ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1927

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 7. Хозяйственные организации как органы хозяйственного руководства

1.Хозяйственные организации: понятие, признаки и виды.

2.Классификация хозяйственных организаций.

3.Хозяйственные организации осуществляющие управленческую деятельность.


1 Хозяйственные организации: понятие, признаки и виды

Хозяйственная организация является коллективным образованием физических и/или юридических лиц, которое имеет организационное единство, которое предусматривает отделенность данного коллектива как единого целого от других коллективов; организационное единство и отличие от других коллективов закрепляется в учредительных документах хозяйственной организации (учредительном договоре, уставе, положении).

Хозяйственные организации создаются в предусмотренному законом порядке. Этот порядок может быть разным для отдельных видов хозяйственных организаций, но существуют общие основания относительно их создания.

Во-первых, хозяйственная организация должна быть создана правомочным органом. Так, хозяйственные общества могут создаваться, как правило, по меньшей мере двумя физическими и/или юридическими лицами, производственные кооперативы — по меньшей мере тремя физическими лицами, которые достигай 16-летнего возраста, хозяйственные объединения — по меньшей мере двумя предприятиями (юридическими лицами).

Для обретения юридического статуса для большинства хозяйственных организаций нужна государственная регистрация.

Во-вторых, хозяйственная организация должна владеть имуществом производственно-хозяйственного назначения, которое является материальной базой ее деятельности относительно производства продукции товаров, выполнению работ, предоставлению услуг или необходимое для осуществление ею управленческо-хозяйственной деятельности.

Имущество хозяйственной организации может отвечать определенным требованиям, а именно:

— по своему объему и составом должно отвечать характеру и содержанию деятельности хозяйственной организации, а в отдельных случаях — и требованиям закона;

— имущество может быть закреплено за хозяйственной организацией на определенном правовом основании (титуле):

— имущество хозяйственной организации фиксируется в специальных экономико-правовых документах — балансе и других документах бухгалтерского учета;

В-третьих, хозяйственная организация должна иметь такое важное свойство, как хозяйственная правосубъектность, о чем уже отмечалось.

Правосубъектность большинства хозяйственных организаций состоит из хозяйственной компетенции и хозяйственной правоспособности, но существуют отдельные виды хозяйственных организаций, которые имеют лишь хозяйственную компетенцию.

К ним принадлежат филиалы, представительства и прочие подразделы предприятий, а также хозяйственные министерства и ведомства.


Обобщая признаки хозяйственных организаций, можно дать такое определение:

Хозяйственные организацииэто надлежащим образом организационно оформленные и созданные в предусмотренному законом порядке коллективы физических и/или юридических лиц, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность или руководство такой деятельностью, имеют необходимое для этого имущество и владеют хозяйственной правосубъектностью.

2. Классифицировать хозяйственные организации можно по тем же признаками, по которым различают субъектов хозяйственного права:

1) по характеру деятельности: хозяйственные организации, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность, и хозяйственные организации, которые осуществляют руководство хозяйственной деятельностью;

2) по форме собственности, на базе которой они функционируют, различают хозяйственные организации государственной собственности, коммунальной собственности, коллективные, частной собственности, смешанной собственности;

3) по наличии или отсутствии статуса юридического лица в хозяйственной организации выделяют хозяйственные организации, которые имеют статус юридического лица, и хозяйственные организации, которые не имеют такого статуса.

Хозяйственные организации можно также классифицировать в зависимости от порядка создания, состава основателей-участников, делимости или неделимости их имущества (уставного фонда) на частицы. За этим признаком они делятся на хозяйственные организации корпоративного типа и хозяйственные организации унитарного типа.

Хозяйственные организации корпоративного типа создаются двумя и больше основателями, которые входят в состав организации;.

Хозяйственные организации унитарного типа имеют одного основателя и собственника имущества, которое находится вне организации; закрепленное за ними имущество не делится на частицы (паю); состав и внутренние отношения формируются на основах трудового найму, единоначалия и подчиненности.

3.Хозяйственные организации осуществляющие управленческую деятельность.

К хозяйственным организациям, которые осуществляют управление хозяйственной деятельностью, в т.ч. и координацию такой деятельности, принадлежат: хозяйственные объединения (включая промышленно-финансовые группы), хозяйственные министерства и ведомства.

Хозяйственное объединение (ХО) эта организационно оформленная группа предприятий, других хозяйственных организаций низового звена экономики разных форм собственности, которое создается с целью координации и управление деятельностью своих участников, объединение их усилий для решения социальных и экономических задач.

Правовое положение ХО определяется законами Украины: общим — "Хозяйственным кодексом Украины", специальными — "О промышленно-финансовых группах в Украине", "О банках и банковской деятельности" (ст. 26), "О сельскохозяйственной кооперации" и др.


Виды ХО:

1) по признаку основания — добровольные и ГОСУДАРСТВЕННЫЕ;

2) по признаку ступени централизации управленческих полномочий — ассоциации, корпорации, концерны;

3) по признаку обязательного учредительного документа — договорные и уставные;

4) по отраслевым признакам — отраслевые и межотраслевые;

5) по территориальным признаком — республиканские, областные, городские и т.п.;

6) по признаку срока деятельности — созданные на определенный срок и без определения срока деятельности ;

7) по признаку наличия или отсутствия у объединения статуса юридического лица — хозяйственные объединения, которые имеют статус юридического лица и х.о., которые не имеют такого статуса.

Промышленно-финансовая группа (ПФГ) это такое хозяйственное объединение, которое создается в установленному законодательством порядке за постановлением Правительства Украины на определенный срок с целью обеспечения производства конечной продукции.

Хозяйственные (отраслевые) министерства (ведомства).

В системе хозяйствования различают две категории министерств (ведомств):

функционального типа (Министерство экономики, Министерство финансов и т.п.);

• отраслевого типа (или хозяйственные министерства), сферой управления которых есть определенная область народного хозяйства (Государственный комитет связи и информатизации, Министерство транспорта, Министерство топлива и энергетики и др.).

Хозяйственное министерство (ведомство)это хозяйственная организация (центральный орган государственной исполнительной власти), которая осуществляет координацию деятельности всех предприятий и организаций области экономики, отнесенных к сфере ее управления, а также функции собственника имущества относительно подчиненных ей государственных предприятий и организаций.



ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В

СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

1.Общие основы права собственности на средства производства

2.Виды права собственности на средства производства.

3.Правовой режим имущества предприятий


Отношения собственности — это общественное отношение, которое возникают в связи и по поводу присвоения материальных благ. Сущность отношений собственности в сфере экономики состоит в том, что имеющиеся средства производства, а также получаемый продукт, от их эксплуатации, принадлежат определенным субъектам.

Собственность в экономическом понимании — это экономическое господство субъекта над объектом, который принадлежит ему, использование субъектом этих объектов своей властью и в собственных интересах.

Понятие права собственности возникает в результате правового урегулирования экономических отношений собственности. Различают право собственности в объективном понимании и право собственности в субъективном понимании.

Право собственности в объективном понимании — это совокупность правовых норм, которые регулируют экономические отношения собственности.

Право собственности в субъективном понимании — это определенная и обеспеченная объективным правом совокупность полномочий собственника, который обеспечивает возможность использовать надлежащее ему имущество своей властью и в собственных интересах.

Полномочия собственника на средства производства шире традиционной триады — права владения, права пользование и права распоряжения объектами, которые ему принадлежат. Собственник средств производства имеет также другие полномочия: учредительские, регулятивные, контрольные, охранительные и некоторые другие, что обеспечивают собственнику реализацию одной из основных своих функций — функцию управления своей собственностью.

В зависимости от субъекта права собственности различают такие виды права собственности:

— право государственной собственности, субъектом которого является народ Украины, Украинское государство, Автономная Республика Крым;

— право коммунальной собственности, субъектом которого является территориальные общины, которые реализуют его через органы местного самоуправления;

— право коллективной собственности, субъектом которого являются хозяйственные организации корпоративного типа и объединения граждан;

право частной собственности, субъектом которого являются граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства.

Специфика современных средств производства предполагает использование (эксплуатацию) средств, как правило, не самим собственником, а другими субъектами, которым собственники передают эти средства на определенном правовом титуле.

Такими правовыми титулами являются: право полного хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пользования (в т.ч. аренды). Все они являются производными от права собственности и зависимыми от собственника. В границах закона, который определяет содержание любого из этих институтов, собственник, в зависимости от цели передачи имущества, той или другой мерой "регулирует" свои отношения с соответствующим субъектом.


Право полного хозяйственного ведения сравнительно с правом собственности является более ограниченным и предусматривает возможность владения, пользование и распоряжение закрепленным на этом титуле имуществом на усмотрение субъекта этого права (предприятия), но в границах закона и утвержденного собственником имущества устава предприятия. Субъект права полного хозяйственного ведения по своим обязательствам отвечает всем имуществом, которое закреплено за ним на этом правовом режиме, и может быть субъектом банкротства.

Право оперативного управления также является производным от права собственности, но еще более ограниченным, чем право полного хозяйственного ведения. Субъект права оперативного управления может владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь по его целевым назначениям, самостоятельно распоряжаясь закрепленным за ним средством (государственные учреждения) и другим имуществом, кроме основных фондов (казенное предприятие). Субъект права оперативного управления отвечает по своим обязательствам лишь имуществом, которым имеет право распоряжаться. Если такого имущества не хватает для покрытия его долгов, то субсидиарную ответственность по обязательством субъекта права оперативного управления несет собственник имущества (государство).

2. Виды права собственности на средства производства

Право государственной собственности на средства производства

Право государственной собственности на средства производства в объективном понимании — это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения государственной собственности относительно этого имущества.

Право государственной собственности на средства производства в субъективном понимании — это юридически определенная и обеспеченная возможность субъекта этого права использовать средства производства, которые ему принадлежат, своей властью в интересах народа Украины.

Своеобразность права государственной собственности состоит в том, что:

• функции собственника относительно объектов государственной собственности (средств производства в том числе) осуществляются вышестоящими органами государственной власти и реализуются через их полномочие относительно определения состава, структуры, динамики развития единого фонда государственной собственности, нормативно-правового регулирования отношений государственной собственности, а также относительно передачи отдельных частей единого фонда государственной собственности в хозяйственное управление определенных центральных органов исполнительной власти и установления порядка управление указанными частями;

• субъект права собственности (государство) сам устанавливает правовые нормы, которые регулируют отношения государственной собственности;