ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 677

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расходы по санаторно-курортному обслуживанию трудящихся и их детей связаны с выделением средств социального страхования для бесплатного или на льготных условиях приобретения трудящимися путевок в дома отдыха, турбазы, санатории, пионерские лагеря.


3.3. Пенсионный фонд

Пенсионный фонд - это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета

Пенсионный фонд формируется на государственном уровне и в областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом. К ним можно отнести, например, увеличение числа пенсионеров в результате стихийного бедствия, разовое повышение размера пенсий в связи с изменением цен и т.п.

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

  • целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

  • участие в финансировании республиканских, региональных программ по социальной поддержке населения;

  • расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и коммерческой деятельности.


Средства пенсионного фонда концентрируются в его бюджете, имеющем такие источники формирования как:

  • страховые взносы работодателей - предприятий, учреждений, организаций и кооперативов независимо от используемых форм собственности и хозяйствования;

  • страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

  • обязательные страховые взносы граждан;

  • средства из бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством;

  • средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

  • добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций;

  • доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.

Размер взносов предприятии и организации в пенсионный фонд определяется Верховной Радой по представлению Правления фонда. Страховой тариф устанавливается в процентах к фонду оплаты труда. В оплату труда включаются все виды заработка работников, кроме выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, материальная помощь и ряд других).


Постоянно меняющиеся условия социально-экономической деятельности предприятий и организаций вызывают периодический пересмотр тарифов с учетом данных о страховых рисках, обусловленных уровнем развития техники и технологии. Целевые пенсионные взносы, определенные на основе тарифов, включаются в себестоимость продукции, работ и услуг.

Для организаций, работники которых имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях, сверх суммы взносов, начисленных исходя из тарифов взносов на государственное социальное страхование, установлены дополнительные взносы в Пенсионных фонд.

Учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, уплачивают взносы за счет выделенных им бюджетных ассигнований для выдачи заработной платы за вторую половину месяца. Остальные организации независимо от форм собственности и хозяйствования перечисляют взносы в сроки выплаты заработной платы, как за первую, так и за вторую половины месяца.

Государственное социальное страхование лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве, производится на добровольной основе. Они получают право на трудовую пенсию при условии выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

Страховые взносы в Пенсионных фонд уплачиваются занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью с их доходов по тарифам, предусмотренным для исчисления страховых взносов с оплаты труда рабочих, служащих, членов кооперативов, включая обязательные страховые взносы граждан. Страхователи данной группы вносят установленный процент страховых взносов, рассчитанный по доходам за предыдущий год, а уплачивающие впервые - по исчисленному предполагаемому доходу за текущий год. По истечении года или прекращении индивидуальной трудовой деятельности производится перерасчет по фактически полученному доходу. Выявленная разница подлежит взысканию с застрахованных или возврату.

Граждане, ведущие крестьянское хозяйство, вносят страховые платежи в Пенсионный фонд один раз в год после определения окончательной суммы годового дохода для каждого члена крестьянского хозяйства.

Все категории граждан, подлежащие по действующему законодательству государственному социальному страхованию, перечисляют в Пенсионный фонд обязательные страховые взносы в установленном проценте от заработной платы.

Рабочие и служащие уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд с заработной платы; члены кооперативов - со всех видов полученных доходов; граждане, работающие в религиозных организациях, - с доходов, получаемых от работы в них; другие лица, подлежащие государственному социальному страхованию, - с получаемых доходов.

Обязательные страховые взносы граждан исчисляются и удерживаются предприятиями, учреждениями и организациями по месту выплаты заработной платы (дохода), определяемой для расчета взносов в порядке, аналогичном начислению взносов на государственное социальное страхование предприятиями, учреждениями.


Средства Пенсионного фонда концентрируются на счетах местных отделений Государственного банка, из центра поступают только необходимые платежные поручения.

Основные направления использования ресурсов Пенсионного фонда следующие:

  • выплата в соответствии с действующим законодательством государственных пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), в том числе гражданам, выезжающим за пределы страны в соответствии с межгосударственными и международными договорами;

  • выплата пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

  • оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

  • повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни и ростом заработной платы;

  • участие на договорной основе в финансировании региональных программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;

  • помещение резервов в краткосрочные и долгосрочные государственные и ценные бумаги, а также проведение иных коммерческих операций;

  • финансирование текущей деятельности, содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;

  • другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда.


3.4 Государственный фонд занятости населения

Организационная работа по удовлетворению потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах и реализации программы занятости во многом возлагается на государственную службу занятости. В ее задачи входит: обеспечение профессионального переобучения и переподготовки кадров; организация и содержание бирж труда; материальная поддержка безработных и многое другое.

Источниками образования Государственного фонда занятости населения являются:

  • обязательные отчисления работодателей (предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и сфер деятельности) в размере 1.5% от суммарной величены заработной платы;

  • обязательные страховые взносы с заработка работников в размере 0.5%;

  • средства государственных и местных бюджетов.

Дополнительными источниками поступлений могут являться добровольные взносы предприятий, общественных организаций и граждан, а также другие средства.

Основные направления расходования Государственного фонда занятости населения определяются в соответствии с задачами программ занятости, которые охватывают также и вопросы трудоустройства молодежи, женщин, инвалидов. Средства Фонда в настоящее время могут использоваться на следующие цели:

  • трудоустройство граждан, не имеющих работу;

  • профориентацию;

  • профессиональное обучение;

  • общественные работы;

  • временные пособия по безработице, стипендии обучающимся и др.

Эффективность решения задач, стоящих перед Фондом занятости, во многом зависит от выработки и соблюдения принципов использования его средств. Так, важнейшим принципом выплаты пособия по безработице является "заработанность" права на него. Это означает, что человек должен иметь трудовой стаж. На размер пособия влияет уровень заработной платы гражданина на последнем месте работы.


Не менее важным принципом предоставления пособия по безработице является ограничение длительности его получения в период пребывания человека в статусе безработного. Пособие устанавливается на определенный срок; при этом, чем дольше человек является безработным, тем размер пособия уменьшается, а при достижении соответствующего предела - полностью прекращается. По законодательству Украины пособие по безработице в течение первых трех месяцев выплачивается по месту работы в размере 100% среднемесячного заработка в течении последующих трех месяцев выплачивается в размере 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие шесть месяцев - 50%. Срок выплаты пособий ограничен 12 месяцами. После этого человек ; теряет право на получение пособия.

Если человеку предложили место работы, соответствующее его уровню образования и профессии, или рекомендовали переучиться, то при двукратном отказе он лишается права на получение пособия. Такой подход призван стимулировать активный поиск работы, чтобы неизбежные по объективным причинам перерывы в работе не носили массового характера.

Средствами Государственного фонда занятости населения распоряжаются государственные и местные органы государственной службы занятости. Они могут направлять их на коммерческие цели, не противоречащие уставу фонда. Доходы, получаемые от коммерческой деятельности, правомерно рассматривать как дополнительный источник Фонда занятости. Фонд освобожден от уплаты налогов, а также от государственных и таможенных пошлин.


3.5. Другие внебюджетные фонды

В большинстве стран с развитыми товарно-денежными отношениями образование внебюджетных фондов получило довольно широкое распространение, что вытекает из разнообразия задач, стоящих перед экономикой. Этот процесс начался и в нашей стране, что способствует более широкому привлечению средств из различных источников для решения общегосударственных социально-экономических задач.

Состав внебюджетных фондов подвижен и зависит от динамичности процессов, происходящих в обществе и в народном хозяйстве. Одни фонды, возникнув, быстро прекращают свое функционирование, другие, напротив, действуют много лет. Общественное назначение фонда может постепенно сужаться; могут конкретизироваться направления расходования средств отдельных фондов вплоть до выделения в составе некоторых из них самостоятельных внебюджетных фондов.

В качестве примеров внебюджетных фондов социального и экономического назначения на Украине следует привести:

  • Чернобыльский фонд

  • Дорожный фонд

  • Инновационный фонд

  • Фонд охраны труда

  • Фонд энергоснабжения

  • Фонд развития средств связи

  • Фонд развития туризма

  • Фонд развития топлено – энергетического комплекса


Тема 4. Государственный кредит


План

4.1. Сущность и значение государственного кредита.

4.2. Формы государственного кредита.

4.3. Государственный долг и управление ним.


4.1. Сущность и значение государственного кредита.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит. При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношении государство может выступать как в роли заёмщика, так и кредитора.

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности; кредиты могут получать и частные лица. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства (например, эмиссии денег).