Файл: Экологическое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1715

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эколого-правовые акты Президента Украины в системе источников экологического права сравнительно малочисленны и касаются в основном отдельных ситуаций или объектов. Например, на его уровне принято распоряжение «О мерах по организации работы по улучшению экологического состояния реки Днепр и качества питьевой воды».

Основная роль в конкретизации экологических законов и основной объем эколого-правовых норм содержится в актах Кабинета Министров, к которым относятся постановления: «Об утверждении Порядка определения платы и взыскания платежей за загрязнение окружающей природной среды», «О таксах для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением законодательства о природно-заповедном фонде Украины» и многие другие нормативные акты.

Источниками экологического права являются также отраслевые нормативно-правовые акты в области экологии (инструкции, методики, правила), а также акты местных органов государственной власти и местного самоуправления. К ним можно отнести решения местных референдумов, содержащие эколого-правовые нормы и локальные нормативные акты отдельных хозяйствующих субъектов и их объединений.

Особый вид источников экологического права составляют международные договоры. Украина исходит из признания примата международного права над внутренним правом в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Это находит свое выражение в том, что если международным договором в области охраны окружающей природной среды установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины, то применяются правила международного договора.

Совершенствование правовых основ управления и контроля в области экологии предполагает осуществление: реорганизации системы органов управления природными ресурсами и интеграции функций управления в области использования природных ресурсов в единую согласованную функциональную систему; расширение состава и полномочий местных органов управления и контроля по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности; ограничения централизованного осуществления государственного контроля за соблюдением экологического законодательства и формирования органов экологического контроля на региональном уровне; использования возможностей бассейнового принципа контроля с учетом региональных и местных особенностей и закономерностей развития природных комплексов и экосистем; согласования координационных и контрольных функций Минэкобезопасности и органов прокуратуры относительно усиления контроля за соблюдением экологического законодательства, реализации экологической политики государства для усиления защиты экологических прав граждан.


Правовое стимулирование граждан и их экологических объединений для осуществления природоохранной деятельности целесообразно направлять на защиту экологических прав населения, обеспечение экологической безопасности, эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Усиление эколого-правового образования и повышения уровня экологической культуры в целях проведения природоохранной деятельности предусматривается: расширение сети специальных учебных эколого-правовых учреждений (гимназии, колледжи, институты), создание новых и реорганизация действующих научно-практических, в частности эколого-экспертных, центров.


3.Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения.

Нормами экологического права являются правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, экологических прав и свобод граждан. Они подразделяются на отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов – земли, вод, лесов и т.д.), комплексные (охрана и использование отдельных природных и искусственных комплексов, природной среды в целом, экологических прав и свобод граждан) и экологизированные нормы других отраслей права (административного, уголовного, хозяйственного), направленные на охрану объектов экологического права.

По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны природной окружающей среды. Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в использовании и охране одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Нормы-правила закрепляют правила поведения участников экологических отношений, рассчитанные на многократное применение и исполняемые в добровольном или принудительном порядке.

Экологическими правоотношениями следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей его природной средой и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Основными видами правомерных действий являются природопользование и охрана окружающей среды. Действия как основания прекращения экологических правоотношений традиционно разделяют на две группы. К первой относятся те, которые происходят по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса, ликвидация хозяйствующего субъекта). Ко второй – относятся те, которые совершаются по воле органов государства, управомоченных на охрану окружающей природной среды, в том числе правоохранительных органов общей компетенции (изъятие природного ресурса, лишение права пользования им в связи с нарушением закона, нерациональным или нецелевым использованием, неосвоением в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей, нарушением договорных обязательств).


Основным методом регулирования экологических правоотношений является административный метод правового регулирования. Это вызвано закрепленным в ст.16 Конституции Украины общесоциального значения экологических отношений, и государство как властный выразитель общественной воли принимает на себя функцию законодательного регулирования экологических общественных отношений в качестве одного из основных направлений своей деятельности.

Под содержанием экологического правоотношения понимают права и обязанности их участников по использованию и охране окружающей природной среды. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников и объекта конкретного правоотношения. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:

- органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие право на регулирование использования и охраны объектов экологических правоотношений;

- природопользователи – носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных объектов экологических правоотношений;

- общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний;

- органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Принятие законов в области регулирования экологической безопасности требует разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые могли бы охватить широкий круг природоресурсовых, природоохранных и средозащитных отношений. Это относится к выдаче разрешений на специальное водопользование и регламентов сбросов сточных вод из накопителей, методик определения предельно допустимых сбросов и выбросов в окружающую среду и инструкций о взыскании платы за сбросы и выбросы.






























ТЕМА 3. Право собственности на природные ресурсы.


ПЛАН:

  1. Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты.

  2. Охрана и защита прав собственности на природные ресурсы.


1.Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты.

Отношения собственности составляют основу экономической жизнедеятельности общества и материальную основу существования каждого человека. Они занимают центральное место в любом обществе и определяют основы государственного и общественного устройства. Обладание собственностью всегда было связано с материальным достатком и наличием власти. В реальной жизни отношения собственности выступают как общественные отношения, отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ, их присвоенной принадлежности, обмена ими, их распределения и потребления для удовлетворения материальных и духовных потребностей. В социальном характере отношений собственности заключается суть собственности, ибо вне общества нет и отношений собственности.

Особое место в системе отношений собственности занимает проблема принадлежности природных ресурсов как первичных и извечных средств, условий и места существования человека и общества. Существенное воздействие на специфику правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы оказывают следующие факторы: они являются творением природы, т.е. созданы без трудового участия человека или общественных затрат; количественно и качественно они ограничены природной сферой; их пространственные пределы трудно воспроизводимы или вообще не могут быть расширены путем воспроизводства; природные богатства не обладают действительной стоимостью и в строго экономическом смысле не могут являться товаром; основные природные объекты являются физически недвижимыми и пространственно не перемещаются; главный природный объект – земля, является средством производства в сельском и лесном хозяйстве; при правильном использовании земли как средства производства ее производительные силы не убывают, а возрастают; отказ от использования земельных, водных, горных и других природных объектов не приводит их к изнашиванию, деградации или в состояние непригодности; в результате использования недвижимых объектов природы в качестве территориально-пространственного базиса для осуществления производственно-хозяйственной деятельности их пределы не изменяются.

Оптимальный учет законодательством всех обстоятельств естественного происхождения и фактического состояния природных объектов может оказать значительное влияние на взаимодействие общества с природой. Такой подход к правовому оформлению отношений собственности на природные ресурсы может обеспечить их рациональное использование и эффективную охрану государством, выступающим регулятором общественных отношений, и прежде всего отношений собственности на объекты природы и природные ресурсы.


В экономическом смысле определение собственности как присвоение индивидом предметов природы внутри и посредством определенной общественной формы в отечественной литературе следует признать устоявшимся.

В юридическом смысле собственность на природные ресурсы проявляется как результат закрепления общественных отношений собственности на них в правовых нормах. При этом характер и содержание юридических норм о праве собственности на природные богатства определяются экономическими отношениями собственности в обществе. По своей экономической сущности право собственности на природные объекты представляет собой право на присвоение их богатств. При этом имеется в виду не отношения индивида или общества к природе, а определенные формы общественных отношений, складывающиеся в процессе присвоения природных ресурсов. По своему юридическому содержанию право собственности представляет собой возможность владения пользования и распоряжении природными богатствами государством в лице его органов от имени и в интересах общества, а также физическими и юридическими лицами для удовлетворения своих интересов в пределах, определенных законом. В таком понимании право собственности применительно к имущественным отношениям закреплено в ст. 2 Закона «О собственности», согласно которой право собственности – это урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Но природные объекты в строго правовом смысле не являются имуществом, т.к. в отличие от товарно-материальных ценностей их никто не создавал. Они являются объектами естественного происхождения и не имеют реальной цены. Установленная нормативная цена земли и других природных объектов является ни чем иным, как капитализированной рентой. Поэтому, продавая земельный участок, его собственник по существу продает право на ренту, а покупатель приобретает право на получение доходов от его использования.

В отечественном законодательстве сложилась и существует обширная совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. В настоящее время они получили свое отражение в многочисленных законодательных актах и закреплены в конституционных нормах, природоресурсовых кодексах и законах, Законах «О собственности» и «Об охране окружающей природной среды» и некоторых других нормативных актах. В этих нормах предусматриваются основания и условия возникновения права собственности на природные объекты, условия и порядок предоставления природных ресурсов и собственность, средства и способы охраны и защиты права собственности на природные богатства и т.д.

В связи с тем, что эти нормы расположены в конституционном, административном, гражданском, природоресурсном и экологическом законодательстве, они образуют собой комплексный правовой институт, составляющий право собственности на природные ресурсы в объективном смысле. Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой систему правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих отношения собственности на природные ресурсы в государстве.