ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 2173
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Донбасский институт техники и менеджмента
Международного научно-технического университета
«Управление персоналом»
Конспект лекций
«Утверждено»
на заседании методического
совета ДИТМ МНТУ
Протокол №
от «__»___________2006г
г. Краматорск 2006 г.
Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» для студентов специальностей 06.0501, 06.0502 . Сост. преподаватели Шишкевич О.С., Пономарев Л.Д.
СТРУКТУРА КУРСА
РАЗДЕЛ 1: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 1: Управление персоналом в системе менеджмента организации
Тема 2: Управление персоналом как социальная система
Тема 3: Формирование коллектива организации
Тема 4:Социальное развитие коллектива организации
Тема 5: Кадровая политика организации и ее формирование
Тема 6: Службы персонала: организация и функции
РАЗДЕЛ 2: СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 7: Кадровое планирование в организации
Тема 8: Организация набора и отбора кадров
Тема 9: Оценка и аттестация персонала организации
Тема 10: Управление процессом развития и движения персонала организации
Тема 11: Управление процессом высвобождения персонала
Тема 12: Эффективность управления персоналом в организации
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 1: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
ОРГАНИЗАЦИИ
План
1.1.Управление персоналом как наука
1.2. Методы, аспекты и принципы управления персоналом
1.1.Управление персоналом как наука
Управление персоналом как наука существует на двух уровнях:
-
теоретическом (цель – получение новых знаний путем описания и классификации явлений, установления причинно-следственных, функциональных и других взаимосвязей и закономерностей между ними, прогнозирования типовых организационных ситуаций)
-
прикладном (управление персоналом занимается вопросами смены и преобразования реальных производственных ситуаций, разработкой конкретных моделей, проектов и предложений для повышения эффективности использования работников).
Управление персоналом как наука изучает и учитывает влияние всех аспектов человека на организационное поведение. В этом состоит главная специфика данной науки, которая определяет ёё подход к исследованию своего предмета, а также ёё структуру и содержание.
Управление персоналом также базируется на следующих теориях, которые касаются основных аспектов человека:
-
экономической теории (она охватывает различные направления экономической науки);
-
психологической теории (общая психология, психологическая теория поведения, психоанализ, социальная психология, психология общения, психология труда);
-
социологические науки, трудовое и социальное право, политологические теории, конфликтологию, науки о труде (эргономика, физиология труда, психология труда, социология труда, технология, педагогика, медицина труда, антропометрия) и др.
Практическая значимость управления персоналом состоит в следующем:
-
в идеальном конструировании практики кадрового управления;
-
в разработке теории, стратегии, техники, способов и приемов управления персоналом;
-
в рационализации, глубоком критическом осмыслении практического управления людьми и его ориентации на требования экономической (деловой) и социальной эффективности;
-
в подталкивании руководителей к изменению моделей, техники, стилей, способов и приемов руководства работниками на основании альтернатив, предлагаемых наукой.
В Украине создалась ситуация, когда управлению персонала не уделяется достаточного внимания, а технология разработки и принятия кадровых решений является несовершенной и научно не обоснованной. И в большинстве случаев отсутствует ориентация на достижение социальной эффективности в управлении персоналом.
Предметом дисциплины «Управление персоналом» является совокупности общественных отношений, которые возникают в процессе совместной деятельности работников.
Целью изучения дисциплины «Управление персоналом» является получение студентами теоретических знаний по эффективному управлению трудовым коллективом организации на основании использования научных принципов и методов, разработанных отечественными и зарубежными руководителями, и положительного практического опыта прогрессивных предприятий.
Управление персоналом представляет собой процесс планирования, отбора, подготовки, оценки, обучения и мотивации персонала, направленный на эффективное его использование для достижения целей предприятия и работников.
Трудовые ресурсы – это физически развитая часть населения, которая владеет мыслящими способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве.
Кадровый потенциал предприятия – это граничная величина возможного участия работников предприятия в его деятельности с учетом их компетентности, психофизических особенностей, интересов, мотиваций.
Понятие «трудовой коллектив» можно рассматривать с двух сторон как:
-
социальная организация, представленная административно-правовой структурой;
-
социальная общность, представленная спонтанно возникающими межличностными связями, структурой малых форм с разделом участников на социальные группы.
Персонал предприятия – это совокупность его работников (постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных), которые работают по найму и имеют трудовые отношения с работодателем.
Кадры представляют собой основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.
Человеческие ресурсы предприятия – это совокупность социальных, психологических и культурных качеств его работников.
Трудовой потенциал работника – это совокупность физических и духовных качеств человека, которые определяют возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достижения в определенных условиях требуемых результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Управление персоналом реализуется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предусматривает следующие основные этапы и функции:
-
определение целей и основных направлений работы с персоналом;
-
определение способов и методов достижения целей;
-
организация работы по выполнению принятых решений;
-
контроль выполнения запланированных предложений;
-
координация разработанных предложений.
1.2.Методы, аспекты и принципы управления персоналом
Система управления персоналом представляет собой комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а также разных видов, методов и соответствующего механизма управления, направленных на повышение производительности труда и качества работ.
Методы управления персоналом – это способы влияния на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования предприятия
Методы управления персоналом делятся на три основные группы:
-
административные;
-
экономические;
-
социально-психологические.
Административный метод базируется на власти, дисциплине и взысканиях и известны как методы кнута.
Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как метод пряника.
Социально–психологический метод основан на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как убеждение.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения как осознанная необходимость, чувство долга, культура трудовой деятельности. Они имеют прямой характер и соответствуют правовым нормам.
Управленческое воздействие экономических и социально–экономических методов носит косвенный характер, рассчитывать автоматическое их действие нельзя, трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Системный подход к управлению персоналом ориентирует на раскрытие системы управления персоналом (СУП) в целом и по составляющим систему компонентам: целям, функциям, оргструктуре, техническим средствам, информации, технологии управления, управленческих решений, раскрытия их связей между собой и с внешней средой и т.д.
Покажем некоторые методы, используемые в СУП:
-
Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Например: СУП - на подсистемы, подсистемы - на функции, функции - на процедуры, процедуры - на операции. Затем синтезировать. Здесь используется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими, цифровыми.
-
Метод последовательной подстановки. Изучают влияние каждого фактора на СУП, факторы ранжируются, отбираются самые существенные.
3. Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием или состоянием в прошлом.
4. Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений.
5. Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления с точки зрения их соответствия целям организации.
6. Экспертно-аналитический метод совершенствования системы управления основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом.
7. Нормативный метод предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению персоналом.
8. Параметрический метод. Задача этого метода - установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления для выявления степени их соответствия.
9. Метод функционально-стоимостного анализа позволяет выбрать такой вариант построения системы управления, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов.
10. Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе свойства десятков показателей.
11. Балансовый метод позволяет провести балансовые сопоставления, увязки.
12. Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления и опыте другой аналогичной системы.
13. Метод аналогий заключается в применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системы управления.
14. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы управления и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами.
15. Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления.
16. Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой.
17. Метод контрольных вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи совершенствования системы управления.
18. Метод 6-5-3 предназначен для систематизации процесса нахождения идей по развитию системы управления.
19. Морфологический анализ является средством изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решении.
Аспектами управления персоналом являются:
-
технико-технологический (отображает уровень развития конкретного производства, особенности используемых техники и технологии, производственные условия);
-
организационно-экономический (содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава персонала, их материальным стимулированием, использованием рабочего времени, организацией производства);
-
правовой (включает вопросы выполнения трудового законодательства в кадровой работе);
-
социально-психологический (отображает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрение различных социологических и психологических процедур в практику кадровой работы);
-
педагогичный (предусматривает решение вопросов, связанных с воспитанием кадров, наставничеством и др.).
Среди общих принципов управления персоналом выделяют:
-
соответствие функций управления целям производства;
-
индивидуализация работы с кадрами;
-
демократизация работы с кадрами;
-
информатизация кадровой работы, обеспечение её уровня, достаточного для принятия обоснованных решений;
-
подбор кадров для первичного производственного коллектива с учетом психологической совместимости и др.
В современных условиях основным в управлении персоналом является принцип подбора и расстановки кадров по их личным и деловым качествам.
Определяют такие подходы к управлению персоналом:
-
экономический (в его границах выделяют концепцию управления трудовыми ресурсами);
-
органичный (в его границах выделяют 2 концепции: управление персоналом и управление человеческими ресурсами);
-
гуманистический подход (в его границах выделяют концепцию управления человеком).
Для современного этапа развития персонала характерны такие тенденции:
-
смена подходов к управлению персоналом (становятся актуальными концепция управления человеческими ресурсами и концепция управления человеком);
-
развитие движения за компетентность;
-
внимание к повышению эффективности управления персоналом (как экономической, так и социальной);
-
принятие и повышение значимости корпоративной культуры.
Управление персоналом организации опирается на законы и закономерности, изучаемые разными науками, связанными с управлением (теория управления, теория систем, экономическая кибернетика и др.)
Но управление персоналом присуще только этому процессу.
Приведем основные закономерности, объективно определяющие требования в системе и технологии управления персоналом:
-
Соответствие системы управления целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы.
-
Соблюдения системности при учете всех возможных взаимосвязей внутри организации, в её подсистемах, в производственной и внешней среде.
-
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления персоналом.
-
Пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом.
-
Пропорциональность производства и управления, в т.ч. соотношения численности работников.
-
Изменение состава и содержания функций управления персоналом с развитием организации.
Закономерности непосредственно взаимодействуют друг с другом, создавая интегрированную результирующую силу. Отсюда следует необходимость единства действий закономерностей управления персоналом.
Межличностные отношения формируют следующие закономерности:
-
Закономерность неопределенности отклика
-
Неадекватность отображения человека человеком и неадекватность их самооценки.
-
Закономерность искажения смысла информации.
-
Закономерность психологической самозащиты.