ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 2063
Скачиваний: 1
Согласно законодательства объектами налогообложения являются: автомобили (легковые, грузовые, специального назначения); колесные тракторы; мотоциклы; яхты, суда парусные, шлюпки моторные и катера. Налог начисляется по данными о количестве транспортных средств состоянием на 1 января текущего года. От уплаты налога освобождены предприятия автомобильного транспорта общего использования относительно транспортных средств, занятых перевозками пассажиров, где законодательно установлены тарифы на оплату проезда. Сельскохозяйственные предприятия-товаропроизводители платят налог на тракторы колесные, автобусы и специальные автомобили для перевозки людей (количество мест меньше 10) в размере 50%.
Сумма налога на транспортные средства включается в состав валовых затрат плательщиков, а также, уменьшает налогооблагаемую прибыль и сумму налога на прибыль
4.3. Косвенное налогообложение предприятий
Среди косвенных налогов видное место в Украине занимает налог на добавленную стоимость. Плательщиками НДС в бюджет являются субъекты хозяйственной деятельности (юридические лица) и граждане (физический лица), которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Украины. Объектом налогообложения являются операции, связанные с продажей товаров (работ, услуг) внутри государства, их импортом и экспортом.
Реализация товаров - это любые операции, которые осуществляются в соответствии с договорами купли-продажи, другими гражданско-правовыми договорами, которые предусматривают передачу права собственности на товары за компенсацию, а также операции по безвозмездной передачи товаров.
Продажа услуг (работ) - это любые операции гражданственно-правового характера по предоставлению услуг (результатов работ) с передачей права пользования или распоряжения товарами, в том числе нематериальными активами, за компенсацию, а также операции по безвозмездному предоставлению услуг (работ).
Не являются объектами налогообложения такие операции, которые осуществляются хозяйствующими субъектами:
- выпуск, размещение и продажа ценных бумаг;
- обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги;
- передача имущества в аренду и его возвращение после истечения договора аренды;
- предоставление услуг по страхованию и перестрахованию, социального и пенсионного страхования;
- преобразование валютных ценностей;
- предоставление услуг по инкассации, расчетно-кассовому обслуживанию, по кредитным и депозитным договорам;
- выплата заработной платы, других денежных выплат, дивидендов;
- предоставление брокерских, дилерских услуг по заключению контрактов на торговлю ценными бумагами;
- передача основных средств как взносов в уставные фонды юридических лиц в обмен на их корпоративные права;
- оплата стоимости научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ, которые финансируются из государственного бюджета;
- безвозмездная передача в коммунальную собственность объектов социальной сферы и жилищного фонда.
База налогообложения с продажи товаров (работ, услуг) определяется по договорной (контрактной) стоимости. В базу для расчета включается акцизный сбор.
Для товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, база налогообложения включает таможенную стоимость, стоимость таможенных процедур, ввозную пошлину, акцизный сбор.
Согласно действующему законодательству от обложения НДС освобождены некоторые операции, которые могут осуществлять субъекты хозяйствования.
1. Операции по продаже:
- отечественных продуктов детского питания молочными кухнями и специализированными магазинами;
- товаров специального назначения для инвалидов;
- лечебных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Украине;
- книг отечественного производства, ученических тетрадей, учебников, учебных пособий, периодических печатных изданий массовой информации отечественного производства (включая доставку);
- путевок на санаторно-курортное лечение и отдых детей;
- товаров (работ, услуг) для собственных нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств международных организаций в Украине;
- товаров (работ, услуг) (за исключением подакцизных товаров, игорного бизнеса) предприятиями, которые основаны всеукраинскими общественными организациями инвалидов. На этих предприятиях инвалиды должны составлять не меньше 50% от общей численности
работающих, а их фонд оплаты труда - не меньше 25% от общих затрат на оплату труда.
2. Операции по предоставлению услуг:
- по ремонту школ, дошкольных учреждений, интернатов, учреждений здравоохранения, по обработки земли многодетным семьям, инвалидам, одиноким лицам и лицам, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы, школам, дошкольным учреждениям, интернатам, учреждениям здравоохранения в сельской местности сельскохозяйственными производителями;
- по высшему, среднему специальному, среднему, профессионально-техническому и начальному образованию учреждениями образования, которые имеют соответствующее разрешение;
- по воспитанию и образованию детей музыкальными школами, художественными школами, школами искусств;
- учреждениями здравоохранения, которые имеют специальное разрешение на предоставление таких услуг;
- по доставки пенсий и денежной помощи населению.
3. Операции по выполнению работ:
- за средства инвесторов по строительству жилья для военнослужащих, ветеранов войны, членов семей военнослужащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей;
- по строительству жилья, которое осуществляется за средства физический лиц и передачи его в собственность тем же физический лицам.
4. Операции по передаче:
-земельных участков, которые находятся под объектами недвижимости или незастроенной земли;
- подвижного состава одной железной дорогой или предприятием железнодорожного транспорта другим железным дорогам или предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования государственной формы собственности.
5. Операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров морского промысла, добытых на украинских суднах.
Согласно закону «О налоге на добавленную стоимость» применяются две ставки: нулевая и 20%. Установлен перечень операций, по которым применяется нулевая ставка для определения суммы НДС:
- продажа товаров, вывезенных (экспортированных) налогоплательщиком за границу таможенной территории Украины;
- продажа работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины;
- продажа товаров (работ, услуг) предприятиями розничной торговли, размещенных на территории Украины в зонах таможенного контроля (беспошлинных магазинах);
- предоставление транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины;
- продажа угля, угольных и торфяных брикетов, электроэнергии;
- продажа перерабатывающим предприятиям молока и мяса живым весом;
- продажа газа, который импортируется в Украину.
Не разрешается применение нулевой ставки НДС по операциям, которые связаны с вывозом (экспортом) товаров (работ, услуг) в тех случаях, когда такие операции освобождены от налогообложения на таможенной территории Украины.
Акцизный сбор - это косвенный налог, который устанавливается на высокорентабельные и монопольные товары и включается в их цену.
Налогоплательщиками в бюджет являются субъекты предпринимательской деятельности - производители подакцизных товаров, а также те, которые занимаются импортом подакцизных товаров.
В зависимости от вида предпринимательской деятельности существуют особенности в определении объекта налогообложения. Объектами налогообложения являются:
Обороты от реализации произведенных в Украине подакцизных товаров. При этом оборотом от реализации является их продажа, обмен на другие товары, безвозмездная передача. В налогооблагаемый оборот включается реализация (передача) товаров для собственного потребления, промышленной переработки, а также для своих работников (в том числе и в порядке натуральной оплаты труда).
Таможенная стоимость импортных товаров, приобретенных за иностранную валюту, в порядке товарообменных операций, полученных без оплаты.
Обороты от реализации конфискованного и бесхозного имущества, предметов залога при невыполнении налоговых обязательств.
Плательщиками акцизного сбора в бюджет является несколько видов субъектов предпринимательской деятельности:
Предприятия, организации, учреждения (их филиалы, отделения, подразделения) как юридические лица, которые находятся на территории Украины, и имеют счета в банках.
Международные объединения, включая международные неправительственные организации, иностранные юридические лица и граждане, которые имеют текущие счета в банках Украины.
Граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица.
В перечень подакцизных товаров включены: спирт и алкогольные напитки, табачные изделия, транспортные средства, магнитофоны, аппаратуры для звукозаписи, видеоаппаратуры, видео- и аудиокассеты, компакт-диски, телевизоры цветного изображения, наборы кухонные или столовые, офисная мебель, одежда из натуральной кожи и меха, шоколад, кофе, рыбные деликатесы, части туш домашней птицы.
Акцизный сбор исчисляется по ставкам, которые определяются в двух измерениях:
- в твердых ставках (суммах) за единицу реализованных, ввезенных, переданных товаров;
- в процентах к обороту от реализации (передачи товаров).
4.4. Местные налоги и сборы
Порядок определения и взыскание местных налогов и сборов определен Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993, года «О местных налогах и сборах». Этим Декретом определено 17 видов платежей в местные бюджеты. С принятием в феврале 1997 года нового варианта Закона Украины «О системе налогообложения», установлено 16 видов платежей: два местных налога (коммунальный налог и налог на рекламу); 14 сборов (за право использования местной символики; за парковку автотранспорта; за выдачу разрешения на размещение объектов торговли; за право проведения кино- и телесъемок; за проезд территорией пограничных областей автотранспорта, который направляется за границу; за участие в бегах на ипподроме; рыночный сбор и т.п.).
Местные налоги и сборы платят юридические и физические лица. Особенности их взыскания и проявления влияния на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования такие:
Местные налоги и сборы входят в состав валовых затрат, которые исключаются с состава откорректированного дохода, а т.е. уменьшают сумму налогооблагаемой прибыли.
Органы местного самоуправления имеют право:
- вводить только те налоги и сборы, которые предусмотрены законодательными актами;
- устанавливать ставки, которые не превышают предельные их размеры, предусмотренные законодательными актами;
- устанавливать дополнительные льготы для определенной категории налогоплательщиков (установленные ставки ниже максимальной, освобождение от налога).
Например:
Плательщиками коммунального налога являются все юридические лица. Объектом для расчета налога является фонд оплаты труда. Он рассчитывается умножением среднеучетной численности работников на месячный налогооблагаемый минимум доходов граждан.
Предельный размер ставки налога - 10% от объекта налогообложения (фонда оплаты труда).
Налогоплательщиками за рекламу являются субъекты предпринимательской деятельности, которые рекламируют свою деятельность (собственную продукцию, услуги).
Налог с рекламы взимается со всех видов объявлений и сообщений, которые передаются с коммерческой целью через средства массовой информации (радио, телевидение, периодическую печать); размещаются на афишах, на плакатах, рекламных щитах (на улицах, магистралях, площадях, домах, транспортных средствах); на одежде, имуществе.
Объектом налогообложения является стоимость услуг за установление и размещение рекламы.
Ставки налога определены в таких размерах: 0,1% от стоимости услуг за одноразовую рекламу; 0,5% от стоимости размещения рекламы на продолжительное время.
Плательщиками сбора на право использования местной символики являются юридические лица, которые используют символику с коммерческой целью.
Объектом налогообложения является стоимость произведенной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг. Ставка сбора не должна превышать 0,1% от объекта налогообложения.
4.5. Документальная проверка как форма контроля Государственной налоговой инспекции за состоянием расчетов предприятий с бюджетом
Существуют такие этапы проведения проверок расчетов плательщиков с бюджетом:
- предыдущая документальная;
- документальная;
- комплексная документальная;
- встречная;
- своевременная;
- тематическая;
- оперативная.
Документальная проверка бухгалтерских отчетов и балансов - это второй этап контроля налоговыми органами за правильностью вычисления и внесения в бюджет налогов. Она осуществляется в соответствии с годовыми планами работы налоговых инспекций и квартальными графиками проверок. В планы и графики проверок прежде всего включаются предприятия, объединение и организации, которые получают значительные суммы прибылей или допускают грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства. Такие проверки могут производиться не реже одного раза в два года.
Органы государственной налоговой службы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, других платежей; проводят проверки фактов утаивания и занижения суммы налогов, других платежей; контролируют своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с вычислением налогов, других платежей, а также проверяют достоверность этих документов относительно правильности определения объектов налогообложения и вычисления налогов, других платежей; осуществляют, в пределах своих полномочий, контроль за законностью валютных операций; соблюдением установленного порядка расчетов с потребителями, использующими электронные контрольно-кассовых аппараты, товарно-кассовые книги, лимит денежной наличности в кассах и ее использование для расчетов за товары, работы и услуги, а также за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, патентов, других специальных разрешений на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.