Файл: Этикет деловых отношений .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1586

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- общение должно строиться на принципах толерантности: обе стороны должны дать возможность друг другу высказать свое мнение, быть способными воспринимать, учитывать правомерность, внутреннюю обоснованность мнения партнера;

- выявление к партнеру уважения как минимально необходимой моральной предпосылки общения. Уважение не должно пронизывать собой всю целостную моральную атмосферу взаимоотношений. Уважение как практическая реализация признания человеческого достоинства находит дополнение в почете и реализуется в первую очередь через признание личных добродетелей индивида;

- налаживание деловых отношений невозможно без проникновения в заботы и проблемы партнера, то есть без сочувствия и сопереживания ему (по крайней мере, в пределах деловой сферы). Моральный импульс сочувствия, создает необходимую атмосферу взаимоотношений.В целом деловые отношения должны быть пронизанные гуманизмом (выходить из установок на человека, группу людей как субъект общения), быть представленными в сознании переживанием сочувствия, реализоваться в общении и деятельности сочувствием, помощи и взаимодействия, направленного на решение общего дела.

Современные западные теоретики и практики бизнеса сегодня на первые места ставят этические принципы бизнеса. Американский теоретик этики Е.Хьюм определяет, что современному предпринимателю, менеджеру должны быть присущи такие черты: деловитость, человечность, способность сомневаться, но не с атеистическими убеждениями, открытость как для мира, так и для конкурента. Немецкий социолог, экономист В. Зомбарт отмечает, что современный предприниматель должен владеть моралью в деле (коммерческая солидность, верность договорам) и моралью для дела (мещанская добропорядочность, моральный образ жизни).

В целом, в основе этики делового общения должна быть координация, а, по возможности, и гармонизация интересов. При этом важно, чтобы общение осуществлялось этическими средствами и во имя морально оправданных целей.

Несмотря на всю проблематичность и сложность выбора моральной позиции, в общении следует придерживаться таких положений, которые позволяют значительно облегчить взаимоотношения, избежать ошибок:

- в морали нет абсолютной истины и наивысшего судьи среди людей;

- когда речь идет об этических промахах других людей, их не следует «раздувать», не следует делать «из мухи слона». Если же речь идет о собственных промахах, то здесь следует действовать наоборот;

- лучше хвалить других, а претензии предъявлять себе;

- моральное отношение окружающих к нам людей, в конце концов, зависит лишь от нас самих;

- когда идет речь о практическом утверждении норм морали, то основным императивом поведения, должно быть - «начни с себя».

Практика деловых отношений свидетельствует, что эффективности взаимодействия в общении способствуют не только обоюдная попытка партнеров достичь общности во взглядах и понимания, искренность в изложении своих взглядов на обсуждаемую проблему, стремление придерживаться принципа равноправия сторон, но и соблюдение моральных принципов в общении.



  1. Виды этикета

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщине: при появлении пожилого человека все встают, а женщина останавливает схватку мужчин - для этого ей достаточно бросить между дерущимися платок.

Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению". По его же указанию была издана книга Эразма Ротердамского "О правилах хорошего тона" в количестве ста экземпляров на русском и голландском языках.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил и традиций, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, повышения уровня образования и культуры одни правила поведения сменяются другими, то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот.

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Так, например, в гостях и тем более на официальных приемах не принято брать мясо руками, а на пикнике это вполне допустимо.


Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер как бы неписаного соглашения о том, что в поведении людей считать общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать в тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого человека, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании.

Нередко мы видим людей, которые громко разговаривают или смеются во время спектакля в театре, кинозалах и других общественных местах, мешая окружающим; не снимают головной убор при входе в квартиру или учреждение; на улице бросают на тротуар окурки, бумагу; ходят в мятом костюме, грязной обуви; не вынимают сигарету изо рта или руки из карманов при разговоре с другим человеком; проявляют излишнее любопытство и назойливость при общении со знакомыми или малознакомыми людьми; допускают грубость и бестактность по отношению к окружающим; не уступают место в общественном транспорте пожилым людям, женщинам, детям, инвалидам; невежливо отвечают на вопросы; толкаются и не считают нужным извиниться. Многие просто не усвоили элементарные правила обращения к другому человеку.

Нередко приходится наблюдать и такую картину, когда в ресторанах, кафе, на банкетах, в гостях внешне подтянутые, вежливые, хорошо одетые люди не знают элементарных правил поведения за столом, не умеют обращаться с вилкой и ножом, с бокалом или рюмкой.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях: приемах, церемониях, переговорах.

Деловой этикет представляет собой свод писаных и неписаных правил поведения, нарушение которых мешает нормальному ведению дел.

Достоверно известно, что страны, где деловая этика отсутствует или развита крайне слабо, живут плохо и трудно, потому что бесчестные отношения мешают сотрудничеству.







Тема № 2 Общение как средство самопознания

Об умении держать себя в обществе.


План.

  1. Феномен «самопознания» и его характеристики.

  2. Некоторые рекомендации для осуществления процесса самопознания при деловом общении.

  3. Требование к внешнему виду.

  4. Правила поведения в общественных местах.

  5. Правила посещения официальных приёмов.


Феномен «самопознания» и его характеристики


Самопознание необходимо человеку для коррекции своего общения, личного поведения через совершенствование системы саморегуляции, которая имеет большое значение даже в будничной, повседневной жизни, а тем более в чрезвычайных, кризисных ситуациях (тревожность, депрессия, аффект, навязчивость мыслей, деяний, фобий, «кризиса» мотивации и тому подобное).

Зная тип темперамента, доминирующих его свойств, можно предварительно спрогнозировать определенные нюансы, детали общения с партнером.

Анализ самопознания содержит, в частности, два аспекта:

идентификацию (уподобление себя к собеседнику) и рефлексию (осознание того, как его воспринимает и оценивает партнер по общению).

Умение общаться с самим собой, вести внутренние размышления-диалоги, «разговаривать» или «советоваться» с собственной совестью является весьма важным и для принятия решений, а также и для внутреннего духовного развития человека, ее внутренней гармонии, для анализа сторон и стиля общения. Внутренний диалог целесообразен при всех случаях, но особенно полезный в ситуации, когда:

мы стоим перед важным выбором;

мы в кризисе

нас никто не понимает;

мы желаем прийти к мудрости;

мы чувствуем одиночество;

мы предпочитаем свободы (Практическая психология. - Сб., 1997).

Познать себя - что это? В первую очередь это осмыслить ценность человеческой жизни и прежде всего своего личного. То есть познать свое тело, свои мнения, ощущения, взаимоотношения, окружения; свой язык; свой характер, свои черты - например, честность, надежность, щедрость, отвагу, доброту; своя одаренность; свой стиль общения.

Самопознание, за Г.Сковородой, есть «раскрытие своей природы, нахождения в себе не только особенного, но и общечеловеческого». Самопознание является воссозданием и осмыслением того, что человек делает, как она делает, почему именно так и др.

Самопознание совмещает в себе самонаблюдение (само виденье) и самооценку. Развитое самонаблюдение делает возможным отследить свои: действия, чувства, манеры и тому подобное.

Самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, ее критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка может быть: адекватной (объективной), завышенной, и заниженной.

Человек с объективной самооценкой знает себя, свои слабые и сильные стороны. С уважением относится к себе и окружающим; воспринимает критику как возможный путь к росту; спокойно и взвешенно воспринимает комплименты.