Файл: международный менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2268

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Украине туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих у нас туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей.

В научном понимании рынок - это органическая часть капиталистической системы товарного хозяйства, основой которого является производство продукта как товара.

При рассмотрении предмета экономической теории были выделены 4 сферы производственных отношений:

производство — распределение —обмен — потребление.

Общественное производство имеет своей целью потребление. Но прежде, чем продукт товарного производства дойдёт до потребления, он подлежит распределению и обмену. Распределение - это результат производства, не только с точки зрения формы, но и содержания, ибо распределяться могут только продукты труда, капитала и земли. Распределение ведёт к образованию денежных доходов общества в виде заработной платы, прибыли и ренты.

По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:

  1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.

  2. Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

  3. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.

  4. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

  5. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1. Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

  1. Международный туризм расширяет вклады в платёжный баланс и ВНП страны.

  2. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма.

  3. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.

Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.


ТЕМА 7: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ПЛАН:

7.1. Формы технологического обмена

7.2. Лицензионная торговля

7.3. Прочие формы технологического обмена

7.4. Франчайзинг



7.1. Формы технологического обмена

Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны развиваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Чаще технически отсталые страны развиваются в результате получения новых знаний и технологий извне. Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине XX в. привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли характерно вовлечение в товарооборот особого товара — научно-технических достижений, т.е. происходит активный технологический обмен. Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразумевается проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком — передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.

Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:

· научно-технические публикации;

· проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;

· обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;

· миграция специалистов;

· обучение студентов и аспирантов;

· деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.


Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:

· передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;

· поставка машин и различного промышленного оборудования;

· оказание технической помощи;

· инжиниринговые услуги;

· экспорт комплектного оборудования;

· подготовка и стажировка специалистов;

· управленческие контракты;

· научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.

Технологии передаются двум основным группам покупателей:

· зарубежным филиалам или дочерним фирмам МНК;

· независимым фирмам.

Новые технологии преимущественно предоставляются МНК своим филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е гг. на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских МНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологии филиалам:

· в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;


· сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы МНК;

· увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию освобождаются от налогообложения.

Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные инвестиции. При продаже технологии предоставляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и услуги.

Продажа технологии независимым компаниям означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи. Чаще всего независимым фирмам продаются технологии тех отраслей, в которых низкий удельный вес расходов на НИОКР (металлургия, металлообработка, текстильная и швейная промышленность и др.). В этих отраслях монополия на техническое усовершенствование не может удерживаться долго, так как нововведения легко воспроизводимы. Собственник новой технологии, не дожидаясь усовершенствования, будут скопированы зарубежными конкурентами, форсирует ее продажу не только подконтрольным компаниям, но и независимым фирмам.

Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой. Этапам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды

1-й этап — уникальная;

2-й этап — прогрессивная;

3-й этап — традиционная;

4-й этап — морально устаревшая.

К уникальным технологиям относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациям.

К прогрессивным технологиям принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами.

Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли.

Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.


7.2. Лицензионная торговля

Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:

· запатентованные изобретения,

· промышленные образцы,

· товарные знаки,

· ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной. В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные.

Помимо патентных и беспатентных лицензий выделяют самостоятельные и сопутствующие. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.

Объекты лицензий

Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей. Например, отдельные способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом понимании, но поскольку они предполагают применение некоторых лечебных средств в строго установленных дозах, в течение конкретного времени, с соблюдением определенного порядка, то имеет место техника лечения, которая в этом смысле и рассматривается как техническое решение.

Промышленным образцом (industrial design) признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.

Товарный знак (trademark) — это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.

Авторское право (copyright) распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, технические описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.). Состояние лицензионной торговли

Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:

промышленно развитые страны с доминирующим экспортом лицензий. К этой группе относится одна страна — США. Экспортная направленность лицензионной торговли имеет исторический характер и отражает научно-технический потенциал страны. Суммарные затраты на НИОКР в США Превышают аналогичные затраты в Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии, вместе взятых. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на проведение фундаментальных научных исследований;


промышленно развитые страны с преобладающим экспортом лицензий. К ним относятся Великобритания и Швейцария, которые имеют положительное сальдо в торговле лицензиями. Обе страны проводят политику, направленную на стимулирование экспорта лицензий. Основа такой политики в Великобритании такая же, как и в США. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется, во-первых, на специализации в изготовлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники и т.д., а во-вторых, — на создании большого количества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможностях промышленного использования новых технологий;

промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий. К этой группе относятся остальные промышленно развитые страны, прежде всего Германия и Япония. Страны этой группы широко используют зарубежный опыт и технические знания для оснащения ведущих отраслей передовой технологией и ускорения собственных научно-технических разработок и не стремятся к балансированию поступлений и платежей по лицензионным сделкам.

развивающиеся страны с импортно-экспортной направленностью лицензионной торговли. К ним относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Эти страны целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий для решения крупных экономических проблем, а экспортируют лицензии в основном в соседние государства;

развивающиеся страны с импортной направленностью лицензионной торговли. К этой группе относятся Таиланд, Алжир, Панама и др. Эти страны осуществляют закупку новых технологий преимущественно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов;

развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли. К ним относятся в основном наименее развитые страны.

Существует три основных вида лицензий: простая, исключительная и полная.

При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет производимой продукции, потребность в которой настолько велика, что наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.

При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставляются исключительные права на использование объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может самостоятельно использовать объект лицензии или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Для исключительных лицензий характерно максимальное сужение территории, на которой могут использоваться предусмотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике.