ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 645

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22


ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА













«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ»

Конспект лекций










УТВЕРЖДЕНО

на заседании методичес-

кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2003г.












г. Краматорск, 2003г.
















Конспект лекций по дисциплине «Государственные финансы»

(для студентов специальностей 06.0502). Сост. Радченко А.Д.

- Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2003г.


ТЕМА 1: Общая характеристика государственных финансов

План

1.1. Содержание государственных финансов.

1.2. Государственные доходы и методы их мобилизации

1.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение.


Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы государства, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических, социальных и политических функции.

По экономической функции государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. Это денежные отношения, связанные:

1) с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий;

2) с использованием государственных средств на затраты по расширению производства;

3) с удовлетворением растущих социально-культурных потребностей, нужд обороны государства, управления;

В состав государственных финансов включается:

- бюджеты разных уровней государственного управления;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- финансы государственных предприятий;

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, которые складываются на федеративном, республиканском и местном уровнях.


Государственные финансы





Федеральные

Республиканские, областные

Местные







Бюджеты

Внебюджетные фонды

Государственные кредиты

Финансы госпредприятий






Рис.1 Структура государственных финансов Украины

Бюджеты разных уровней, (федеральные, республиканские, местные) являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления.

Для выполнения общих функций в Украине формируется государственный бюджет, благодаря которому обеспечивается:

1) осуществление общегосударственных мер по стабилизации экономики;

2) развитие социальной сферы;

3) охрана внешних границ;

4) содержание вооружённых сил;

5) содержание органов управления;

6) выполнение международных экономических и политических соглашений.

Республиканский (областной) бюджет распределяется в целях:

- обеспечения прогрессивной структуры общественного производства;

- усиления социальной направленности развития экономики;

- поддержания единого уровня социальной защищенности граждан данной области;

Местный бюджет:

- используется для регулирования экономических процессов;

- влияет на размещение производительных сил;

- способствует повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов;

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они. хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее, организационно отделены от бюджетов и имеют определённую самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся:


1) фонд социального страхования;

2)пенсионный фонд;

3) целевые фонды (инновационный, регионального развития,

природоохранный)

Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня - финансирование отдельных целевых мероприятий за счёт целевых отчислений.

Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование социальных мероприятий, так как использование внебюджетных фондов не нуждается в законодательном оформлении и происходит без участия парламента, поэтому и расходуется в более оперативном режиме.

Внебюджетные фонды выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают органы власти в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.

В настоящее время формирование бюджетных и внебюджетных фондов находится в распоряжении местных органов власти.

Характерна определенная специфика, если на их территории создаётся СЭЗ (свободная экономическая зона), т.е. специальная территория с особым правовым режимом, помогающим привлечь иностранных инвесторов и использовать передовую зарубежную технологию и опыт для эффективного развития экономической и социальной инфраструктуры зоны. Для управления СЭЗ создаётся административный Совет, которому местные исполнительные власти отдают часть своих полномочий.

Административный Совет СЭЗ определяет механизм формирования и использования финансовых ресурсов и устанавливает порядок их регулирования, например, для иностранных и совместных предприятий на территории СЭЗ действует льготный режим налогообложения - полностью или частично в течение некоторого времени может не облагаться налогом:

а) прибыль предприятия;

б) прибыль, инвестируемая на территорию СЭЗ в производство товаров народного потребления, медикаментов и наукоемкой продукции;

в) часть прибыли, направляемая на развитие социальной и экономической инфраструктуры.

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятия, организации, населения и их передачи во времени органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов.

Основные формы государственного кредита - займы и казначейские ссуды.

Финансы государственных предприятий мы рассмотрели в курсе «Финансы».


1.2. Государственные доходы и методы их мобилизации.

При функционировании государственных финансов возникают два тесно связанных процесса:

1) мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур (находит своё выражение в понятии государственных доходов);


2) использование средств на различные государственные потребности (находит свое выражение в понятии государственных расходов).

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные государственные доходы формируются за счёт:

- налоговых поступлений;

- доходов от внешнеэкономической деятельности;

- платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач в государстве.

К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - пенсионного, социального страхования, фонда занятости и др.

Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта, которая на разных этапах и стадиях распределения представлена в разных финансовых формах.

Объектом распределения на государственном предприятии выступает выручка от реализации продукции и такие её составные элементы, как прибыль, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления.

В качестве объекта бюджетных отношений рассматриваются: прибыль, зарплата, налоговые платежи, которые являются источником формирования бюджетных доходов.

Объектом госкредитных отношений являются:

- временно свободные финансовые ресурсы предприятия;

- сбережения населения.

Все источники государственных доходов делят на 2 группы:

1. Внутренние (относят национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри государства и используемые государством для выполнения присущих ему функций;

2- Внешние (относят национальный доход и национальное богатство другого государства, если они заимствуются в форме государственных займов).

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственного дохода являются:

- налоги;

- займы;

- эмиссии.

Совокупность всех видов доходов, формируемых разными методами, и их взаимосвязанное применение составляет систему государственных доходов.

Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Вторым по фискальному значению доходов являются государственные займы. Они используются:


1) для покрытия бюджетного дефицита,

2) для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор;

3) в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы (высокий уровень военных расходов, крупные платежи по ранее взятым государственным займам, увеличение государственных расходов, обусловленных растущей социальной программой);

4) для покрытия бюджетного дефицита (на федеральном, областном, местном уровнях);

5) для покрытия расходов государственных предприятий (финансирование капитальных вложений, направленное на модернизацию предприятий, обновление и расширение материально-технических благ (путём реализации общественного займа).

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связаны с погашением займов и выплатой процентов по ним, обуславливают необходимость повышения налогов или выпуск все новых и новых займов.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажная и кредитная эмиссия, если они не связаны с потреблением хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.

  • Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.


1.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение.

Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных расходов государства.

Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства -экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Государственные расходы состоят из:

- прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетного и внебюджетного финансирования;

- расходов государственных предприятий, органов, учреждений.

Специфическим видом государственных расходов являются:

- затраты на инвестиции в действующих или вновь созданных предприятиях (нередко осуществляются на долевых началах);

- расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства.