ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1961
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Хозяйственная деятельность и управление ею.
2. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды
1.Понятие, признака и виды субъектов хозяйственного права
Тема 1. Хозяйственная деятельность и управление ею
2. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды
Понятие и виды хозяйственных правоотношений
1.Понятие, признака и виды субъектов хозяйственного права
Индивидуальные предприниматели как субъекты хозяйственного права
б) таможенные органы — относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы;
в) органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и органы государственной налоговой службы в пределах их компетенции — относительно бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотацией субсидий, других бюджетных ассигнований,
Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами одновременно в день, определенный органом государственной налоговой службы. Порядок координации проведения таких проверок устанавливается Кабинетом Министров Украины.
2. Правовое регулирование малого предпринимательства
Специфика малого предпринимательства вызывает необходимость его специального государственного регулирования и поддержки.
В Украине малое предпринимательство регулируется наряду с общими законодательными актами также рядом специальных нормативных актов, среди которых следует назвать:
- Указ Президента Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 12.05.98 г.;
- Указ Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 03.07.98 г. № 727/98.
Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства определены Указом Президента Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 12.05.98 г.
В Указе предусмотрена направленность государственных и региональных программ малого предпринимательства на реализацию таких основных мер:
- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства;
- финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства;
- создание благоприятных условии для привлечения к предпринимательской деятельности социально незащищенных слоев населения (инвалидов, женщин, молодежи, безработных, уволенных в запас военнослужащих и пр.);
- содействие в получении субъектами малого предпринимательства необходимых для осуществления такой деятельности помещений (зданий), оборудования, а также информационных материалов;
- привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению научно-технических и социально-экономических программ, осуществлению поставки продукция (работ, услуг) для государственных, нужд.
Субъектами малого предпринимательства в соответствии с п.4 названного Указа Президента Украины считаются:
- индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, зарегистрированные как субъекты предпринимательской деятельности и занимающиеся ею без создания юридического лица;
- предпринимательские организации со статусом юридического лица, любой организационно-правовой формы и формы собственности (кроме доверительных обществ, банков, страховых компаний, прочих финансово-кредитных и небанковских финансовых учреждений,), а также субъекты предпринимательства, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, и не превышают 25% фонда.
Кроме этого, эти субъекты должны отвечать следующим критериям:
- среднесписочная численность работающих за отчетный период не превышает 50 человек (при этом учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам и совместительству);
- объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. грн.
Следует отметить, что критерии субъекта малого предпринимательства, названные в Указе, существенно отличаются от определения этого понятия в других нормативно-правовых актах, в частности, в Законе Украины “0 предприятиях”, в соответствии с которым максимальное число работающих на малом предприятии составляет от 15 до 200 человек (в зависимости от отрасли).
3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства
Применение упрощенной системы налогообложения, учета в отчетности, возможность которой была предусмотрена в Указе Президента Украины от 12.05.98 г., нашла свою конкретизацию и развитие в Указе Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 03.07.98 г. № 727/98, а также в Указе Президента Украины “О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 28.06.99 г., в соответствии с которым Указ Президента Украины от 03.07.98 г. изложен в новой редакции.
Согласно этим нормативно-правовым актам, в целях реализации государственной политики по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства, действует упрощенная система налогообложения, учета и отчетности. для следующих субъектов малого предпринимательства:
— физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, и количество лиц, которые находятся в трудовых отношениях с таким лицом, включая членов его семьи, за год не превышает 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 250 тыс. гривень;
— юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 250 тыс. гривень.
Следовательно, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности распространяется на субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством, предоставлением услуг и реализацией продукции, и затрагивает как юридические, так и физические лица — предпринимателей. К таким услугам, например, относятся ремонт обуви и различные услуги на дому типа ремонта телевизоров или швейных машин.
Действие этого Указа не распространяется на:
— субъектов предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» в части приобретения специального торгового патента;
— физические лица, которые в соответствии с законодательством Украины уплачивают фиксированный налог;
— доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;
— субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов;
Субъекты предпринимательской деятельности — физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, имеют право выбирать способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения свидетельства об уплате единого налога.
В случае, если физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности — осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, оно получает одно свидетельство и уплачивает единый налог, не превышающий установленной максимальной ставки.
ТЕМА 4. Государственная регистрация субъектов предпринимательства.
1. Легитимация субъектов предпринимательства.
2. Государственная регистрация субъектов предпринимательства.
3. Отмена государственной регистрации субъект предпринимательства.
1. Легитимация субъектов предпринимательства
Легитимация субъектов предпринимательской деятельности — подтверждение государством законности вхождения субъектов предпринимательства в отношения в сфере предпринимательства.
Легитимация субъектов предпринимательской деятельности в Украине может состоять из нескольких элементов:
1. - один элемент — государственную регистрацию ;
2. - два элемента — государственную регистрацию и лицензирование;
3. - три элемента — государственную регистрацию, лицензирование и патентование.
Государственную регистрацию регулирует ст. 58 ХК Украины, а также подзаконный нормативный акт — Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.98 г.
Лицензирование регулирует Закон, Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” от 01.06.2000 г., а также многочисленные ведомственные нормативные акты, определяющие особенности лицензирования соответствующих видов деятельности.
Кроме того, некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента — государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного (обособленного) подразделения заниматься ими. В соответствии с Законом Украины “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности торговая деятельность за наличные средства, с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей (включая операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с кредитными карточками), а также деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, требует получения торгового патента.
2. Государственная регистрация субъектов предпринимательства
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона “О предприятиях в Украине” предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации. Следовательно, регистрация имеет конститутивное значение как юридический факт, с которым связывается создание предприятия.
Детально процедура регистрации регламентируется Положением о государственной регистрации, субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.98 г. № 740 (далее — Положение).
Законодательством Украины предусмотрена единая система государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности — все субъекты подлежат государственной регистрации в соответствующих органах в одинаковом порядке. Исключение составляют лишь отдельные субъекты предпринимательства (банки), специфика деятельности которых требует специального порядка их легитимации.
В соответствии со ст. 58 ХК Украины государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной государственной администрации (далее — органы государственной регистрации) по местонахождению или месту жительства субъекта, если иное не предусмотрено законом.
Перерегистрация субъектов предпринимательской деятельности в связи с изменением законодательства проводится бесплатно, если иное не предусмотрено законом.
Для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица собственник, уполномоченный им орган или лицо лично или по почте представляют в орган государственной регистрации указанные в Положении документы.
— решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица (кроме частного предприятия).
— устав, если это необходимо для создаваемой организационной формы предпринимательства.
Следовательно, Закон требует представления учредительных документов, необходимых для создаваемой организационно-правовой формы субъекта предпринимательства;
— регистационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;
— документ, удостоверяющий уплату собственником (собственниками) взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законом;
— документ , удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию,
Положение регистрации уточняет, что органы, или физические лица уполномоченные собственником (собственниками), удостоверяют свои полномочия. документально.
Документом, подтверждающим оплату регистрации, может быть копия платежного поручения с банковской отметкой, если регистрационный сбор оплачивает юридическое лицо, а также оригинал квитанции или ее ксерокопия при осуществлении оплаты через учреждения Сбербанка.
Местонахождением субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица на дату государственной регистрации может быть местонахождение (место жительства) одного из учредителей или местонахождение по другому адресу, который подтверждается договором Предусматривающим передачу учредителю в собственность или пользование помещения, части помещения (договор купли-продажи, мены, дарения, аренды, лизинга, безвозмездного пользования имуществом, о совместной деятельности, учредительный договор и др.).
Если учредителем (одним из учредителей) субъекта предпринимательской деятельности является юридическое лицо, его государственная регистрация подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
Иностранное юридическое лицо соответствующим документом удостоверяет свою регистрацию в стране местонахождения.