ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 668

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает следующие стадии бюджетной деятельности:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждении с продолжительностью около З лет.

- составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимает около 20 месяцев;

- исполнение или бюджетный период (с 1 января по 31 декабря);

- составление отчёта об исполнении бюджета (календарный год) и его утверждение (5 месяцев).

Отчётный период включает в себя финансовый год (бюджетный период) и льготный период (составляет 1 месяц), в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятых в рамках по исполнению бюджета.

В условиях экономической реформы происходит коренная перестройка бюджетного процесса, осуществлен переход от командно-административной системы к новым методам управления хозяйством с помощью экономических рычагов (налогообложения).

Ещё необходимо отметить, что принципами организации бюджетного процесса являются:

- единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации;

- самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти;

- балансовый метод, который включается в установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов.

Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное условие данного метода- соответствие расходов бюджета и его дохода, создание финансовых резервов. Этот принцип является главной целью всей финансовой политики.

Этапы организации бюджетного процесса:

1) составление проектов бюджета, которому предшествует разработка планов-прогнозов территорий и целевых программ, на основе которых органы исполнительной власти разрабатывают постатейно бюджетные расходы и составляют расчёты для определения доходов бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджетов (осуществляется в законодательных органах - парламенте Украины, местных органах самоуправления);

3) исполнение бюджета (начинается после утверждения бюджета законодательными органами);

4) отчёт об исполнении бюджетов (составляется исполнительными органами власти всех уровней: министерством финансов, ГНА и её налоговыми инспекторами).


Тема 3 Внебюджетные фонды.

План

3.1. Понятие внебюджетных фондов и их значение.

3.2. Фонды государственного страхования.

3.3. Пенсионный фонд.

3.4. Государственный фонд занятости населения.

3.5. Другие внебюджетные фонды.



3.1. Понятие внебюджетных фондов и их значение.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране осложняется глубоким кризисом, поразившим практически все сферы и отрасли экономики. Базовые отрасли народного хозяйства требуют замены изношенного оборудования, реконструкции и расширения основных производственных фондов; легкая и пищевая промышленности фактически нуждаются в своем возрождении; существует огромная потребность в поддержке и развитии сельского хозяйства и связанной с ним перерабатывающей промышленности и т.д. Все это сопровождается нарастанием кризиса в финансовой области: растут темпы инфляции, увеличивается дефицит бюджетов, огромных размеров достиг внутренний и внешний долг страны. В этих условиях стремительно падает жизненный уровень народа, особенно социально незащищенных его слоев.

Динамичное изменение экономической обстановки нередко предопределяет необходимость принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в области перераспределения финансовых ресурсов. Между тем использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов - исполнительными органами. Следовательно, во втором случае существует реальная возможность расходования средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме. Кроме того, бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

Немаловажным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает и дефицит бюджета. Превышение расходов над доходами требует не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения в покрытие определенных видов расходов.

Наконец, многообразие форм собственности и хозяйствования диктует необходимость применения новых методов перераспределения денежных средств в обществе наряду с бюджетными методами.

Таким образом, внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:


  • оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

  • предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин

Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется различным, в том числе специально созданным административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом.


3.2. Фонд государственного социального страхования

Различные виды материального обеспечения лиц, не участвующих в трудовом процессе, финансируются из соответствующих фондов социального обеспечения. Ведущими среди них являются фонды государственного социального страхования и Пенсионный фонд.

Фонд государственного социального страхования - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.


Источники образования фонда разные. Ими являются: страховые взносы предприятий и организаций; средства государственного бюджета; поступления за путевки в санатории и дома отдыха, реализуемые по линии социального страхования; прочие доходы.

Величина страховых взносов предприятий и организаций определяется как произведение установленного процента (тарифа) к фонду заработной платы рабочих и служащих. Тарифы страховых взносов устанавливаются правительством на определенный период по каждому профессиональному союзу с учетом условий труда и состава работающих. Размер тарифов должен обеспечить достаточные поступления для покрытия запланированных расходов. Специальные тарифы установлены для страхователей, которыми являются отдельные граждане, использующие труд привлеченных лиц, а также религиозные организации, если трудовой договор с работниками заключен при участии профсоюза.

Каждое предприятие или учреждение уплачивает страховые взносы по тарифу того профессионального союза, на обслуживании которого находятся его рабочие и служащие. Страховые взносы начисляются с большинства видов выплачиваемых вознаграждений, таких как основная заработная плата, премии независимо от источника выплаты; заработная плата и доплаты за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни и др. В то же время страховые взносы не начисляются на единовременные выплаты из фонда заработной платы и фондов поощрения, премии и вознаграждения за открытия, изобретения, создание и внедрение новой техники.

Взносы по социальному страхованию являются элементом расходов по воспроизводству трудовых ресурсов, используемых предприятиями и организациями и отражаемых в издержках. На предприятиях, функционирующих на коммерческих началах, взносы включаются в себестоимость продукции, работ и услуг и возмещаются из выручки. В организациях торговли они отражаются в составе издержек обращения. В бюджетных учреждениях отчисления на социальное страхование предусматриваются по соответствующей статье финансового плана.

Наличие в составе доходных источников фонда социального страхования средств государственного бюджета обусловливается недостаточностью поступлений от предприятий и организаций вследствие высоких темпов роста объема выплат по социальному страхованию. За последние десятилетия прослеживается устойчивая тенденция существенного опережения выплат по социальному страхованию по сравнению с темпами роста других расходов из общественных фондов потребления.

Таким образом, средства государственного бюджета фактически выполняют роль компенсационных платежей предприятиям и организациям по возмещению затрат на воспроизводство трудовых ресурсов.

В условиях рыночной экономики тарифы отчислений на социальное страхование должны периодически пересматриваться по мере изменения расходов на воспроизводство трудовых ресурсов. Привлечение средств государственного бюджета для формирования фонда социального страхования должно носить разовый характер — в случае проведения крупных мероприятий по повышению жизненного уровня нетрудоспособных в общегосударственном масштабе или в рамках крупных отраслей и регионов.


Поступления от продажи путевок определяются исходя из их количества, стоимости и размера оплаты членами профсоюза. Сумма этого источника фонда социального страхования планируется исходя из данных за последние три года и ожидаемого исполнения соответствующих показателей за текущий год.

Среди прочих доходов наиболее значительными являются поступления от предприятий и организаций в порядке возмещения расходов на пособия по временной нетрудоспособности от трудового увечья или профзаболеваний; пени за неуплату в установленный срок страховых платежей; штрафы, налагаемые инспекторами труда на должностных лиц за нарушение законодательства о труде и правил техники безопасности.

Средства фонда социального страхования расходуются на выплату различных пособий(по временной нетрудоспособности, беременности- и родам, единовременных при рождении ребенка, на погребение), финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленную на защиту интересов трудящихся. Основная доля расходов этого фонда приходится на выплату пособий.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается работнику при утрате трудоспособности вследствие болезни, увечья, болезни члена его семьи, а также в других случаях. Размер пособия зависит от продолжительности трудового стажа, причины появления нетрудоспособности. Если нетрудоспособность появилась в результате трудового увечья или профессионального заболевания, пособие выдается в размере полного заработка независимо от непрерывности стажа работы.

Пособие по беременности и родам имеет целью обеспечить охрану здоровья матери и ребенка. Предоставляется оно в сумме полного заработка (независимо от трудового стажа) в период отпуска по беременности и родам.

Пособие на рождение ребенка предназначается для компенсации возникающих дополнительных расходов. По социальному страхованию выплачиваются также пособия на детей малообеспеченным семьям, по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста, на погребение.

Пособия на детей малообеспеченным семьям назначаются, если средний совокупный месячный доход на члена семьи не превышает установленного минимума. Право на получение пособия имеют все рабочие и служащие государственных, кооперативных, общественных, индивидуальных предприятий и организаций независимо от продолжительности трудового стажа и формы оплаты труда.

Государственные пособия многодетным матерям выплачиваются как единовременно, так и ежемесячно. Единовременное пособие выдается при рождении четвертого и каждого следующего ребенка. Размер пособия зависит от того, какой по счету родился ребенок. Ежемесячные пособия выдаются на четвертого и каждого следующего ребенка, начиная со второго года жизни и до достижения им пяти лет.