ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 646

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важную экономическую и социальную роль играют::

- децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственным предприятием, объединением;

- затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий (текущие и инвестиционные);

- затраты, обусловленные запросами трудового коллектива и отдельных работников (жилищные проблемы).

Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы не только по финансированию народного хозяйства и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур, военные расходы, обусловленные выполнением оборонной функции государства.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов и организованное построение этой системы базируется на следующих принципах:

- целевое направление средств (означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в государственных планах);

- безвозвратное расходование государственных ресурсов (средства, использующиеся на финансирование народного хозяйства, не нуждаются в обязательном их возмещении);

- соблюдение режима экономии (этот принцип может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата).

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

- самофинансирование (использование для покрытия расходов государственного предприятия за счёт их собственных ресурсов);

- бюджетное финансирование (применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение);

- кредитное обеспечение (банковские ссуды для покрытия своих, текущих и инвестиционных затрат);

- заимствование денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономический интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.


ТЕМА 2: Государственный бюджет.

план

2.1. Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономических процессах.

2.2. Бюджетный дефицит и управление им.

2.3 Бюджетное устройство и бюджетная система.

2.4. Бюджетный процесс


2.1. Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономических процессах.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предпринимателями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер, он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для нужд:


1) расширенного воспроизводства в масштабах всего общества;

2) удовлетворения социально-культурных потребностей граждан;

3) решения оборонных задач;

4) покрытия общих издержек государственного управления.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции, которые объективны, как объективна и сама категория.

На проявление присущих бюджету свойств, его использования в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который:

1) является реальным воплощением бюджетной политики;

2) отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

С помощью бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента:

1) государственного регулирования экономики;

2) стимулирования производственных и социальных процессов.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта.

Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - для удовлетворения государственных потребностей.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда государства.

Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы с одной стороны являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом социально- экономических задач.


2.2. Бюджетный дефицит и управление им.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий.

В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть различным:


а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает:

  • государственное регулирование экономической конъюнктуры;

  • стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

б) дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию.

Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых пределах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику государства, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

В Украине за последние 5 лет произошел скачок бюджетного дефицита, он привел к быстрому росту как внутреннего, так и внешнего долга. Если учесть, что положение считается контролируемым при:

1) государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта;

2) бюджетном дефиците не выше 2-3%,

то нынешнее финансовое положение государства можно оценить, как тяжелейший кризис, ибо по дефициту бюджета и по государственному долгу превышены предельно допустимые нормы.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в начале 90-ых годов явились:

1) низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;

2) нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездно) развивающимся странам;

3) неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета приводит:

1) к нарастанию инфляционных процессов;

2) к росту цен на товары и услуги (так называемая “видимая инфляция”);

3) к резкому повышению уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (подавленная, т.е. скрытая инфляция).

Нарастание инфляционных процессов существенно снизило жизненный уровень населения, привело к обострению социальной напряжённости.


Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) нельзя устранять бюджетный дефицит путём чисто математических операций;

2) величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимый размер (2-3% ВНП);

3) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться различные формы государственного кредита. Эмиссия в этом случае не допустима, дефицит может покрываться только на заёмной основе путём размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг.

4) для преодоления бюджетного дефицита необходимо “лечение” самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в её развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства.

В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно приводить в жизнь такие меры, которые:

1) стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд государства;

2) способствовали сокращению государственных расходов, таких как:

- изменение направления инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждой бюджетной гривны;

- резкое сокращение государственного финансирования, полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;

- снижение военных расходов;

- сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ и принятие моратория на внедрение новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

- запрещение НБУ предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;

- привлечение в государство иностранного капитала (поощрение импорта капитала, довода его до значительных размеров, прямые иностранные инвестиции), создание совместных предприятий. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение дохода бюджета и сокращения его расходов -

  • регулирование бюджетного дефицита.

Целенаправленное управление его размером в совокупности с другими антикризисными мерами позволит стабилизировать финансовое положение нашего государства.


2.3: Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетное устройство Украины - это организация бюджетной системы, принципы её построения.

Бюджетная система государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Украины, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Бюджетное устройство в Украине основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов.


Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой с использованием:

- единой бюджетной классификации;

- форм бюджетной документации;

- единой социально-экономической и налоговой политики.

Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объёме.

Принцип гласности требует публикации утверждения бюджетов, а также отчетов об их исполнении, сводного отчёта консолидированного бюджета. консолидированных бюджетов территории.

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.

К собственным источникам дохода относятся:

1) доходные источники для каждого уровня бюджета (закреплённые законом);

2) отчисления по регулирующим доходам;

3) дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно

представительным органом, местными органами управления. Консолидированный бюджет Украины представляет собой свод республиканского бюджета:

- бюджетов национально-государственных образований;

- бюджетов административно-территориальных образований. Консолидированный бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты:

- национально-государственных образований;

- административно-территориальных образований.

Наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и региона, которые регулируются:

- Конституцией Украины;

- Законом “О местном самоуправлении”;

- Закон “О краевом, областном Совете народных депутатов, об областной

администрации.

В соответствии с законодательством доходная часть территориальных бюджетов состоит из:

1) закрепленных доходов, поступающих в соответствующий бюджет;

2) регулирующих средств, передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы в нижестоящие сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов;

3) дотаций средств, передаваемых из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците;

4) субвенции средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов нижестоящим на финансирование строго условного мероприятия;

5) кредитных ресурсов - средств, передаваемых на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены в процентах и без них.


2.4. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс- это важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального социально-экономического развития государства.