ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 742
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Зависимость количества внедрения инноваций на рынке от степени их уникальности.
Социально – организационные параметры.
Моральный износ основного капитала связан, главным образом, с высокими темпами НТП.
Тема 6 Бизнес-план и его роль в современном предпринимательстве
Стратегическое планирование на подготовительной стадии
Внешний анализ преследует двоякую цель:
Основная задача внутреннего анализа - выявление сильных и слабых сторон фирмы.
ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ОСНОВЫ БИЗНЕСА
Конспект лекций
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методичес-
кого совета ДИТМ МНТУ
Протокол N____________
от _____________ 2003г.
г. Краматорск, 2003г.
Конспект лекций по дисциплине «Основы бизнеса» (для студентов специальностей 06.0501) сост. Диденко.Я.П... ДИТМ МНТУ
Тема 1: Сущность предпринимательства, его роль в экономике, личность предпринимателя.
План
-
Определение предпринимательства.
-
Виды предпринимательской деятельности.
-
Индивидуальное и корпоративное предпринимательство.
-
Интрапренерство.
-
Роль предпринимательства в экономике.
-
Новые факторы активизации предпринимательства.
-
Личность предпринимателя.
-
Выгоды и отрицательные стороны индивидуального предпринимательства.
-
Факторы, влияющие на успех и неудачу в малом бизнесе.
-
Определение предпринимательства.
Величие ученые-эксперты прошлого выделили в качестве факторов производства землю, труд и капитал. Однако, современные исследования показывают, что процветание всех без исключения развитых стран обеспечивает умелая реализация их предпринимательского потенциала как четвертого фактора производства.
Эволюция термина «предпринимательство»:
1925 г. – Решар Кантилон (Франция), предприниматель – собственник принимающий на себя риск своей предпринимательской деятельности.
1964 г. – Йозеф Шум Петер, предприниматель, личность с ярко выраженными новаторскими деловыми способностями, которые реализуются в нетрадиционных отличных от существующих коммерческих проектов. Предприниматель всегда находится в поиске перемен, откликается на них и использует как благоприятную возможность.
1976 г. – Френсис Уолкер – предприниматель, лицо (не обязательно собственник), создающее предприятие и управляющее им для получения предпринимательского дохода. Его вклад в бизнес - это собственная инициатива, талант и изобретательность. Из выручки от реализации он оплачивает все расходы связанные с его бизнесом (материальные затраты, аренда земли, наем рабочей силы, привлечение заемного капитала). Принимает на себя риск неудачи и непредвиденных обстоятельств. Оставшаяся после погашения этих расходов сумма и является его предпринимательским доходом.
1980 г. – Карл Веспер. Предпринимательство – это многоплановое явление, которое может быть истолковано по-разному с экономической, психологической и политической точек зрения.
Современная экономическая наука определяет предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которого лежат следующие отличительные признаки:
-
Свобода в выборе направлений и методов. Предприниматель всегда самостоятельный производитель, который никому не подчиняется.
-
Наличие фактора риска, начала и развития бизнеса. Предприниматель несет персональную имущественную ответственность за принимаемые решения и их последствия.
-
Ориентация на достижение коммерческого риска. Предпринимательство – это деятельность в целях извлечения прибыли.
-
Инновационный характер. Предпринимательство – это попытка сделать и придумать что – то новое или улучшить уже существующее.
Предпринимательство, не только особый вид деятельности, одновременно в более широкой трактовке – это определенный тип хозяйственного поведения, для которого характерны:
-
инициативность;
-
постоянный поиск новых возможностей, новаторских и нетрадиционных решений;
-
готовность идти на обоснованный риск;
-
гибкость и постоянная самообновляемость;
-
целеустремленность и настойчивость.
-
Виды предпринимательской деятельности.
Термин «предпринимательство» применим к различным сферам деятельности в целях извлечения прибыли. В частности, предпринимательство может быть представлено:
-
любыми видами производственной деятельности;
-
разнообразными видами торговой деятельности;
-
деятельностью по оказанию услуг;
-
коммерческим посредничеством;
-
торгово-закупочной деятельностью, деятельностью в области строительства и т.д.
Предпринимательство в широком смысле как способность найти что-то новое, решиться, не смотря на риск возможной неудачи, осуществить задуманное и реализовать свои планы, прямо связано с творческой природой человека. Однако, слово «предприниматель» и «изобретатель» не является синонимами. Предприниматель изобретает новый товар, но он также должен быть способен превратить это изобретение в коммерчески успешный продукт бизнеса.
-
Индивидуальное и корпоративное предпринимательство.
Индивидуальное предпринимательство – это лицо сочетающее в себе одновременно и независимого собственника и предпринимателя.
Именно малые предприятия (бизнес) создает благоприятную питательную среду для развития предпринимательства в его классической форме.
В большинстве стран к малому бизнесу относят:
-
бизнес, которым занят независимый самостоятельный собственник, не доминирующий в своей отрасли бизнеса;
-
это бизнес, который в зависимости от отраслевой принадлежности соответствует определенным стандартам (критериям).
Исходя из этого, можно предположить следующую принципиальную схему отнесения того или иного бизнеса к категории малого бизнеса:
Бизнес, который соответствует следующим признакам |
В зависимости от отраслевой принадлежности |
Удовлетворяет соответствующим категориям |
Относятся к категории малого |
- независимость собственника (собственник сам контролирует свой бизнес), - недоминирующее положение в своей сфере бизнеса (невозможность оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объем продаж в целом по отрасли). - персонифицированное управление (самостоятельное принятие решений относительно своего бизнеса). |
- промышленность - строительство - услуги - оптовая торговля - розничная торговля - добывающая промышленность - сельское хозяйство - наука и научное обслуживание |
- предельная численность рабочих - годовой доход - годовой объем продаж - годовой оборот капитала |
|
В современных условиях, когда технологии, рыночная конъюнктура, условия международной конкуренции меняются чрезвычайно быстро, от менеджеров крупных компаний требуется новый подход к управлению, основные черты сходны со стилем владельца и крупных компаний.
В западной литературе для обозначения такого типа хозяйственного поведения менеджеров используется специальный термин – корпоративное предпринимательство. Оно имеет свои специфические черты: увеличение размеров бизнеса, предъявляет более высокие требования к предпринимателю. Одно дело – выйти на рынок с каким – либо уникальным товаром, а другое – обеспечить расширение масштабов хозяйственно – инновационной деятельности.
Растущий бизнес требует от предпринимателя более глубоких знаний в области маркетинга, финансов, учета, умение искать и находить компромиссы, способность работать коллективно.
Увеличение объемов производства, усложнение технологии, интенсификация финансовой деятельности вызывают необходимость привлечения наемного управленческого персонала, что в целом ограничивает самостоятельность предпринимателя. Поэтому индивидуальные предприниматели часто не могут контролировать рост своей фирмы.
Ключевой фигурой функционирующих успешных компаний становятся менеджеры с предпринимательским типом поведения.
-
Интрапренерства.
Предпринимательство может успешно существовать также внутри крупных организаций. В 80-е годы на Западе получила развитие концепция интрапренерства – специфическое внутрифирменное предпринимательство.
Преодолев препятствия на пути динамичного роста крупных корпораций как раз и помогает развитие внутрифирменного предпринимательства, т.е. интрапренерства.
Формы интрапренерства могут быть разными. В одних компаниях – интрапренерах выделяют неформально. Однако, обеспечивают их дополнительные полномочия и поддержку со стороны высших управляющих. В других компаниях специально назначают менеджером со «сквозными» инновационными функциями и широкими полномочиями (это управляющие группы по разработке, реализации новой идеи, руководитель подразделения по новой продукции, управляющий по продукту). Однако, в своей основе они опираются на следующие общие для них ключевые признаки:
-
всемирное поощрение и поддержка новых идей;
-
признание факта большой вероятности ошибок и провалов деятельности интрапренеров;
-
ориентация на успех в длительной перспективе;
-
наличие необходимых ресурсов, использование которых не обещает отдачи в краткосрочной перспективе, поддержка со стороны высшего руководства фирмы.
Идея интрапренерства оказалась благотворной благодаря своим неоспоримым преимуществам над индивидуальным предпринимательством:
-
наличие в крупных компаниях мощной технологической, исследовательской и лабораторной базы;
-
возможность получения квалифицированной помощи со стороны маркетинговых подразделений компаний;
-
мощная финансовая поддержка высшего руководства;
-
поддержка «лучших умов», которые сконцентрированы, как правило, в крупных компаниях;
-
возможность использования информационных ресурсов и компьютерных систем компании.
В настоящее время интрапренерство превратилось в общепризнанный фактор динамичного развития крупных корпораций.
-
Роль предпринимательства в экономике.
Предпринимательство – это рычаг изменения структуры экономики.
Побудительными мотивами к действию для предпринимателя могут быть:
-
материальная неудовлетворенность своим положением;
-
независимость, широкая свобода действий;
-
возможность реализации собственного творческого потенциала;
-
новаторский характер деятельности;
-
гибкость, оперативность, адаптивность;
-
стремление к самоутверждению в обществе;
-
желание оценить на практике собственные способности и таланты.
Зависимость количества внедрения инноваций на рынке от степени их уникальности.
У никаль- принципиально
н ость новые решения
и ннова- технологические
ц ии инновации
ординарные
инновации
количество инноваций внедренных на рынке.
Во – вторых, развитие предпринимательства создает питательную среду для конкуренции.
В – третьих, это катализатор экономического развития – создание новых предприятий с одной стороны означает увеличение спроса на сырье, материалы, машины, оборудование и рабочую силу, а с другой – рост рынка новых товаров и услуг, т.е. способствует ускорению темпов экономического развития общества в целом.
В – четвертых, предпринимательство способствует также рациональному использованию всех ресурсов.
Наличие фактора риска является мощным стимулом экономии ресурсов, требует от предпринимателя подробного анализа рентабельности проекта, ответственного отношения к инвестициям, рационального расходования ресурсов, найму рабочей силы.
В – пятых, предпринимательство обеспечивает высокие стимулы к труду.
-
Новые факторы активизации предпринимательства.
Исследование причин подъема предпринимательской активности позволяет выделить ряд новых факторов, благоприятно сказывающихся на развитии предпринимательства в современных условиях:
-
ускорение НТП;
-
обострение конкурентной борьбы;
-
повышение качества рабочей силы;
-
коррекция системы ценностей в обществе.
1. Ускорение НТП – основной фактор. Воздействие этого фактора многопланово:
-
ускорение темпов НТП ускоряет и апробацию его применения на практике;
-
предпринимательство и само способно инициировать ускорение НТП. Во многих наукоемких отраслях движущей силой прогресса становятся гибкие оперативные малые фирмы повышенного риска (венчуры);
-
предприниматели активно используют плоды НТП.
2. Обострение конкурентной борьбы.
Современные условия конкуренции способствуют распространению и стимулируют корпоративное предпринимательство. Сегодня от наличия критической массы предпринимателей во главе и внутри фирмы непосредственно зависит их конкурентоспособность.