ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 859
Скачиваний: 2
ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
финансовое право
Конспект лекций
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методичес-
кого совета ДИТМ МНТУ
Протокол N_______
от ______________ 2005г.
г. Краматорск, 2005
Конспект лекций по дисциплине «Финансовое право» (для студентов специальностей 06.0502, 060601) сост. Деркаченко Ю.В.. ДИТМ МНТУ
Тема 1: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 4
1.1.Понятие финансового права, его предмет и метод 4
1.2. Система, источники и наука финансового права 5
Тема 2: ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. 7
2.1. Понятие финансов. Финансовая система государства. 7
2.2. Финансовая деятельность государства: содержание, принципы, методы. 10
Тема 3: БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 13
3.1. Понятие и значение бюджета для функционирования государства и местного самоуправления. 13
3.2. Бюджетная система Украины и правовое регулирование структуры бюджетов. 15
3.3. Бюджетные права Украины и органов местного самоуправления. 17
Тема 4 : ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ 18
4.1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов. 18
4.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов. 19
Тема 5: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, государственного долга и государственного кредита. 21
5.1. Правовые основы валютного регулирования. 21
5.2. Правовые основы государственного долга. 24
5.3.Правовые основы государственного кредита 26
Литература 27
Тема 1: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
План.
1.1.Понятие финансового права, его предмет и метод
1.2. Система, источники и наука финансового права
1.1.Понятие финансового права, его предмет и метод.
Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для их бесперебойного функционирования.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации денежных ресурсов в централизованные и децентрализованные фонды государства и органов местного самоуправления, их распределение и использование, а также в ходе контроля за движением этих средств, их эффективным и целевым использованием и в связи с денежной эмиссией. Оно закрепляет также общие принципы и формы финансовой деятельности государства, методы мобилизации и распределения денежных средств через централизованные и децентрализованные фонды, получение их участниками финансовых правоотношений. Нормы финансового права закрепляют права и обязанности сторон финансовых отношений.
Специфика общественных отношений, регулируемых финансово-правовыми нормами, состоит в том, что они возникают из деятельности по непосредственной мобилизации, распределению либо использованию денежных фондов, являющихся частью национального дохода страны, т.е. критерием отграничения финансово-правовых отношений от других видов отношений, имеющих денежный характер и одной стороной которых выступает наделенный властными полномочиями орган государства или местного самоуправления, является функция мобилизации, распределения либо использования централизованных или децентрализованных фондов денежных средств.
Дополнительным признаком отграничения финансового права от других отраслей является метод финансово-правового регулирования.
Метод финансового права, как и у всех отраслей права, как публичного, так и частного — это юридические приемы и способы, которыми государство воздействует на субъектов отношений, регулируемых нормами конкретных отраслей права. Приемы и способы воздействия на субъектов отношений, являющихся предметом той или иной отрасли права, раскрываются через правовое положение субъектов этого рода общественных отношений1, в финансово-правовых отношениях субъекты не равны (одна сторона, выражающая публичный финансовый интерес, всегда наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне) и в характере действий, присущих субъектам.
Как отрасли публичного права, финансовому праву присущ метод государственно-властных предписаний, как и всем другим отраслям, относящимся к публичным (административному, уголовному и т.д.), т.е. обязательная сторона финансово-правовых отношений — орган' государственной власти или орган местного самоуправления, поддерживая публичный финансовый интерес, дает обязательное предписание другой стороне в области финансов. В этом и состоит сущность метода властных предписаний.
Присущая предмету финансового права специфика позволяет отграничить его от других отраслей единой по своей сущности системы права Украины и обнаружить неразрывную связь не только с основными, ведущими отраслями права — конституционным, административным, гражданским, уголовным, но и всеми другими отраслями.
Для финансового права, как и для всех отраслей публичного права, характерен основной метод правового регулирования — метод государственно-властных предписаний. Однако, как мы установили, постоянная потребность государства и органов местного самоуправления делает метод финансово-правового регулирования специфическим. Он распространяется на обе стороны финансовых правоотношений.
В финансовых правоотношениях проявляются субъективные права их участников, т.е. происходит непосредственное влияние права на финансы, поскольку предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования денежных средств централизованных или децентрализованных фондов реализуются в поведении людей, принимающих участие в этой деятельности. •
Финансовые правоотношения в механизме влияния на финансы государства и органов местного самоуправления выполняют три функции:
1) указывают на круг лиц, на которых в конкретный период действует финансово-правовая норма;
2) закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, которых они должны придерживаться;
3) являются условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей участников финансовых правоотношений.
Материальным содержанием финансовых правоотношений является поведение сторон (например, внесение суммы налога), а юридическим — субъективные права и обязанности, установленные финансово-правовой нормой.
Субъективные права — это принадлежащая финансовому или кредитному органу для удовлетворения финансового интереса государства или органа местного самоуправления, от имени которого он выступает, мера дозволенного (возможного) поведения, обеспеченная юридическими обязанностями другой стороны отношений (например, плательщиком налога). Именно обязанности другой стороны финансового правоотношения, содержащиеся в финансово-правовой норме, и являются гарантией соблюдения прав уполномоченного государством органа. Обязанность другой стороны финансовых правоотношений может состоять в воздержании от действий (использование бюджетных средств не по бюджетному назначению), либо, наоборот, исполнение обязанности (уплатить налог).
1.2. Система, источники и наука финансового права.
Система финансового права как отрасли права — это объективно обусловленное финансовой системой внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Финансовое право состоит из огромного количества правовых норм, которые по своей значимости неодинаковы. В него включаются нормы, которые закрепляют принципы и положения, применяемые во всех видах финансовой деятельности, а другие принимаются государством для регулирования конкретных видов финансовых отношений. Поэтому финансовое право состоит из двух частей: Общей и Особенной.
В Общую часть включаются финансово-правовые нормы, которые закрепляют основы финансовой деятельности государства, его принципы, методы, правовые формы, финансовую систему, круг и компетенцию органов государства и органов местного самоуправления в области финансов и разграничение их полномочий, виды, формы и методы финансового контроля. Положения, включаемые в Общую часть финансового права, имеют одинаковое значение при осуществлении финансовой деятельности как органами государства, так и органами местного самоуправления.
Особенная часть финансового права делится на разделы или подотрасли, состоящие из финансово-правовых институтов и субинститутов, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
1) государственного и местных бюджетов;
2) государственных и муниципальных внебюджетных целевых фондов;
3) государственного и муниципального кредита;
4) государственного и муниципального долга;
5) государственных и муниципальных расходов;
6) обязательного страхования;
7) государственных и муниципальных расходов;
8) валютного контроля;
9) денежной эмиссии и денежного обращения.
Разделы, институты и субинституты финансового права имеют соответствующие наименования и научную обоснованность. Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений и достижениях теории юридической науки дает возможность наиболее правильного изучения и применения финансово-правовых норм, что содействует укреплению законности в Украине.
Таким образом, система финансового права — это объективно обусловленное финансовой системой, как совокупностью финансовых отношений, внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Источниками финансового права являются законы, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы и инструкции центральных исполнительных органов, решения органов местного самоуправления, т.е. финансовые нормативно-правовые акты, регулирующие финансовые отношения, различаются по органам, их издающим, и, следовательно, по юридической силе.
Определяющее значение по отношению к другим актам в финансовом праве, как и в любой другой отрасли, имеет Конституция Украины. Конституция Украины содержит основополагающие принципы, на которых базируется отрасль финансового права. Конституция Украины определяет отправные начала нормативной регламентации финансовых отношений и является базой для финансового законодательства. *