиму информации. В одних случаях эти сведения должны открыто публиковаться, например, балансы и отчеты, в других они не должны в принципе предоставляться никому, кроме самого клиента, например, сведения об операциях по счетам. Кроме того, банк имеет право как любое юридическое лицо на определенную информацию о своей деятельности, образующую его деловую репутацию, что является его неимущественным правом.
Существует совершенно неразработанная в российском праве категория внутрибанковской информации, т.е. информации, собираемой и используемой внутри банковской системы. Как правило, это сведения о клиенте банка, используемые им при предоставлении кредита или заключении иных договоров. Эти сведения также являются банковской информацией, но ввиду отсутствия их специфического правового режима их следует рассматривать применительно к конкретным банковским операциям, например, при принятии решения о предоставлении кредита[3].
Приведем способы защиты банковской информации.
Проблема уничтожения банковской информации может быть вызвана, как поломкой или сбоями программного обеспечения, так и, например, специальными вирусами, вызывающими сбои операционных систем. Сводят к минимуму потери информации из-за этих факторов ежедневное резервное копирование информации, постоянное обновление операционных систем и специальные защитные программы.
Проблема искажения банковской информации практически всегда связана с человеческим фактором, причем — с собственными человеческими ресурсами банка. Сами сотрудники банка могут сделать ошибку при копировании или транспортировании информации, причем, ошибка может быть, как намеренной, так и автоматической. Решает эту проблему тщательный отбор персонала, имеющего доступ к важной информации, автоматизация процессов внесения данных, шифрование информации, а также контроль действий рядовых сотрудников со стороны менеджеров.
А вот получение банковской информации третьими лицами — это основная угроза банковской системе, которая может привести к огромным финансовым потерям. На сегодняшний день могут быть применены три основных способа несанкционированного доступа к информации[4]:
А. Доступ к местам обработки и хранения информации. Может произойти, как примитивным путем физического взлома офиса банка, взлома электронных источников хранения информации (достаточно редкий случай, учитывая степени защиты таких источников) и кража информации при помощи электронных носителей самими сотрудниками банка.
Б. Использование резервных копий. Доступ к копиям информационных блоков менее строг, чем доступ к самим носителям, которые в случае злого умысла или ошибки могут попасть в руки мошенников. В мировой практике было множество случаев кражи денежных средств именно при помощи резервных копий информационных блоков.
В. Несанкционированный доступ со стороны сотрудников банка. Это наиболее вероятный и наиболее частый способ потери информации.
Защита банковской информации от утечки и разглашения третьим лицам производится при помощи следующих инструментов:
- Надежное специализированное программное обеспечение.
- Программы защиты от атаки вирусов и других вредоносных программ извне — антивирусные программы.
- Тщательный отбор и текущий контроль персонала, имеющего доступ к информации; различие в уровнях доступа.
- Системы распознавания пользователей.
- Программы специального шифрования информации.
- Применение межсетевых экранов.
- Защита от физического грабежа.
При правовой оценке банковской информации нужно учитывать, что она может иметь разные правовые режимы в зависимости от содержания и назначения использования. Среди таких правовых режимов необходимо отметить как минимум следующие: режим открытой информации, режим служебной и коммерческой тайны и режим банковской тайны. На банковской тайне следует остановиться более детально в следующем подпункте курсовой работы.
1.2. Понятие банковской тайны и правовые средства ее обеспечения
Стоит отметить, что главенствующим среди всех понятий, конструкций и терминов, определяющих содержание правового института банковской тайны, является, собственно, само понятие банковской тайны, а одной из основных проблем ее правового регулирования, помимо известной коллизии ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)[5] и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"[6] (далее Закон «О банках…») в отношении установления объекта банковской тайны, является отсутствие ее четкого законодательного определения.
Рассмотрев правовую литературу, посвященную термину «банковская тайна», можно прийти к выводу о том, что самих его определений – великое множество, однако все они отличаются тем, что, в большинстве своем, делают акцент на выявлении наиболее значимых аспектов, не учитывая целостности банковской тайны как правовой категории, что является весьма серьезным упущением.
Например, под банковской тайной, согласно работе С. П. Карчевского[7], нужно понимать профессиональное обязательство банка держать в строжайшей тайне всю информацию, относящуюся к финансовым и личным аспектам деятельности клиентов, некоторых третьих лиц при условии, что такая информация получена в результате нормального банковского обслуживания этих клиентов. Однако, это определение никак не принимает во внимание само содержание банковской тайны, которое было установлено ст. 26 Закона «О банках…» и всего лишь закрепляет в качестве субъектов, гарантирующих тайну и охрану сведений клиентов, являющихся объектом правовой охраны, не только банк, но и небанковские кредитные организации, поскольку и банк, и кредитные структуры подходят под общий термин - «кредитная организация». К слову, к этому термину также относятся сам Банк России, и в принципе все организации, которые осуществляют функции по обязательному страхованию вкладов, а также все служащие кредитной организации являются субъектами, обязанными хранить тайну указанных сведений.