ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2835

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

96


ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

«ФИНАНСЫ»

Конспект лекций

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического

совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2007г.

г. Краматорск, 2007г.

Конспект лекций по дисциплине «Финансы»

Сост. Панкова Г.Ш. - Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2007г.



ТЕМА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ

ПЛАН

1.1. Необходимость и сущность финансов

1.2. Модели финансовых отношений в обществе

1.3. Функции и роль финансов


1.1 Необходимость и сущность финансов

Финансы являются одной из наиболее важных и сложных экономических категорий. Без них невозможно функционирование государства и деятельность юридических и физических лиц, поскольку именно они обеспечивают стоимостное движение созданного в обществе валового внутреннего продукта (ВВП), отображая довольно сложные отношения, которые возникают при этом. Главным их назначением является обеспечение каждого физического лица, каждого субъекта предпринимательства, каждой государственной структуры, а так, и общества в целом, достаточными для осуществления их деятельности денежными средствами.

Финансы имеют как видимую, внешнюю, форму проявления, так и внутреннее содержание. Видимая сторона финансов проявляется в денежных потоках, которые перемещаются между субъектами финансовых отношений. Эти потоки - их характер и формы, направленность и объемы - являются предметом практической финансовой деятельности. Скрытая, содержательная, сторона финансов связана с тем, что они отображают те или иные денежные потоки, а именно - движение стоимости созданного в обществе валового внутреннего продукта, т.е. обменные и распределительные отношения. От степени урегулирования этих отношений зависит эффективность экономической системы и уровень развития общества. Обменно-распределительные отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и являются предметом финансовой науки.

Финансы совокупность денежных отношений, связанных с формированием, мобилизацией и размещением финансовых ресурсов и с обменом, распределением и перераспределением стоимости созданного на основе их использования валового внутреннего продукта, а при определенных условиях и национального богатства.


Ключевыми элементами определения сущности финансов и основ их функционирования, которое состоит в постоянном движении и кругообороте средств, является характеристика финансовых отношений и финансовой деятельности. Финансовые отношения, отображая движение стоимости от одного субъекта к другому, характеризуют обменные, распределительные и перераспределительные процессы и проявляются в денежных потоках. Финансовая деятельность любого субъекта проявляется в формировании доходов и осуществлении расходов. Это обуславливает неоднозначность проявления функционирования финансов: ведь, с одной стороны, финансовые отношения завершаются формированием доходов одного субъекта при осуществлении расходов другим, а финансовая деятельность, с другой стороны, не может осуществляться каждым субъектом отдельно - доходы поступают от кого-то, а расходы идут кому-то.


Главным признаком, который определяет сущность и форму функционирования финансов, есть движение денежных потоков, в котором отображаются и финансовые отношения, и финансовая деятельность. Именно они являются тем универсальным свойством, которое объединяет все аспекты функционирования финансов. В них всегда четко отображаются отношения двух субъектов с ярко выраженным их характером: обмен - оплата счетов за товары и услуги; распределение и перераспределение - уплата налогов, выплата дивидендов, получение субсидий и др. Входные потоки связаны или с формированием финансовых ресурсов - поступления от размещения акций, получение кредита, бюджетные ассигнования и т.п., или с получением доходов - поступление оплаты за товары, работы, услуги. Исходные потоки отображают или доходы или расходы, или процесс возвращения финансовых ресурсов, которые использовались на возвратной основе, или размещение временно свободных ресурсов на финансовом рынке.

Исходными финансовыми категориями являются доходы, расходы и финансовые ресурсы. Доходы одного из субъектов всегда являются расходами другого. Под доходами понимают полученные в результате определенной деятельности денежные средства. Доходы рассматриваются в широком и узком понимании. В широком понимании - это все поступления, которые обеспечивают финансирование расходов. В узком понимании, это те поступления, которые отображают прирост стоимости. Источником этих доходов являются основные составляющие добавленной стоимости - заработная плата, прибыль, ссудная процент, рента, косвенные налоги.

Доходы рассматриваются по стадиям и методам их формирования. По стадиям различают первичные доходы, которые получены в процессе первичного распределения добавленной стоимости, и вторичные, которые формируются вследствие перераспределения первичных доходов. По методам формирования выделяют продуктивные доходы – средства от определенной продуктивной деятельности, доходы от продаж и использования имущества, ресурсов, в том числе финансовых, определенных прав собственности. Кроме того, доходы могут делиться на законные - полученные согласно действующему законодательству, и незаконные - полученные с нарушением законодательства.

Под расходами понимают использование денежных средств, которые есть в распоряжении того или другого субъекта на данный момент, с целью обеспечения определенных нужд. Расходы могут осуществляться за счет полученных доходов или наличных финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы — это сумма средств, направленных в основные и оборотные средства предприятий, на основе которых формируются продуктивные доходы. Основу финансовых ресурсов составляет капитал. Однако, с одной стороны, не весь капитал имеет форму финансовых ресурсов (например, резервный и неработающий капитал), а с другой, - финансовые ресурсы могут формироваться и путем привлечения заемных средств.


Характеристика финансовых отношений связана с выделением их объектов и субъектов. Объектами данных отношений являются национальное богатство и произведенный ВВП.

Распределение ВВП является необходимой предпосылкой обеспечения непрерывности производства. Финансы выполняют функцию связующего звена между несколькими производственными циклами, без них невозможно воспроизводство производства - ни простое, ни расширенное. Поэтому, с одной стороны, распределение ВВП является закономерной необходимостью. С другой стороны, именно ВВП как объект финансовых отношений характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает.

В случае, когда объектом финансовых отношений является национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой. Закономерным такое явление можно назвать только в том случае, когда существуют лишние основные средства или материальные ресурсы, которые не используются, а также когда есть значительные запасы природных ресурсов, которые превышают нужды данной страны. В других случаях распродажа национального богатства будет означать обычное «проедание» ресурсов. В свою очередь, это может быть вызвано экономическим или финансовым кризисом, когда другого выхода практически не существует, а также безответственной финансовой политикой.

Права государства в распределительных отношениях регламентируются в законодательной форме.

Субъектами финансовых отношений являются юридические и физические лица и государство. Это связано с тем, что не все физические лица принимают участие в создании ВВП, а потому их нужды обеспечиваются путем перераспределения, которое осуществляет государство.

Финансовые противоречия. Поскольку объект финансовых отношений один, а субъектов три, то эти отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер. Каждый субъект стремится получить как можно больше, но это можно сделать только за счет других субъектов, которые имеют такие же интересы. Отсюда вытекает необходимость сбалансирования интересов всех субъектов.

Способы сбалансирования финансовых противоречий:

1. Установление оптимальных пропорций распределения ВВП.

2. Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов.

Сбалансирование интересов субъектов финансовых отношений достигается, прежде всего, путем установления оптимальных пропорций распределения ВВП, т.е. таких, которые отвечают вкладу каждого, в частности и государства, в его производство.

Научно установленных показателей пропорций распределения и критериев эффективности на практике не существует. Оценка проводится опосредованно по показателям экономической эффективности и социальной стабильности. Если экономика функционирует стабильно и эффективно, то значительных противоречий в распределении нет. Если социальное напряжение в обществе отсутствует, то оно в целом удовлетворено пропорциями распределения ВВП. Указанные критерии оценки отображаются в довольно точных экономических показателях - уровне ВВП (ВНП) на душу населения и темпах роста ВВП.


Объем валового национального продукта на душу населения характеризует степень развития страны. Это один из основных критериев жизненного уровня населения отдельных стран. Как относительный показатель он показывает, что подлежит распределению в расчете на одного гражданина. Объем ВНП на душу населения за год в разных странах имеет очень значительные колебания. В развитых странах он составляет 25-40 тыс. долл. США, а в некоторых, например, в Швейцарии, превышает 40 тыс. долл.

Характерные признаки финансов:

  • обменно-распределительный характер;

  • движение стоимости от одного субъекта к другому;

  • денежная форма отношений;

  • формирование доходов и осуществление расходов;

  • эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный перераспределению.


1.2. Модели финансовых отношений в обществе

Распределение и перераспределение ВВП может осуществляться по различным схемам, согласно которым строятся модели финансовых отношений в обществе. В основе построения финансовой модели общества лежат роль и место в ней государства. Модели различаются по двум признакам:

а) в соответствии с последовательностью распределения ВВП;

б) в соответствии с уровнем государственной централизации ВВП.

По последовательности распределения ВВП различают две модели — рыночной и административной экономики. Их рассматривают исходя из распределения вновь созданной стоимости - национального дохода, доминирующими составляющими которого являются заработная плата и прибыль. Он является основным и обязательным объектом распределения. Основным по удельному весу и значимостью. Обязательным, поскольку не может быть нераспределенным - иначе остановится процесс воспроизводства.

Финансовая модель рыночной экономики является основной, она прошла значительный исторический путь развития и доминирует в мире. Сущность ее очень простая и логическая: сначала стоимость реализованного национального дохода распределяется между теми, кто участвует в его создании. Это владельцы средств производства, которые получают прибыль, рабочие и служащие, которым выплачивается заработная плата. В общем виде эта модель может быть изображена на схеме 1 - заштрихованная часть показывает налогообложение заработной платы отдельных рабочих и служащих (а, б) и прибыли предпринимателей (А, Б).

Характерным признаком модели является то, что государство получает свои доходы, прежде всего на основе перераспределения национального дохода.

Модель открыто, понятно и точно характеризует финансовые реалии в обществе:

во-первых, в ней точно отображается уровень доходов каждого юридического и физического лица, которые, в свою очередь, иллюстрируют их вклад в создание национального дохода;

во-вторых, достоверно определяется уровень налогообложения: каждый субъект точно знает, сколько он зарабатывает и сколько отдает;


в-третьих, четко зафиксированы стимулы к росту доходов на основе роста производства и повышения производительности труда.

Пропорции первичного распределения национального дохода между предпринимателями и рабочими и служащими регулируются:

  • рыночными отношениями;

  • в законодательном порядке.

Рыночные отношения оказывают содействие установлению оптимальных пропорций между заработной платой и прибылью. С одной стороны, каждый субъект заинтересован в увеличении своей доли. Однако, с другой стороны, - существуют определенные объективные ограничения, которые приводят к тому, что каждый субъект заинтересован в доходах другого. Так, для предпринимателей крайне необходимым есть высокий уровень доходов населения, поскольку это оказывает содействие расширению объема продаж, а значит, и обеспечению формирования прибыли. Рабочие и служащие заинтересованы в прибыли предприятия, так как она создает предпосылки для развития производства, а затем и возрастанию заработной платы. При этом преобладающую долю в национальном доходе в современных условиях занимает именно заработная плата, тогда как объемы прибыли минимизируются нуждами производственного развития.

Законодательное регулирование состоит в установлении минимального уровня оплаты труда и ограничении максимального уровня рентабельности на основе применения экономических инструментов, например налога на сверхприбыль.

Сущность финансовой модели административной экономики, которая использовалась в бывшем СССР и других социалистических странах, заключается в том, что преобладающая часть национального дохода сразу централизовалась в бюджете и исключалась из распределительных отношений. Государство направляло в бюджет централизованный чистый доход — налог с оборота и часть децентрализованного чистого дохода — прибыли предприятий (через систему платежей из прибыли). Часть прибыли (до 40%) оставалась на предприятии, другая часть национального дохода выплачивалась рабочим и служащим в виде заработной платы, которая подлежала налогообложению. Характерный признак модели заключается в том, что преобладающую часть своих доходов государство получает в процессе первичного распределения национального дохода.

Модель является закрытой и не отображает финансовых реалий в обществе:

во-первых, из нее не видно реального уровня доходов юридических и физических лиц;

во-вторых, доходы юридических и физических лиц не отображают их вклад в создание национального дохода;

в-третьих, невозможно достоверно определить уровень налогообложения;

в-четвертых, отсутствуют стимулы к продуктивной работе.

Пропорции первичного распределения национального дохода регулируются государством с помощью административных методов. Уровень заработной платы регулировался через установление тарифных разрядов и должностных окладов. На основе планового ценообразования фиксировался централизованный чистый доход государства (налог с оборота) и устанавливался уровень прибыли предприятий. По уровню государственной централизации ВВП в рамках финансовой модели рыночной экономики условно можно выделить три основные модели: американскую, западноевропейскую и скандинавскую.