Файл: налоговое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1575

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фактически о подобной системе органов идет речь в Законе Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года. Так, в ст. 2 «Контролирующие органы» закрепляется их исчерпывающий перечень:

1) таможенные органы — по ввозной и вывозной пошлине, акцизному сбору, налогу на добавленную стоимость, другим налогам и сборам (обязательным платежам), которые в соответствии с законами взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины;

2) учреждения Пенсионного фонда Украины — по взносам в Пенсионный фонд Украины;

3) учреждения Фонда социального страхования Украины — по взносам в Фонд социального страхования Украины;

4) налоговые органы — по налогам и сборам (обязательным платежам), которые взимаются в бюджета и государственные целевые фонды.

Контролирующие органы имеют право осуществлять проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты только относительно тех налогов и сборов (обязательных платежей), которые отнесены к их компетенции этим пунктом. Порядок контроля со стороны таможенных органов за уплатой налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и акцизного сбора устанавливается совместным решением центрального налогового органа и центрального таможенного органа. Другие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе по запросам правоохранительных органов.

Система налоговых органов образует и организационно, и функционально единую систему в структуре органов исполнительной власти. Но едва ли можно утверждать, что это полностью единая система. В нее входят органы по формальному признаку — органы, управляющие взыманием и поступлением в бюджеты (фонды) платежей, которые законодатель отнес к общегосударственным и местным налогам и сборам (статьи 14 и 15).

Вряд ли справедливо видеть главное содержание деятельности налоговых органов в контроле или сборе налогов. Как правило, налоги уплачиваются плательщиками самостоятельно и налоговые органы лишь управляют этим процессом, контролируют его, поэтому непосредственно сбором они не занимаются. Нельзя говорить и исключительно о контрольных функциях, особенно когда речь идет о разработке форм отчетности, разъяснении применения налогового законодательства. Правильнее определить содержание деятельности органов как управление процессом поступления налогов и сборов в бюджеты и целевые фонды.

Главную задачу налоговых органов в Украине необходимо видеть в контроле за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления налогов, своевременностью внесения их в бюджеты. Но такие основания позволяют отнести к налоговым очень широкий круг органов, содержание деятельности которых достаточно разнообразно. В этой системе налоговых органов существует группа уполномоченных органов, которые контролируют поступление налогов и сборов и созданы именно для этого (налоговые инспекции и администрации). Во-вторых, это органы специальной налоговой компетенции (таможенные или правоохранительные). И наконец, связанные с уплатой налогов (банковские учреждения, отделение связи и т. п.).


Общей налоговой компетенцией наделены именно налоговые инспекции и администрации, которые выступают уполномоченной стороной по поводу уплаты (взыскания) налогов и сборов, осуществляющие налоговый контроль, привлечение плательщиков к ответственности за осуществление налогового правонарушения от лица государства.

Специальной налоговой компетенцией наделены несколько органов. Таможенные органы имеют полномочия налоговых органов по контролю за уплатой налогов и сборов исключительно при перемещении товаров через таможенную границу Украины. Налоговая милиция наделена специальными полномочиями в области налогообложения, которые применяет в случае совершения преступлений, административных правонарушений при уплате налогов; осуществляет защиту работников налоговых органов и расследование случаев коррупции в системе налоговых органов.

Деятельность органов Государственной налоговой службы характеризуются следующими чертами:

— независимостью контроля за соблюдением законодательства о налогах;

— четкой централизацией системы налоговых органов в соответствии с вертикальной структурой подчиненности;

— единством системы контроля относительно различных плательщиков, регионов, видов налогов и сборов.

Характеристике функций Государственных налоговых органов посвящен Закон Украины от 5 февраля 1998 года. Они дифференцируются в зависимости от уровня налоговых органов. К ним относятся:

1. Учет налогоплательщиков.

2. Контроль за выполнением налогоплательщиками законодательства.

3. Обеспечение бухгалтерского учета.

4. Утверждение форм расчетов и отчетности.

5. Разработка направлений, форм и методов налоговых проверок и их осуществление.

6. Применение мер ответственности к нарушителям законодательства о налогах.

Осуществление функций налоговых органов предполагает, с одной стороны, реализацию их полномочий (прежде всего, прав на осуществление определенных действий), а с другой стороны, выполнение обязанностей. Главной обязанностью налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства. Именно это находится во главе угла формирования полномочий налоговых органов.

Все права и обязанности, формирующие полномочия налоговых органов, распределяются на две группы. Во-первых, это группа, которая корреспондируется и согласуется с правами и обязанностями плательщиков (обязанность давать информацию относительно налогообложения, связанная с правом налогоплательщиков на такую информацию). Во-вторых, группа самостоятельных прав и обязанностей, которые реализуются при взаимодействии с другими органами или при наложении санкций. Очень важно закрепление исчерпывающего перечня прав и обязанностей налоговых органов. Именно это может ограничить противозаконное применение действий относительно плательщиков налогов, а у последних создать уверенность в защите со стороны государства, которое рассматривает налогоплательщика не как потенциального правонарушителя, а как партнера.


Исходя из функций налоговых органов можно выделить следующие группы полномочий:

  1. Полномочия по учету налогоплательщиков;

  2. Полномочия по контролю за выполнением налогоплательщиками налогового законодательства (например, проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, а также гражданами;

  3. Полномочия налоговых органов по расчету окладных налогов (например, требовать бесплатного предоставления информации, необходимой для исчисления налогов, от органов, осуществляющих учет и оценку налогооблагаемого имущества (ведение имущественных кадастров); требовать от органов, осуществляющих юридически значимые действия, которые служат основанием для привлечения плательщиков налогов к уплате налогов, бесплатного своевременного предоставления информации об этих действиях, и т. п.);

  4. Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и других платежей.

  5. Полномочия по применению мер, направленных на прекращение (предотвращение) нарушений налогового законодательства (например, прекращать операции предприятий и граждан по текущим и другим счетам в банках и других финансово-кредитных учреждениях в случае непредоставления или отказа предоставить государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с расчетом или уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, и т. п.);

  6. Полномочия по применению мер по предотвращению или ликвидации убытков, нанесенных плательщику налогов или бюджету (например, взимать недоимку по налогам; проводить возврат или зачет в счет будущих платежей излишне взысканной или уплаченной суммы налога, и т. п.);

  7. Полномочия по применению мер ответственности к нарушителям налогового законодательства (например, налагать административные взыскания, финансовые санкции на юридические и физические лица и т. п.);

  8. Полномочия по контролю выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства относительно наличного денежного обращения (например, регистрировать контрольно-кассовые аппараты, используемые при осуществлении денежных расчетов с населением; проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых аппаратов, получать объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, и т. п.);

  9. Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля.

  10. Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных другими государственными инспекциями и контрольными органами.

  11. Полномочия по изданию инструктивных и методических указаний по применению законодательства о налогах.


7.2. Государственная налоговая администрация Украины является органом исполнительной власти, возглавляемым Председателем, который по должности является министром. Председатели государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются и освобождаются Президентом Украины.

Главными задачами Государственной налоговой администрации Украины является:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов; принятие решений по наложению финансовых санкций и административных штрафов; принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех подразделений Государственной налоговой службы (общие функции налоговых органов):

1) обеспечивать учет плательщиков налогов;

2) обеспечивать контроль за выполнением плательщиками налогов и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;

3) осуществлять расчет окладных налогов;

4) вести оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;

5) применять меры к прекращению (предотвращению) нарушений налогового законодательства;

6) осуществлять контроль за исполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства относительно наличного денежного обращения;

7) применять восстановительные меры по предотвращению или ликвидации убытков, нанесенных бюджету или плательщику налогов;

8) применять меры ответственности к нарушителям налогового законодательства;

9) осуществлять учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, которое перешло по праву наследования к государству, и кладов;

10) выступать агентом валютного контроля:

11) выступать исполнительным органом по применению мер взыскания, налагаемых государственными инспекциями и другими контролирующими органами.

Государственная налоговая администрация Украины включает три уровня:

— высшее звено — Государственная налоговая администрация;

— среднее звено — государственные налоговые администрации Автономной Республики Крым, областей и городов с районным делением;

— низовое (базовое) звено — государственные налоговые инспекции районов (сельских и городских) и городов областного подчинения.

На высшее звено возлагается задача организации, инструктивного и методического обеспечения налоговой работы в стране, а также контроль за деятельностью налоговых органов.

Центральный аппарат кроме тех функций, которые выполняет местное звено налоговой службы, имеет такие полномочия: организует, координирует и контролирует работу Государственной налоговой администрации; осуществляет аналитическую и статистическую деятельность; разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства; осуществляет контроль за актами, связанными налогообложением, которые издаются министерствами, ведомствами и другими организациями; принимает участие в формировании налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении; решает вопросы международного сотрудничества.


Типичная структура среднего звена — государственных налоговых инспекций Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отвечает их главным функциям и включает: управление обслуживания плательщиков налогов; управление налогов и сборов; управление аудита; управление налоговых расследований; отдел учета и отчетности; отдел компьютеризации; отдел организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля; юридический отдел; валютную инспекцию; специальный отдел; бухгалтерию; отдел кадров; административно-хозяйственный отдел. Задача отдельных подразделений налоговых администраций этого звена в целом идентична функциям соответствующих подразделений Государственной налоговой администрации.

На среднее звено возлагается организация налоговой работы в области или городе с районным делением. Это главное звено консультационной работы, которая требует высококвалифицированных специалистов, хорошо знакомых с налоговым законодательством. В отдельных случаях налоговые администрации этого уровня могут непосредственно вести налоговую работу с незначительным кругом плательщиков, которые находятся на учете в этих инспекциях. Относительно данных плательщиков государственные налоговые администрации областей и городов с районным делением выполняют те же самые функции, что и инспекции низового звена. Структура налоговых администраций среднего, звена в целом идентична структуре Государственной налоговой администрации, за исключением законодательной и методической работы.

Структурное построение налоговых инспекций базового уровня отражает их основную функцию — ведение налоговой работы. Она имеет два варианта — расширенный и суженный. Расширенный вариант предусматривает наличие как функциональных, так и обеспечивающих подразделении. Этот вариант предназначен для районов в городах, что объясняется значительным объемом работы. Этот вариант предусматривает такую же структуру, как и на уровне среднего звена (без отдела организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля).

Суженный вариант типичной структуры государственной налоговой инспекции установлен для сельского района и города областного подчинения (без районного деления) и предусматривает такие подразделения: управление (отдел) обслуживания налогоплательщиков; управление налогов и сборов; управление аудита; отдел учета и обработки данных; отдел налоговых расследований; валютная инспекция.

Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами. Инспектора осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками — от приема налоговых расчетов до проведения документальных проверок. Сейчас в ряде инспекций практикуется распределение функций (с учетом зарубежного опыта): часть инспекторов осуществляет только ревизорскую работу, другие — те функции, которые не связаны с выходом на предприятия (прием и камеральная проверка деклараций, расчет окладных налогов и другие). Существуют предложения закрепить такую практику, выделить отдельную категорию должностных лиц налоговых органов — ревизоров.