Файл: Этикет деловых отношений .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1587

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разновидности приемов - киносеансы, музыкальные и литературные вечера, вечера дружбы, встречи для игры в гольф, теннис, шахматы, другие спортивные игры. Перечисленные мероприятия, как правило, сопровождаются легким угощением.

В зависимости от случая, по которому необходимо устроить прием, избирается вид приема. При этом следует учитывать международную дипломатическую практику, согласно которой наиболее торжественными, а следовательно, и наиболее почетными видами приемов являются обед и вечерний прием. Если речь идет о гостящих в стране главе государства или премьер-министре, министре иностранных дел, других членах правительства, то целесообразно избрать обед. В менее важных случаях следует воспользоваться другими из вышеперечисленных видов приемов. При этом всегда необходимо учитывать протокольные традиции и обычаи, установившиеся в данной стране. Эти традиции помогут в выборе вида приема.

Любой прием должен быть предварительно подготовлен самым тщательным образом. В подготовку приема входят: выбор вида приема, составление списка приглашаемых лиц, рассылка приглашений, составление плана рассадки за столом на завтраке, обеде или ужине; составление меню, сервировка стола и обслуживание гостей; подготовка тостов или речей, составление схемы (порядка проведения) приема.

При определении даты приема следует исходить из того, что приемы не проводятся в праздничные дни, а в мусульманских странах - в религиозный праздник Рамазан. Не проводятся приемы и в дни национального траура, а назначенные ранее отменяются.

Для того чтобы прием прошел четко и организованно, заранее продумывается план его проведения. Предусматриваются время и место встречи гостей хозяином, время приглашения к столу, провозглашения тостов и т.д. Распределяются обязанности на приеме для дипломатических работников (оказание внимания определенным гостям, наблюдение за залом и т.п.). Иногда на больших приемах для наиболее видных гостей отводится отдельный зал, который, однако, не должен быть изолирован от остальных гостей, или место в зале. Хозяину дома (приема) следует выбрать время, чтобы обойти все залы и оказывать внимание всем приглашенным.

Ответ на приглашение. Во всех случаях, когда в полученном приглашении на завтрак, обед, ужин или другой вид приема оставлены незачеркнутыми буквы R.S.V.P. или фраза "Просьба ответить", необходимо заблаговременно по телефону или письменно сообщить, принимается приглашение или нет. Отсутствие ответа или запоздалость его рассматривается как проявление невежливости и неучтивости. В случае, если по каким-либо причинам ответ не может быть дан заблаговременно, лучше отказаться от приглашения, чем вообще не давать ответа или затягивать его.

После того как был дан положительный ответ на приглашение, посещение приема является обязательным. Лишь в самом крайнем случае, если возникли какие-либо непредвиденные и срочные обстоятельства, препятствующие посещению данного приема, от него можно отказаться, но обязательно с заблаговременным извещением об этом хозяина приема.


Если в приглашении буквы R.S.V.P. зачеркнуты или отсутствуют (это имеет место главным образом в приглашениях на приемы, проводимые стоя, без сидячих мест за столом), давать тот или иной ответ не нужно.

Приход на прием и уход с приема. На завтрак, обед, ужин или другой вид приема, в приглашении на который содержится просьба ответить, следует приходить точно в указанное в приглашении время. Опоздание считается нарушением этикета и может быть воспринято отрицательно и даже с обидой. Если из одного ведомства или учреждения приглашено несколько представителей и они являются на прием вместе, то принято, чтобы первыми входили младшие по должности, а затем старшие. На приемы, проводимые без рассадки за столом, в приглашении на которые указывается время начала и конца приема (17.00-19.00, 18.00-20.00 и т.д.), можно прийти и уйти в любой час в пределах указанного в приглашении времени. Приходить к началу приема не обязательно, так же как необязательно находиться на приеме до его конца. Считается, однако, что приход на такой прием в начале и уход с приема в его конце являются выражением особо дружественного отношения гостя к хозяину приема. И, наоборот, если есть необходимость показать или подчеркнуть холодность или натянутость отношений с устроителем приема, достаточно пробыть на нем 15-20 минут и, попрощавшись с хозяином, уйти.

Во всех случаях официальным лицам рекомендуется не уходить с приема раньше старших гостей.

Поведение на дипломатических приемах. Всякий дипломатический прием является местом встречи представителей иностранных государств, которые в своих отношениях друг с другом придерживаются сложившихся правил вежливости, любезности и такта.

Иностранные гости, пришедшие на прием, оказывают тем самым уважение дипломатическому представителю и его стране, и поэтому они должны быть приняты с почетом и вниманием. Дипломатический представитель и его сотрудники следят за тем, чтобы их гостям было удобно, беседуют с ними, угощают. Нельзя допускать, чтобы работники диппредставительств собирались в собственном кругу, забывая о гостях-иностранцах.

Время разговора с одним собеседником на официальном приеме не должно превышать пяти минут.

На приемах типа коктейль или фуршет, проводимых стоя, гости сами подходят к столам, набирают закуски в свои тарелки и отходят от столов, чтобы дать возможность подойти к ним другим гостям. Это правило не должно игнорироваться.

Задерживаться без надобности на том или ином приеме дольше времени, указанного в приглашении, не рекомендуется, так как это может быть обременительным для хозяев. Неблагоприятное впечатление производят случаи, когда гости на том или ином приеме уходят с него все сразу, после ухода главного гостя. Лучше расходиться постепенно.

У нас в стране приняты два вида обслуживания на приемах:


- "в стол", когда все закуски и блюда находятся на столе;

- "в обнос", когда гостей обслуживают официанты.

За рубежом распространен последний вид обслуживания. При таком обслуживании официанты подходят к гостям, наливают в фужеры воду, напитки, затем подносят на больших продолговатых подносах закуски и блюда в порядке, указанном в меню. Обслуживание начинается с дамы, сидящей справа от хозяина. Если официантов двое или больше, то обслуживание начинается сразу с обеих сторон стола.

В конце обеда (после десерта и фруктов) гостям в специальных чашах могут подать воду с ломтиками лимона для омовения рук. В эту воду окунают кончики пальцев, которые заимствуют о салфетку.

Как только все гости кончили есть, хозяйка встает, за ней поднимаются и все остальные. Мужчины помогают дамам выйти из-за стола, отодвигая их стулья.

Возглавляемые хозяйкой и почетным гостем, все присутствующие на приеме переходят из столовой в гостиную, где подается кофе, коньяк, ликеры.

В гостиной обязанности мужчин по отношению к своим соседкам по столу заканчиваются.

Перед уходом с обеда (ужина) гости прощаются с хозяйкой и хозяином, благодарят за обед (ужин), но не за вкусную еду.

Одним из важнейших моментов организации приема является составление списка гостей. Приглашение на дипломатический прием всегда носит политический характер, поэтому составление списков должно поручаться ответственному работнику и утверждаться руководителем учреждения, устраивающего прием. Составитель списка прежде всего должен определить общее количество гостей, которых предполагается пригласить на прием. С учетом возможности обеспечить нормальное обслуживание гостей в помещениях, где будет проходить прием, при этом необходимо иметь в виду определенный процент гостей, которые в силу разного рода причин не смогут или откажутся быть на приеме.

В список гостей с иностранной стороны прежде всего включаются представители официальных властей, дипкорпуса, если он приглашается, и представители общественности. На приемы (завтраки, обеды, ужины, коктейли, фуршеты), проводимые в узком составе, не рекомендуется приглашать лиц с резко противоположными взглядами и позициями. Чтобы такие приемы прошли успешно, на них целесообразно приглашать лиц одинаковой партийной принадлежности или связанных взаимной дружбой и интересами.

Приглашения на прием направляются на бланке, отпечатанном типографским способом. Имя, фамилия приглашенного и его должность пишутся от руки или на машинке. Для приемов по случаю национального праздника или в честь какого-либо государственного деятеля или делегации заказываются специальные бланки, на которых указано, по какому случаю проводится прием.

Визитная карточка


Визитная карточка впервые появилась во Франции в XVII веке, хотя нечто похожее существовало в древнем Китае.


Визитная карточка – важнейший элемент протокольных контактов с деловыми партнерами, ими обмениваются при знакомстве, поздравлении и выражения соболезнования. Их принято оставлять, нанося визит и посылать вместо ответного визита. С ними пересылаются подарки (цветы, книги, билеты). Существуют 2 вида визитных карточек: официальная в ней указывают место работы, адрес, телефон, факс, должность, страна и личная (семейная), в не указывают имя, фамилию мужа и жены. Личную карточку рассылают или завозят, главным образом, дамам и семейным парам. Визитная карточка никогда не подписывается и дата на них не ставится.

Визитная карточка широко используется в повседневной практике. Она оказывается незаменимой при визитах, знакомства ею можно воспользоваться также для краткой записи и т.д. Она должна быть отпечатана на родном языке или языке страны пребывания (английском, французском, арабском, японском и т.д.).

В России приняты двусторонние визитки на двух языках: английском и русском. Однако лучше заказать два комплекта односторонними текстами, на русском и иностранном. Это будет свидетельством Вашего уважения к собеседнику. Односторонняя визитная карточка позволяет Вам в случае необходимости записать нужные дополнительные сведения на оборотной стороне.

На визитной карточке печатаются имя и фамилия (на русском языке также и отчество), должны быть указаны должность адрес фирмы или учреждения, где Вы работаете, номер телефона, телефакса и телекса. На визитных карточках, предназначаемых для дам, должность не указывается.

Важно, чтобы текст карточки подготовил профессиональный переводчик, ибо название должностей, отделов и подразделен! Располагать текст на визитной карточке следует вдоль длинной стороны. Впрочем, деловые женщины и люди, близкие к артистическим кругам, выбирают вертикальное расположение - вдоль короткой стороны.

Плохо, если крупным шрифтом на Вашей визитке будет набрано название организации или фирмы, где Вы работаете, а не Ваши имя, отчество и фамилия. Визитная карточка должна представлять лично Вас, а не фирму, в которой Вы работаете. Не рекомендуется на визитных карточках указывать домашний адрес и телефон.

Визитная карточка вручается таким образом, чтобы новый знакомый мог сразу прочитать текст. При этом вслух Вы произносите имя и фамилию, чтобы он усвоил произношение. Визитные карточки дают возможность точно знать транскрипцию фамилий Ваших новых знакомых, иногда весьма трудную. А ошибка в произношении фамилий часто обижает людей.

На карточках жен проставляется лишь имя и фамилия. Следует знать, что в ряде стран существует странный, на наш взгляд, обычай - жена носит не только фамилию, но и имя мужа: Mrs. Richard Schenk. Нам этой практике не стоит подражать: если имя Фроловой Людмила, то в карточке должно значиться: Mrs. Lud-mila Frolova.


Иногда употребляется объединенная визитная карточка, на которой проставляются имя и фамилия мужа и жены. Такие карточки рассылаются или завозятся главным образом дамам и семейным парам.

На визитной карточке на английском, французском или каком-либо другом языке отчество не указывается: понятие отчества за границей незнакомо, и иностранцы могут принять его за двойную фамилию. Так, если на визитке написать "Иван Васильевич Фролов", то могут подумать, что фамилия - Васильевич-Фролов. Поэтому .в таком случае обозначается первая буква отчества: Mr. Ivan V. Frolov.

Весьма редко встречаются визитные карточки с фотографией владельца. Во многих странах это считается дурным вкусом.

Следует иметь в виду, что если каким-то образом у Вас оказалась визитная карточка дамы, на левой стороне которой находится ее цветное фото, а на правой только имя и номер телефона, то эта женщина является представительницей самой древней профессии.

На визитных карточках можно делать надписи. В зависимости от конкретного случая в левом нижнем углу карандашом пишутся буквы латинского алфавита, которые означают следующее:

p.f. - поздравление;

р.г. - благодарность;

р.с. - соболезнование;

p.p. - заочное представление вновь прибывшего лица (визитная карточка главы дипломатического представительства. На которой пишутся вышеуказанные буквы, посылается вместе с визитной карточкой вновь прибывшего лица, на которой никаких условных букв не имеется. Ответ дается визитной карточкой без подписи в адрес представляемого);

p.f.c. - удовлетворение знакомством;

р.р.с. - заочное прощание (в случае окончательного отъезда из страны пребывания вместо личного визита);

p.f.N.a. - поздравление с Новым Годом.

На визитных карточках могут быть и другие надписи, обычно в 3-ем лице. Например, "Поздравляет с праздником", "Благодарит за поздравление", "С наилучшими пожеланиями посылает художественный альбом на память" и т.п.

Использование визитных карточек не ограничивается перечисленными случаями: ими не только обмениваются при знакомстве, но и посылают после нанесенного делового визита, если не наносится ответный визит; с визитной карточкой пересылаются цветы, подарки и т.д.

Визитные карточки никогда не подписываются и дата на них не проставляется.

На визитных карточках, посылаемых в одном конверте нескольким лицам, работающим вместе в одном учреждении, фирме или посольстве, в верхнем левом углу каждой карточки карандашом пишется фамилия лица, которому она адресована.

Визитные карточки, завозимые непосредственно Вами, загибаются с правой стороны (загнутый угол означает личное посещение); посылаемые визитные карточки не загибаются.

На полученные или завезенные визитные карточки полагается давать ответ визитными же карточками в течение 24 часов.


Основные требования предъявляемые к телефонным деловым