ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1568
Скачиваний: 1
В силу поручительства обязанность по уплате в установленный срок причитающейся суммы налога (сбора) и соответствующей пени исполняется вместо налогоплательщика или иного обязанного лица поручителем, если налогоплательщик или иное обязанное лицо не исполнило или ненадлежащим образом исполнило свою налоговую обязанность. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязательств налоговый орган вправе выставить требование об уплате причитающихся сумм налога (сбора) и соответствующей пени к любому из участников договора поручительства. При исполнении поручителем своих обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица возврата уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения иных убытков, понесенных в связи с исполнением налоговой обязанности налогоплательщика или иного обязанного лица.
В качестве поручителя выступает банк, включенный в специальный реестр соответствующим налоговым органом. Кредитор, не имея возможности или желания получить долг с должника, заключает договор с поручителем (для чего, кстати, не требуется согласия должника), согласно которому кредитор погашает свою дебиторскую задолженность, а поручитель получает право на взыскание долга с должника. При наличии возражений должника поручитель обращается к законным средствам взыскания долга, по отношению к которому он стал новым кредитором в результате погашения им задолженности должника перед кредитором.
Перевод долга посредством договора поручительства может быть осуществлен, только с согласия кредитора, так как договор поручительства заключается между поручителем и кредитором. Закон не запрещает должнику наряду с кредитором и поручителем участвовать в договоре поручительства. В договоре могут быть решены вопросы о порядке и условиях исполнения должником обязательств перед поручителем. При согласии кредитора, поручителя и должника составляется трехсторонний акт взаимозачета, фиксирующий выполнение всеми своих обязательств и полное погашение долгов. Поручитель, исполнивший свои обязанности по договору поручительства, вправе требовать от налогоплательщика возврата уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещение убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. При неисполнении (ненадлежащем исполнении) должником обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно.
Поручительство прекращается:
— с прекращением обеспечиваемой им налоговой обязанности;
— с переводом долга по налоговой обязанности на другое лицо;
— если кредитор (государственный орган) отказался принять надлежащее исполнение налоговой обязанности;
по истечении указанного в договоре поручительства срока.
6.2.3. Гражданским законодательством пеня определяется как форма неустойки. В отношении исполнения налоговой обязанности пеня рассматривается как денежная сумма, которую обязанное лицо должно перечислить при уплате этим лицом причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Таким образом, сумму пени налогоплательщик обязан выплатить в случае просрочки уплаты налога или сбора. Просрочка платежа фактически и является основанием начисления пени.
Пеню необходимо четко отграничивать от мер налоговой ответственности (в качестве последних в налоговом законодательстве фигурируют штрафы). Взимание пени обусловливается только фактом просрочки уплаты налога или сбора, тогда как взыскание штрафов предполагает специальные процедуры, в основе которых лежит правонарушение. Пеня же может взыскиваться и в том случае, когда налогоплательщик может быть освобожден от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Законом Украины от 21 декабря 2000 года «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетом и государственными целевыми фондами» урегулирован механизм применения пени при налогообложении. После окончания установленных сроков погашения согласованной налоговой обязанности на сумму налогового долга начисляется пеня. Это происходит:
а) при самостоятельном начислении суммы налоговой обязанности налогоплательщиком — от первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты;
б) при начислении суммы налоговой обязанности контролирующими органами — от первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты, определенного в налоговом уведомлении;
В случае если налогоплательщик до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налоговой обязанности и погашает ее, пеня не начисляется.
Однако в некоторых случаях это правило не применяется. Так, в ст. 16 Закона Украины от 21 декабря 2000 года подчеркивается, что пеня не начисляется, если:
а) налогоплательщик не представляет налоговую декларацию за период, в течение которого состоялось такое занижение;
б) судом доказано совершение преступления должностными лицами налогоплательщика либо физическим лицом-налогоплательщиком относительно умышленного уклонения от уплаты указанной налоговой обязанности.
Прекращение сроков начисления пени предусматривается в случае, если руководитель налогового органа (его заместитель) в соответствии с процедурой административного обжалования принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы налогоплательщика. Пеня не начисляется в течение таких дополнительных сроков, независимо от результатов административного обжалования. Начисление пени заканчивается в день принятия банком, обслуживающим налогоплательщика, платежного поручения на уплату суммы налогового долга. В случае частичной уплаты суммы налогового долга начисление пени прекращается на такую уплаченную долю. При погашении суммы налогового долга путем взыскания денежных средств либо отчуждения других активов должника начисление пени прекращается в день такого взыскания либо отчуждения активов по праву собственности (полного хозяйственного ведения) должника в счет погашения, независимо от сроков оплаты стоимости таких активов их покупателем.
Пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга либо на день его (его части) погашения за каждый календарный день просрочки в его уплате. Указанный размер пени действует относительно всех видов налогов и сборов (обязательных платежей), кроме пени за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности, устанавливаемой отдельным законодательством.
Это положение заменило более детализированный механизм начисления пени, действовавший с 1997 года. Так, письмом Государственной налоговой администрации Украины «О перечне платежей и размере пени» от 14 марта 1997 года № 19-0211/10-1862 с изменениями и дополнениями, внесенными письмом Государственной налоговой администрации Украины от 24 октября 1997 года №19-0217/10-8553, был закреплен перечень налогов и платежей, состоящий из 23 пунктов, с указанием размера пени по каждому из них и ссылкой на законодательный акт, определяющий размер начисляемой пени. Пеня начисляется в размере 120% ставки НБУ, кроме: налога на прибыль (с 1 января 1995 года — ставка НБУ), подоходного налога (двойная ставка НБУ), госпошлины (0,2%), налога с владельцев транспортных средств (0,2 %), платы за землю (0,2%; с 1 января 1997 года - 0,3%).
За нарушение сроков зачисления налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды по вине банка такой банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, в размерах, установленных для соответствующего налога, сбора (обязательного платежа).
При этом плательщик налогов, сборов (обязательных платежей) освобождается от ответственности за несвоевременное либо неполное зачисление таких платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.
Днем представления в учреждения банков платежного поручения по всем видам налоговых платежей считается день его регистрации в этих учреждениях.
Не считается нарушением сроков зачисление налогов и сборов (обязательных платежей) по вине банка, если такое нарушение стало следствием регулирования Национальным банком Украины экономических нормативов такого банка. Если в будущем банк либо его правопреемники восстанавливают платежеспособность, отсчет сроков зачисления налогов, сборов (обязательных платежей) начинается с момента такого восстановления.
При взыскании денежных средств и имущества налогоплательщиков — клиентов банков налоговые органы либо государственные исполнители не имеют права обращать взыскания на остатки денежных средств на корреспондентских счетах банков, а также на страховые и приравненные к ним резервы банков.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Начало исчисления пени - день, следующий за днем уплаты налога или сбора. При этом последний установленный законом день уплаты налогового платежа не включается в период просрочки
ТЕМА 7: НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ УКРАИНЫ
План
7. 1. Система налоговых органов
7.2. Налоговые администрации (инспекции)
7.3. Налоговая милиция
7.4. Условно налоговые органы
7.1. В правоотношениях, возникающих между государством и плательщиком по поводу уплаты налогов, интересы государства представляют прежде всего органы, осуществляющие управление в области поступления налоговых платежей.
Права и обязанности таких органов и их должностных лиц в связи с выполнением поставленных перед ними задач законодательно регламентированы и составляют их полномочия. Вопрос о взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками является дискуссионным. Налоговые органы — это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках жестких правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур — один из самих крупных недостатков действующего налогового законодательства. Наблюдается и явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков.
Государственная налоговая служба Украины создана как единая система управления и контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством. Налоговые инспекции есть в каждом районе, в каждом городе областного подчинения. Они не зависят от других институтов исполнительной власти на местах, но по некоторым вопросам (например, по постановке на налоговый учет налогоплательщиков, регистрации предпринимательской деятельности) работают в тесном взаимодействии с ними. Спектр обязанностей налоговых инспекций довольно широкий — от постановки налогоплательщиков на учет до выявления и принудительного взыскания неуплат по налогам и сборам.
Государственное управление налогообложением и налоговый контроль как часть государственного управления и финансового контроля вообще отличаются от других форм управления и контроля тем, что их объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов. Государственные налоговые органы организуют работу и выполняют основные функции по обеспечению полноты, правильности и своевременности внесения налогов в бюджеты, предотвращению налоговых нарушений и привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства. Государственная налоговая служба является единой системой органов управления и контроля за соблюдением налогового законодательства. Основные функции управления и контроля в налоговой сфере направлены на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством.
Налоговая служба была создана в январе 1990 года согласно Постановлению Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76 «О Государственной налоговой службе». До этого ее функции выполняли финансовые органы, на которые в настоящее время возложены вопросы планирования и выполнения бюджета. Несколько позже правовое положение этих органов конкретизировалось Законом СССР от 21 мая 1990 года «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций». В дальнейшем изменялся ее статус, детализировались права, обязанности, ответственность должностных лиц Государственной налоговой службы. Сейчас в Украине действует Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине».
Фактически систему налоговых органов можно разделить на две группы по месту, которое занимает обеспечение налоговых поступлений в их деятельности.
А. Непосредственно налоговые (налоговые администрации и органы налоговой милиции) — органы, основная деятельность которых связана с обеспечением налоговых поступлений и которые осуществляют ее без всяких дополнительных условий.
Б. Опосредовано налоговые (таможенные органы, органы казначейства) — органы, наряду со своей основной деятельностью обеспечивающие поступление платежей, которые составляют налоговую систему и рассматриваются как налоговые при определенных условиях.
Система налоговых органов включает несколько достаточно разветвленных структур. Было бы ошибкой отождествлять налоговые органы и налоговые администрации. Последние являются
только одним из элементов системы налоговых органов. Именно поэтому можно представить систему налоговых органов в узком и широком понимании.
Налоговые органы в узком значении идентичны системе налоговых администраций и осуществляют контроль только за поступлением в бюджеты налогов и сборов. Налоговые органы в широком значении контролируют и обеспечивают поступление в бюджеты всех отчислений, которые законодатель включает в налоговую систему как совокупность налогов, сборов, платежей. В этом случае система налоговых органов охватывает уже и таможенные органы, и органы казначейства, и налоговую милицию. Таким образом, в широком значении система налоговых органов включает:
1. Государственную налоговую администрацию Украины.
2. Налоговую милицию
3. Таможенные органы Украины.
4. Органы казначейства.
Такая структура предусматривает объединение двойной дифференциации. С одной стороны, по характеру платежей: налоговые администрации обеспечивают поступление средств от налогов и сборов; таможенные органы — от таможенной пошлины и таможенных сборов; органы казначейства контролируют распределение поступлений в различные бюджеты. С другой стороны, если три вышеупомянутые структуры обеспечивают взимание налогов и сборов в ситуациях, когда плательщики вносят их в положенный срок и в необходимых размерах, то органы налоговой милиции организуют взыскания необходимых платежей, когда плательщик нарушает определенную норму, и реализуют необходимые меры государственного принуждения.