Файл: Экологическое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1721

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Следовательно, право собственности в субъективном смысле представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и их ресурсами, принадлежащие собственнику и используемые им для удовлетворения материальных потребностей и реализации своих интересов.

Исходя из трактовки собственности как присвоения природных объектов и принимая во внимание приведенные формулировки права собственности в объективном и субъективном смысле, можно сформулировать общее определение понятия права собственности на природные объекты. Итак, право собственности как право присвоения природных ресурсов представляет собой систему правовых норм, закрепляющих, регламентирующих, и охраняющих отношения собственности на природные объекты и регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, принадлежащими собственнику и используемые им для удовлетворения материальных потребностей и реализации своих интересов. Приведенное общее определение понятия права собственности на природные объекты охватывает его основные признаки и наиболее характерные черты, закрепленные в отечественном законодательстве.

Право владения представляет собой возможности обладания природными объектами, осуществления хозяйственного господства над присвоенными природными ресурсами и устранения всех других лиц от их фактического присвоения. В связи с тем, что ряд природных объектов в силу их недвижимости может использоваться без изменения их места расположения, собственник может ограничиваться только юридически владением ими, без отрыва от природной среды.

Право пользования следует понимать как признанные законом возможности извлечения собственником полезных естественных свойств природных ресурсов для удовлетворения материальных потребностей и других интересов путем получения плодов и доходов в результате их хозяйственной эксплуатации. Право пользования собственника отличается от прав использования природных ресурсов несобственниками. Оно, как и другие правомочия собственника, не может быть ограничено сроками, осуществляется собственником самостоятельно и не предполагает вмешательства других лиц, не являющихся собственниками.

Право распоряжения определяется как признанные за собственником и гарантированные законом возможности совершения действий, направленных на гарантированные законом возможности совершение действий, направленных на определение хозяйственного назначения, юридической судьбы и фактического состояния природных объектов. Определение хозяйственного назначения как способ распоряжения земельными ресурсами имеет место, например, при переводе земель из одной категории в другую. Изменение юридической судьбы земельного участка происходит при его передаче в собственность гражданину уполномоченными государственными органами, в результате чего меняются собственник и форма собственности. Определением фактического состояния природных объектов собственником можно признать, например, сохранение части земельных ресурсов в составе земель запаса как «земель без заранее определенного правового режима использования».


В настоящее время возможности возникновения и существования различных форм собственности, в том числе на природные ресурсы, предусмотрены ст. 2 Закона «О собственности». Многообразие форм собственности свойственно и природоресурсовым кодексам. Так, применительно к земельной собственности согласно ст. 3 Земельного кодекса собственность на землю имеет государственную, коллективную и частную формы. Кодекс о недрах в ст. 4 и Водный кодекс в ст. 6 не допускают других форм собственности на недра и водные объекты, кроме собственности народа Украины, с осуществлением правомочий собственности народа органами государственной власти и местного самоуправления. Лесной кодекс в ст. 6 указывает на то, что все леса являются государственной собственностью. Формы собственности на природные ресурсы, закрепленные в природоресурсовых кодексах, в силу своей особой значимости подлежат рассмотрению в сопоставительном аспекте.

Сопоставление положений о праве собственности на природные ресурсы в Водном и Лесном кодексах с нормами земельного закона также позволяет выявить их несогласованность между собой. Так, Водным и Лесным кодексами, являющимися специальными кодифицированными законами по регулированию водных и лесных отношений, не предусматривается право коллективной и частной собственности на соответствующие природные объекты. А Земельный кодекс, регулирующий сугубо земельные отношения, в ст. 4 допускает передачу в порядке исключения земель водного и лесного фонда вместе с небольшими участками водоемов (до 3 га) и участками лесов (до 5 га) в коллективную собственность сельскохозяйственных предприятий и в частную собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

2.Охрана и защита прав собственности на природные ресурсы.

В правовой литературе советского периода в основном рассматривались вопросы охраны права собственности на природные объекты. В условиях исключительной государственной собственности на природные ресурсы это было оправданным, т.к. защита правомочий государства-собственника вполне обеспечивались средствами и способами охраны права собственности. В современных условиях расширения круга субъектов права собственности на природные объекты и постепенного возвращения последних в имущественный гражданско-правовой оборот, в действующем законодательстве и литературных источниках часто указывается на осуществление защиты права собственности на природные ресурсы.

Различия между охраной и защитой права собственности на природные объекты заключаются во временных пределах их наступления, способах осуществления, средствах реализации, органах, их осуществляющих, и т.д. Так, охрана права собственности возникает с момента принятия правовых норм, ограждающих отношения собственности, и прекращается вместе с отменой охранительных норм права. Защита же права собственности наступает с момента нарушения права и действует в пределах сроков, установленных для его защиты. Таким образом, охрана права собственности, в т.ч. на природные ресурсы, свойственна праву собственности в объективном смысле. Защита же права собственности на природные объекты присуща праву собственности в субъективном смысле.


Охрана права собственности на природные ресурсы обеспечивается деятельностью органов государственной исполнительной власти, а защита осуществляется судебными органами. Поэтому охрана права собственности осуществляется в административном порядке и административно-правовыми средствами, защита же нарушенного субъективного права собственности на природные объекты обеспечивается в судебном порядке и гражданско-правовыми средствами.

Защита права собственности осуществляется судом или третейским судом. В случае принятия законодательного акта, который прекращает право собственности, государство возмещает собственнику причиненные убытки. Эти убытки возмещаются в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью объекта на момент прекращения права собственности, включая и не полученные доходы.

Вмешательство в деятельность собственников земельных участков и землепользователей, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения собственниками земли и землепользователями земельного законодательства.

Государственные органы несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный их неправомерным вмешательством в осуществление собственником и указанными лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в объеме, предусмотренному п. 4 ст. 48 Закона «О собственности». Убытки, причиненные собственнику земли, подлежат возмещению на общих основаниях.

Вместе с тем права собственников земельных участков и землепользователей в случаях, предусмотренных земельным законодательством, могут быть ограничены. Например, обращение взыскания на земельный участок по претензиям кредиторов может быть осуществлено по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда в случае отсутствия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Обращение взыскания по претензиям кредиторов на земельный участок, принадлежащий гражданину на праве частной собственности, не допускается кроме случаев, когда земельный участок является объектом залога.

Защита права собственности на природные ресурсы осуществляется в пределах сроков, установленных законодательством. Закон «О собственности» в ст. 50 предусматривает, что собственник вправе истребовать возврата (виндикации) своего имущества из чужого незаконного владения. На требования о возврате имущества из чужого незаконного владения устанавливается трехлетняя исковая давность.

Способы защиты права собственности на природные ресурсы, а также условия и порядок их осуществления Гражданским и Гражданско-процессуальным законодательством.

Собственники земельных участков вправе требовать их возврата после истечения сроков договора аренды земли. При истребовании земельного участка из незаконного владения собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые оно извлекло или должно было извлечь за все время владения, а от добросовестного владельца – возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда узнал, или должен был узнать о неправомерности владения и пользования земельным участком. В свою очередь, добросовестный или недобросовестный владелец вправе требовать от собственника возмещения произведенных им затрат на улучшение земельного участка с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от его использования.


Действующее законодательство предусматривает определение гарантии прав земельных собственников. Согласно ст. 51 Закона «О собственности» гражданин не может быть лишен права собственности на земельный участок помимо его воли иначе, как на основании решения суда и в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины. В случае изъятия по решению суда земельного участка для удовлетворения государственных и общественных потребностей прежнему владельцу передается взамен другой равноценный по качеству земельный участок.

Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земельных участков у граждан, согласно ст. 46 Земельного кодекса, может производиться после выделения им по желанию Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и других построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме иных убытков.

Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земель коллективных сельскохозяйственный предприятий, сельскохозяйственный научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий и организаций может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и жилых строений, взамен изымаемых, и возмещения в полном объеме иных убытков согласно требований раздела четвертого Земельного кодекса.

Прекращение права собственности на землю или права пользования земельным участком в случае добровольного отказа собственника земли или землепользователя производится по его заявлению на основании решения соответствующиего Совета народных депутатов.






ТЕМА 4. Правовое регулирование природопользования.

ПЛАН:


  1. Понятие и принципы права природопользования.

  2. Право общего природопользования.

  3. Право специального природопользования.

  4. Основания возникновения и прекращения права природопользования.


1.Понятие и принципы права природопользования.

Главным условием существования и жизнедеятельности человека и общества является использование природной среды и естественных ресурсов природы. Посредством их использования удовлетворяются материальные и духовные потребности человека и общества. Естественные природные условия и средства являются основой для обеспечения экономических, экологических, оздоровительных, лечебных, культурных, эстетических и иных потребностей членов общества. Поэтому использование природных богатств для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей осуществляется на основе правового регулирования. При этом использование природных объектов может осуществляться не только на основе права собственности, но и права пользования.

Система правовых норм, регулирующих общественные отношения по извлечению полезных свойств естественных природных ресурсов, называется правом природопользования.

Природопользование опирается на фундаментальные требования действующего законодательства, т.е. основополагающие начала правового регулирования, именуемые правовыми принципами. Они нашли свое закрепление в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды», в ст. 8 Закона «О природно-заповедном фонде Украины», в ст. 5 Закона «О растительном мире» и некоторых других природоресурсовых и природоохранных законодательных актах. Наиболее важными принципами природопользования являются: производность права природопользования от права собственности на природные ресурсы; целевой характер использования природных объектов; рациональное и эффективное природопользование; комплексность природопользования; стабильность и устойчивость права пользования природными богатствами; бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для производственно-хозяйственной деятельности; экосистемный подход к регулированию природопользования и некоторые другие принципы.

Принцип производности права природопользования от права собственности на природные ресурсы означает, что использование природных объектов зависит от собственника, предоставившего их в пользование. Если право пользования самого собственника является его правомочием и в силу этого он извлекает полезные свойства природного объекта, то природопользователи осуществляют право пользования ими в объеме и в пределах, предоставленных собственником. Правомочие природопользователя на использование природных ресурсов опирается на право пользования собственника. При этом собственник может уступить природопользователю свое право пользования как в полном объеме, так и частично. Например, государство как собственник земли, предоставляя земельный участок в постоянное пользование, полностью передает свое право пользования. Юридическое или физическое лицо – собственник земельного участка, передавая его в пользование по договору временного использования земли или в аренду, может в договоре оговорить объем функций пользователя, оставляя за собой агротехнические, технологические, контрольные и иные функции.