ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1915

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) таможенные органы — относительно уплаты ввоз­ной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в мо­мент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государст­венной контрольно-ревизионной службы и органы госу­дарственной налоговой службы в пределах их компетен­ции — относительно бюджетных займов, займов и креди­тов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотацией субсидий, других бюджетных ассигнований,

Плановые выездные проверки проводятся всеми кон­тролирующими органами одновременно в день, определен­ный органом государственной налоговой службы. Поря­док координации проведения таких проверок устанавли­вается Кабинетом Министров Украины.

2. Правовое регулирование малого предпринимательства

Специфика малого предпринимательства вызывает не­обходимость его специального государственного регули­рования и поддержки.

В Украине малое предпринимательство регулируется наряду с общими законодательными актами также ря­дом специальных нормативных актов, среди которых следует назвать:

- Указ Президента Украины “О государственной под­держке малого предпринимательства” от 12.05.98 г.;

- Указ Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 03.07.98 г. № 727/98.

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства определены Указом Пре­зидента Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 12.05.98 г.

В Указе предусмотрена направленность государствен­ных и региональных программ малого предприниматель­ства на реализацию таких основных мер:

- совершенствование нормативно-правовой базы по во­просам развития и поддержки малого предприниматель­ства;

- финансово-кредитная поддержка малого предпринима­тельства;

- создание благоприятных условии для привлечения к предпринимательской деятельности социально незащи­щенных слоев населения (инвалидов, женщин, молодежи, безработных, уволенных в запас военнослужащих и пр.);

- содействие в получении субъектами малого предпри­нимательства необходимых для осуществления такой дея­тельности помещений (зданий), оборудования, а также ин­формационных материалов;

- привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению научно-технических и социально-эконо­мических программ, осуществлению поставки продукция (работ, услуг) для государственных, нужд.

Субъектами малого предпринимательства в соответ­ствии с п.4 названного Указа Президента Украины счи­таются:

- индивидуальные предприниматели, т.е. физические ли­ца, зарегистрированные как субъекты предприниматель­ской деятельности и занимающиеся ею без создания юри­дического лица;


- предпринимательские организации со статусом юри­дического лица, любой организационно-правовой формы и формы собственности (кроме доверительных обществ, банков, страховых компаний, прочих финансово-кредит­ных и небанковских финансовых учреждений,), а также субъекты предпринимательства, в уставном фонде кото­рых доли, принадлежащие юридическим лицам — уча­стникам и учредителям данных субъектов, не являющих­ся субъектами малого предпринимательства, и не превыша­ют 25% фонда.

Кроме этого, эти субъекты должны отвечать следую­щим критериям:

- среднесписочная численность работающих за отчетный период не превышает 50 человек (при этом учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам и совместительству);

- объем выручки от реализации продукции (товаров, ра­бот, услуг) за год не превышает 1 млн. грн.

Следует отметить, что критерии субъекта малого пред­принимательства, названные в Указе, существенно отли­чаются от определения этого понятия в других норма­тивно-правовых актах, в частности, в Законе Украины “0 предприятиях”, в соответствии с которым максимальное число работающих на малом предприятии составляет от 15 до 200 человек (в зависимости от отрасли).

3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

Применение упрощенной системы налогообложения, учета в отчетности, возможность которой была предусмот­рена в Указе Президента Украины от 12.05.98 г., нашла свою конкретизацию и развитие в Указе Президента Ук­раины “Об упрощенной системе налогообложения, уче­та и отчетности субъектов малого предпринимательст­ва” от 03.07.98 г. № 727/98, а также в Указе Президента Украины “О внесении изменений в Указ Президента Ук­раины от 3 июля 1998 г. № 727 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 28.06.99 г., в соответствии с которым Указ Президента Украины от 03.07.98 г. изложен в новой редакции.

Согласно этим нормативно-правовым актам, в целях реализации государственной политики по вопросам раз­вития и поддержки малого предпринимательства, действует упрощенная система нало­гообложения, учета и отчетности. для следующих субъектов малого предпринимательства:

физических лиц, которые занимаются предпринима­тельской деятельностью без создания юридического лица, и количество лиц, которые находятся в трудовых отноше­ниях с таким лицом, включая членов его семьи, за год не превышает 10 лиц и объем выручки которых от реализа­ции продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 250 тыс. гривень;

юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и фор­мы собственности, у которых за год среднеучетная числен­ность работающих не превышает 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 250 тыс. гривень.


Следовательно, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности распространяется на субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством, предос­тавлением услуг и реализацией продукции, и затрагивает как юридические, так и физические лица — предпринимате­лей. К таким услугам, например, относятся ремонт обуви и различные услуги на дому типа ремонта телевизоров или швейных машин.

Действие этого Указа не распространяется на:

субъектов предпринимательской деятельности, на ко­торых распространяется действие Закона Украины «О па­тентовании некоторых видов предпринимательской дея­тельности» в части приобретения специального торгового патента;

физические лица, которые в соответствии с законода­тельством Украины уплачивают фиксированный налог;

доверительные общества, страховые компании, бан­ки, другие финансово-кредитные и небанковские финансо­вые учреждения;

субъектов предпринимательской деятельности, в ус­тавном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, которые не являются субъектами малого предприниматель­ства, превышают 25 процентов;

Субъекты предпринимательской деятельности — физи­ческие лица, которые занимаются предпринимательской дея­тельностью без создания юридического лица, имеют право выбирать способ налогообложения доходов по единому на­логу путем получения свидетельства об уплате единого налога.

В случае, если физическое лицо — субъект предприни­мательской деятельности — осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых ус­тановлены разные ставки единого налога, оно получает одно свидетельство и уплачивает единый налог, не превы­шающий установленной максимальной ставки.



ТЕМА 4. Государственная регистрация субъектов предпринимательства.

1. Легитимация субъектов предпринимательства.

2. Государственная регистрация субъектов предпринимательства.

3. Отмена государственной регистрации субъект предпринимательства.

1. Легитимация субъектов предпринимательства

Легитимация субъектов предпринимательской дея­тельности — подтверждение государством законности вхождения субъектов предпринимательства в отношения в сфере предпринимательства.

Легитимация субъектов предпринимательской деятельности в Украине может состоять из нескольких элементов:

1. - один элемент — государственную регистрацию ;

2. - два элемента — государственную регистрацию и лицензирование;

3. - три элемента — государственную регистрацию, лицензирование и патентование.

Государственную регистрацию регулирует ст. 58 ХК Украины, а также подзаконный нормативный акт — Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.98 г.

Лицензирование регулирует Закон, Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” от 01.06.2000 г., а также многочисленные ведомственные нормативные акты, определяющие особенности лицензирования соответствующих видов деятельности.

Кроме того, некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента — государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного (обособленного) подразделения заниматься ими. В соответствии с Законом Украины “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности торговая деятельность за наличные средства, с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей (включая операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с кредитными карточками), а также деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, требует получения торгового патента.



2. Государственная регистрация субъектов предпринимательства

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона “О предприятиях в Украине” предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации. Следовательно, регистрация имеет конститутивное значение как юридический факт, с которым связывается создание предприятия.

Детально процедура регистрации регламентируется Положением о государственной регистрации, субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.98 г. № 740 (далее — Положение).

Законодательством Украины предусмотрена единая система государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности — все субъекты подлежат государственной регистрации в соответствующих органах в одинаковом порядке. Исключение составляют лишь отдельные субъекты предпринимательства (банки), специфика деятельности которых требует специального порядка их легитимации.


В соответствии со ст. 58 ХК Украины государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной государственной администрации (далее — органы государственной регистрации) по местонахождению или месту жительства субъекта, если иное не предусмотрено законом.

Перерегистрация субъектов предпринимательской деятельности в связи с изменением законодательства проводится бесплатно, если иное не предусмотрено законом.

Для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица собственник, уполномоченный им орган или лицо лично или по почте представляют в орган государственной регистрации указанные в Положении документы.

решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица (кроме частного предприятия).

устав, если это необходимо для создаваемой организационной формы предпринимательства.

Следовательно, Закон требует представления учредительных документов, необходимых для создаваемой организационно-правовой формы субъекта предпринимательства;

регистационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;

документ, удостоверяющий уплату собственником (собственниками) взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законом;

документ , удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию,

Положение регистрации уточняет, что органы, или физические лица уполномоченные собственником (собственниками), удостоверяют свои полномочия. документально.

Документом, подтверждающим оплату регистрации, может быть копия платежного поручения с банковской отметкой, если регистрационный сбор оплачивает юридическое лицо, а также оригинал квитанции или ее ксерокопия при осуществлении оплаты через учреждения Сбербанка.

Местонахождением субъекта предпринимательской деятельности юридического лица на дату государственной регистрации может быть местонахождение (место жительства) одного из учредителей или местонахождение по другому адресу, который подтверждается договором Предусматривающим передачу учредителю в собственность или пользование помещения, части помещения (договор купли-продажи, мены, дарения, аренды, лизинга, безвозмездного пользования имуществом, о совместной деятельности, учредительный договор и др.).

Если учредителем (одним из учредителей) субъекта предпринимательской деятельности является юридическое лицо, его государственная регистрация подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Иностранное юридическое лицо соответствующим документом удостоверяет свою регистрацию в стране местонахождения.