Файл: Налоговый учет по акцизу (Теоретическая аспекты налогообложения акцизами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как уже указывалось выше, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. В частности, гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса устанавливает возникновение обстоятельств по уплате акциза при совершении операций, признанных объектом налогообложения акцизом.

Таким образом, у обособленного подразделения организации - налогоплательщика акциза обязанность по уплате акциза возникает при условии создания на его территории того или иного объекта обложения акцизами.

Например, если организация в процессе осуществления производства спиртосодержащего стеклоомывателя передает его своему обособленному подразделению для добавления в него ароматизирующих веществ и последующей реализации готового товара, то обязанность уплатить акциз по реализации указанной спиртосодержащей продукции возникает у этого подразделения.

Если обособленное подразделение передает произведенный им стеклоомыватель своей головной организации, то уплата акцизов по операции реализации готового подакцизного товара производится этой организацией.

В отличие от обособленных подразделений российских организаций филиалы и представительства иностранных организаций согласно положениям п. 2 ст. 11 Налогового кодекса приравнены к организациям и, соответственно, являются самостоятельными налогоплательщиками. Данное положение Налогового кодекса обосновано тем, что иностранное юридическое лицо может осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность на территории России только через свои обособленные подразделения, так как это лицо уже существует, создано и зарегистрировано в соответствии с иностранным законодательством по основному месту его нахождения - за рубежом.

Таким образом, налоговый статус филиала или представительства зависит от того, являются они обособленным подразделением российской или иностранной организации;

Иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Иностранные организации подпадают под юрисдикцию Налогового кодекса только в том случае, если на них в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.


При этом, как следует из вышеизложенного, иностранные объединения лиц (корпоративные образования), не наделенные статусом юридического лица в соответствии с действующим законодательством страны учреждения, но обладающие гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством страны регистрации, также признаются организациями - налогоплательщиками акциза.

Все иностранные организации могут быть разделены на две условные группы [16, c. 155]:

- иностранные организации, вставшие на учет в российских налоговых органах, то есть получившие ИНН и соответствующее свидетельство;

- иностранные организации, не вставшие на учет в российских налоговых органах, то есть не имеющие ИНН.

Порядок постановки на учет иностранных организаций регулируется общими положениями ст. ст. 83 и 84 Налогового кодекса, но с учетом Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. № 117н.

В соответствии с п. 2.1 названного Положения иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности с присвоением ИНН. Помимо этого, в качестве основания для постановки на учет иностранных и международных организаций, является наличие у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств в России, принадлежащих им на праве собственности или на правах владения, пользования распоряжения.

При постановке на учет иностранных организаций по этим основаниям налоговый орган выдает им Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН и КПП.

Иностранные организации, имеющие подтверждение о том, что они состоят на учете в российском налоговом органе, самостоятельно исчисляют и уплачивают акциз в том же самом порядке, что и российские организации.

При этом обложение акцизом иностранных лиц, осуществляющих деятельность на территории России, производится без учета ратифицированных международных соглашений СССР или Российской Федерации с иностранными государствами об избежание двойного налогообложения, поскольку эти соглашения не распространяются на косвенные налоги, к которым, в том числе относятся и акцизы.

Если иностранная организация не состоит на учете в российских налоговых органах, то уплата акциза в российский бюджет осуществляется ею не самостоятельно, а посредством налоговых агентов.


В целях налогообложения ст. 11 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями признаны:

- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом уточнено, что к физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

- главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Специфика участия индивидуальных предпринимателей в гражданских и налоговых правоотношениях заключается в том, что они одновременно могут выступать и в качестве обычных граждан, и в качестве специального субъекта налогового права. Именно по этой причине в целях налогообложения индивидуальными предпринимателями признаются не любые физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых, а только те из них, что осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, для того, чтобы точно определить, является ли данное физическое лицо индивидуальным предпринимателем и, следовательно, потенциальным налогоплательщиком, в первую очередь, необходимо исходить из понятия предпринимательской деятельности.

Поскольку Налоговый кодекс не содержит определения понятия «предпринимательская деятельность», в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса следует исходить из определения этого понятия, данного в ст. 2 Гражданского кодекса, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В связи с этим любое физическое лицо, которое на свой риск осуществляет деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от совершаемых им операций, признаваемых объектами налогообложения акцизами, является индивидуальным предпринимателем, и, следовательно, плательщиком акциза.

Гражданский кодекс (ст. 23) устанавливает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства при достижении ими восемнадцатилетнего возраста вправе заниматься любой индивидуальной деятельностью, за исключением тех видов деятельности, которые запрещены законом.


Например, исходя из положений п. 2 ст. 1, п. 9 ст. 8, п. 1 ст. 11, ст. ст. 14, 18 и 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, индивидуальные предприниматели (физические лица) не вправе заниматься деятельностью по производству спирта этилового, спиртосодержащей пищевой и алкогольной продукции. Таким образом, плательщиками акциза по этим подакцизным товарам могут быть только организации (юридические лица).

Для того чтобы реализовать право заниматься предпринимательской деятельностью и приобрести статус индивидуального предпринимателя, физические лица должны:

- зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При этом, учитывая, что на практике физические лица, не всегда соблюдают правила о государственной регистрации, даже фактически занимаясь предпринимательской деятельностью, ст. 23 Гражданского кодекса предусмотрено, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им хозяйственных сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд, в свою очередь, может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

По аналогии с Гражданским кодексом в Налоговом кодексе также установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Как следует из изложенного, поскольку для исполнения налоговых обязанностей наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя значения не имеет, данная норма Налогового кодекса расширяет круг лиц, которых можно отнести в целях налогообложения к индивидуальным предпринимателям;

- встать на учет в налоговом органе;

- получить лицензию, если выбранный вид деятельности является лицензируемым. Например, деятельность, связанная с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (включая денатурат), алкогольной и спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции.


Как уже не раз упоминалось выше, сами по себе организации и индивидуальные предприниматели не являются плательщиками акциза до тех пор, пока они не осуществляют соответствующие операции. Поэтому в п. 2 ст. 179 Налогового кодекса конкретизировано, что организации и иные лица, указанные в данной статье, признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом в соответствии с гл. 22 Налогового кодекса.

Таким образом, отличительным критерием для определения статуса налогоплательщика акциза является то, что лица до момента совершениями ими подлежащих налогообложению акцизом операций как налогоплательщики акциза не рассматриваются.

Анализ установленного ст. 182 Налогового кодекса перечня операций, подлежащих налогообложению акцизом (объектов налогообложения) позволяет сделать вывод, что все налогоплательщики акцизов, в зависимости от совершаемых ими операций, подлежащих налогообложению акцизом, могут быть условно подразделены на три категории [16, c. 119]:

Первая категория - лица, совершающие указанные операции с произведенными ими подакцизными товарами.

Так, в соответствии с положениями пп. 1, 7, 8, 9, 10, 11, 12 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса налогоплательщиками акциза признаются лица, осуществляющие операции по реализации или передаче произведенных ими подакцизных товаров (в том числе из давальческого сырья).

Таким образом, во всех случаях совершения таких операций определяющим для установления налогоплательщика акциза является не регламентированное нормами указанных подпунктов ст. 182 Налогового кодекса не направление (назначение) той или иной реализации (передачи), а является ли лицо, осуществляющее эту реализацию (передачу) подакцизного товара его производителем.

Соответственно, лица, реализующие (или передающие) подакцизные товары, ими не произведенные, плательщиками акцизов по операциям их реализации или передачи (за исключением нижеприведенных случаев), не признаются;

Вторая категория - лица, совершающие подлежащие налогообложению акцизом операции с подакцизными товарами, ими не произведенными, а именно:

продажу переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, и ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;