ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1560
Скачиваний: 1
Лица вспомогательного состава обеспечивают деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).
7.3. Создание налоговой милиции стало необходимым условием формирования эффективной налоговой системы. Наряду с Государственной таможенной службой, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел налоговая милиция являются частью сил, которые обеспечивают экономическую безопасность Украины.
Статус органов налоговой милиции имеет свои особенности. В Украине они входят в систему налоговых органов, тогда как в Российской Федерации органы налоговой полиции не выступают в единой системе налоговых органов. Российский законодатель исходит из того, что функции налоговой полиции ограничены сферой нарушения законодательства о налогах и сборах, которые могут быть квалифицированы как преступления или административные правонарушения, тогда как общая сфера налогового контроля исключена из сферы действия органов налоговой милиции.
Зачастую налоговая милиция действует в тесной связи с налоговыми инспекциями. Государство заинтересовано в поступлении как налогов и сборов, так и доначислений, штрафов при нарушении налогового законодательства, а за счет действий каких органов для собственника средств (государства) — неважно.
По своему содержанию полномочия органов налоговой милиции аналогичны полномочиям других правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел, Службы безопасности. Однако они отличаются своим предметом и основными направлениями деятельности. Иногда полномочия органов налоговой милиции несколько шире. Это касается, например, административных полномочий в финансовой сфере.
5 июля 1993 года было принято постановление Кабинета Министров Украины «Об образовании государственной службы борьбы с экономической преступностью»'. В соответствии с этим положением в рамках службы борьбы с экономической преступностью создавались специальные подразделения для борьбы с сокрытием доходов от налогообложения и другими налоговыми правонарушениями.
Закон Украины от 5 декабря 1998 года внес важные изменения в Закон Украины «О Государственной налоговой службе в Украине» и закрепил в составе органов государственной налоговой службы соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями — налоговую милицию (ст. 1). Появился новый раздел «Налоговая милиция»2. Согласно ему налоговая милиция является специфическим правоохранительным органом по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующим в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции. Если деятельность налоговых администраций связана с уплатой налогов, то налоговая милиция осуществляет взыскание налоговых платежей.
Правовое положение налоговой милиции в системе правоохранительных органов определяется комплексом норм, предусматривающих цели, задачи и принципы деятельности подразделений налоговой милиции, ее основные и факультативные функции. Сюда же относятся распоряжения, которые регламентируют порядок формирования органов налоговой милиции, вопрос линейной и функциональной подчиненности, процедуры деятельности, а также компетенцию этих органов. Таким образом, правовое положение налоговой милиции закрепляется всей совокупностью нормативных актов, регламентирующих отношения, обязательным участником которых она является.
Деятельность органов налоговой милиции осуществляется на основе принципов:
-
законности;
-
уважения прав и свобод человека и гражданина;
-
подконтрольности и подотчетности вышестоящим органам законодательной и исполнительной власти;
-
объединения гласных и негласных форм деятельности;
-
аполитичности;
-
взаимодействия с другими органами, налоговыми службами других государств, гражданами и организациями;
-
единства и централизации органов милиции;
-
независимости и единоначалия;
-
конфиденциальности.
Широкий перечень задач, которые стоят перед органами налоговой милиции, можно сгруппировать в два блока:
— предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, прежде всего преступлений;
— предупреждение и пресечение правонарушений в системе налоговых органов.
Обязанности налоговой милиции могут быть разделены на следующие четыре группы:
а) обязанности по выявлению и пресечению налоговых правонарушений (например, проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять поиск лиц, которые совершили указанные преступления или подозреваются в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству убытка; осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях, и т. п.);
б) обязанности по охране налоговых органов (например, обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защищать их сотрудников при выполнении ими служебных обязанностей);
в) обязанности по борьбе с коррупцией (например, проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и органах налоговой милиции);
г) обязанности по взаимодействию (например, выполнять в рамках своей компетенции решения судов, постановления судий, письменные поручения прокуроров, следователей о проведении розыскных и других предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в проведении отдельных процессуальных действий; оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в сфере налогового законодательства; и т. п.);
д) обязанности по охране (например, сотрудники налоговой милиции обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о взносах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей).
Права органов налоговой милиции можно классифицировать таким образом:
а) права по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений и других правонарушений (например, проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное расследование по которым отнесены законом к ведению органов налоговой милиции, и т. п.);
б) права по применению мер принуждения (например, прекращать операции плательщиков налогов по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредоставления документов, связанных с расчетом и уплатой налогов; решение о прекращении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой милиции или его заместитель; налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с дальнейшей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, и т. п.);
в) права по реагированию на выявленные нарушения налогового законодательства (например, в соответствии с компетенцией органов налоговой милиции направлять в качестве предупреждения письменные требования руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) в целях устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств плательщика налогов, контролировать выполнение этих требований и т. п.);
г) права по наложению взысканий.
Место налоговой милиции в системе правоохранительных органов определяется не только сходством отдельных ее задач с задачами других органов власти, в частности отдельных служб милиции, таможенного контроля, но и тождественностью приемов и методов их решения. Достаточно отметить, что сотрудник налоговой милиции, как и оперативные работники милиции, имеет право разрабатывать оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные дела, которые относятся к их компетенции, проводить дознание, следствие, поиск лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и т. д. Однако, если оперативные подразделения милиции имеют право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и возбуждать уголовные дела, которые относятся к компетенции следственных органов внутренних дел и прокуратуры, то органы налоговой милиции уполномочены вести оперативно-розыскные действия с целью выявления только налоговых преступлений. Выявление при этом других преступлений влечет за собой передачу соответствующей информации тем правоохранительным органам, в компетенцию которых они входят. В таком же положении находятся органы дознания таможенной службы.
7.4.Особенностью подсистемы условно налоговых органов является то, что основу ее составляют органы, в функции которых деятельность по регулированию налоговой системы входит как одна из функций, т. е. как часть их сферы деятельности. Фактически их можно определить как формально налоговые (в отличие от реально налоговых, рассматриваемых в предыдущих разделах). Сферой их деятельности является анализ и контроль за поступлением платежей, которые законодатель включил в налоговую систему (таможенный сбор, сборы на обязательное государственное пенсионное страхование и т. д.). Особое положение занимают Министерство финансов, банки, другие органы и учреждения, связанные с уплатой налогов и сборов.
Основными задачами Министерства финансов является разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики, а также составление проекта и выполнение бюджета, в частности его доходной части.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов осуществляет такие функции в налоговой сфере:
— разработку мероприятий по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране;
— разработку проектов нормативов отчислений от общегосударственных налогов, сборов в местные бюджеты;
— обеспечение выполнения государственного бюджета, финансового пополнения государственных внебюджетных фондов;
— разработку с участием заинтересованных органов исполнительной власти предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения-
— проведение с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти переговоров с уполномоченными органами других государств, связанных с заключением межправительственных соглашений по избежанию (устранению) двойного налогообложения доходов и имущества;
— участие в формировании таможенной политики страны, в разработке методологии, ставки и порядка взыскания таможенных сборов;
— методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, принятие мер по их усовершенствованию, утверждение планов счетов, форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности;
— обобщение практики применения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минфина, разработку и внесение на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложений по совершенствованию этого законодательства.
Права Минфина в налоговой сфере определяются в соответствии с его функциями. Минфин имеет также право давать отсрочки и рассрочки платежей по налогам в бюджет в порядке, предусмотренном законодательством. Минфин издает в рамках своей компетенции на основе и во исполнение законодательства приказы и инструкции, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, подчиненности, и гражданами. Минфин издает в необходимых случаях совместно с другими органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.
Определенную группу органов, связанных с налогообложением, составляют таможенные органы, которые можно выделить, как условно налоговые. Условность связана с тем, что необходимо определенное обязательное обстоятельство, которое делает их налоговыми. Таким условием является перемещение товаров через таможенную границу и возникающая при этом обязанность по уплате налогов. Таким образом, появляется специальная компетенция таможенных органов в области налогообложения, которая определяется как законодательством о налогах, так и таможенным законодательством.
Компетенция таможенных органов не ограничивается исключительно взысканием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Они осуществляют полномочия по таможенному оформлению, валютному контролю, таможенному контролю, оперативно-розыскной деятельности. Но условно полномочия таможенных органов в области налогообложения можно разделить на фискальные и правоохранительные, детализирующиеся как налоговым, так и таможенным законодательством.
Деятельность таможенных органов в Украине регулируется нормативными актами, к которых относятся Таможенный кодекс Украины, Закон Украины от 25 июня 1991 года «О таможенном деле в Украине», Указ Президента Украины от 20 января 1995 года «О государственном таможенном комитете Украины»3 Постановление Кабинета Министров Украины от 8 июля 1994 года «Об организации территориальных таможенных управлений».
Систему таможенных органов составляют Государственный таможенный комитет Украины, территориальные таможенные управления, таможни и другие таможенные учреждения. Согласно ст. 9 Таможенного кодекса Украины5 образованы территориальные таможенные управления. Территориальные таможенные управления осуществляют непосредственное руководство таможенными управлениями, расположенными на соответствующей территории. Они являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июля 1994 года № 465 Бориспольская и Севастопольская таможни не включаются в состав таможенных учреждений, подчиняющихся территориальным управлениям.
Таможенное дело в Украине включает в себя установление порядка и организацию перемещения через таможенную границу товаров и предметов, обложение таможенной пошлиной, оформление, осуществление контроля и других мероприятий по реализации таможенной политики в Украине. Расследование нарушений таможенных правил осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Украины, а в части, не урегулированной им, — законодательством Украины об административных правонарушениях.
Производство по делам о нарушении таможенных правил осуществляется должностными лицами таможенных органов Украины. Эти лица имеют право поручить производство отдельных действий должностному лицу другого таможенного органа Украины. Полномочия таможенных органов в налоговой сфере распространяются только на НДС и акцизы, которые применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию и вывозимым с этой территории, а также на таможенный сбор, который в соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» отнесен к общегосударственным налогам и сборам. Деятельность таможенных органов в налоговой сфере необходимо рассматривать в неразрывной связи с другими направлениями их деятельности, поскольку данные направления (например, таможенное оформление) оказывают содействие и непосредственно обеспечивают плату налогов и таможенных сборов.