ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1344

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контролируйте свои эмоции

При обсуждении спорного вопроса, когда накал эмоций велик, необходимо попытаться взять свои чув­ства под контроль. Если сложно сразу же избавиться от гнева, обиды или раздражения, то хотя бы на время за­будьте о них, либо прекратите общение до момента, по­ка вы не сможете контролировать свои эмоции. Лучше на некоторое время прервать разговор, общение, чем потом налаживать контакты после взаимных обид и ос­корблений. Ваша задача состоит в том, чтобы взять под контроль свои чувства и призвать другую сторону по­ступить аналогично.

Вовлекайте другого человека в процесс обсуж­дения спорных вопросов, даже если вы можете взять инициативу на себя

Важно другому человеку дать понять, что его уча­стие в выработке решения — значимый вклад. Таким образом, в решении проблемы будет и его доля. В ходе разговора, переговоров следует побуждать человека к открытому внесению своих предложений. Если имеется возможность, формулируйте свои идеи так, чтобы была видна связь со сказанным другим человеком или с предполагаемым вами направлением его мысли. Если оппонент предложил то, что совпадает с вашими мыс­лями и желаниями, всеми средствами дайте ему понять, что эта замечательная идея принадлежит ему. Люди обычно больше любят развивать собственные идеи.

Учитывайте возможность искажения информа­ции при ее передаче

Неправильно понятая или переданная информа­ция часто может являться базой слухов, а искаженная информации — сплетен, что, в свою очередь, создает условия для конфликта.

Устранение последствий конфликта сопряжено со значительными затратами (материальными, временны­ми, эмоциональными). В этой связи в организациях проводится существенная работа по профилактике и предупреждению конфликтов, которая предполагает устранение объективных причин появления конфликтов и улучшение управления поведением сотрудников, учет их особенностей при принятии решений.

Устранение объективных причин конфликта предполагает: разработку стратегии управления персо­налом в организации; управление компетенциями со­трудников; привлечение руководителей среднего уров­ня управления к выработке решений; внесение измене­ний в организационные структуры управления.

Предупреждение конфликтов может быть реали­зовано в виде воздействия на поведение личности в ор­ганизации для приведения в соответствие организаци­онных ролей работников с их функциями.

Управление поведением как направление профи­лактики конфликтов предполагает также снижение субъективной составляющей причин конфликтов, что подразумевает «научение» бесконфликтному поведе­нию сотрудников организации, использование правил бесконфликтного общения.

Ключевые слова

Профилактика конфликтов (от гречес. ргоphylaktikos — предохранительный) — организация управленческой деятельности, которая сводит к мини­муму вероятность возникновения конфликтов по объек­тивным причинам.


Компетенция (от франц. competence — компе­тенция) — совокупность знаний (результатов образова­ния личности), навыкав (результатов опыта работы и обучения), способов общения (умения общаться с людьми и работать в группе) персонала.

Стратегия управления персоналом (СУП) — долговременное качественно определенное направле­ние в работе с персоналом, которое предполагает разра­ботку состава и последовательности принимаемых ре­шений для достижения системой управления персона­лом поставленных целей.

Управление компетенцией — процесс развития и поддержания компетенции на уровне, необходимом организации для реализации ее основных задач в соот­ветствии со стратегией развития и СУП.

Управление поведением — система мер по фор­мированию принципов, норм поведения людей в орга­низации, которая позволяет достичь поставленных це­лей в заданные сроки и с допустимыми затратами.


Управление персоналом — комплексное воздей­ствие на работников для обеспечения адаптации орга­низации к внешней среде существования за счет согла­сования интересов работника и организации, в котором выделяются стратегическая и тактическая составляю­щие.

Организационное поведение — систематиче­ский научный анализ индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать инди­видуальное исполнение и функционирование организа­ции.
























Литература по конфликтологии


  1. Абрамов Ю. В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия // Кентавр. 1994. № 4.

  2. Агеев В. О. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

  3. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997. (Глава 12. ПР: управление кризисом и возможностями).

  4. Аллахвердова О. В. и др. Конфликтология. СПб.: Лань, 1999.

  5. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Народн. образование, 1995.

  6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. М.: «Юнити», 1999. – 551 с.

  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Социальная литература, 1996.

  8. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. – 207 с. Гл. VI. С. 153-191.

  9. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. М.: МЗ Пресс, 2001.

  10. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1989.

  11. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Конфликты в организациях // ЭКО. 1979. № 4, 6, 8, 10.

  12. Брукан Силвиу. Плюрализм и социальные конфликты: социально-исторический анализ социалистического общества. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

  13. Брянский Г. А., Разу М. Л., Овсянников О. А. Хозяйственные ситуации: Практическое пособие. М.: Экономика, 1983. – 128 с.

  14. Волкогонов Д. А. Моральные конфликты и способы их разрешения. М.: Знание, 1974.

  15. Воловодова Е. В. Исчерпан ли конфликт? // ЭКО. 1990. № 7.

  16. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. М., 2000.

  17. Гвишиани Д. М. Организация и управление: социологический анализ буржуазных теорий. М., 1972.

  18. Гительмахер Р. Б. История одного конфликта // ЭКО. 1988. № 2.

  19. Голубков Е. П. Какое принять решение? Практикум хозяйственника. (Анализ управленческих ситуаций). М.: Экономика, 1990. – 189 с.

  20. Грзал Л., Попов С. Критика современных буржуазных социологических теорий. М., 1976.

  21. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: «Питер», 2000.

  22. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000.

  23. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М.: Росспен, 2002.

  24. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования. 1994. № 5.

  25. Денисов В. В. Социология насилия. М.: Политиздат, 1975. – 214 с.

  26. ДмитриевА. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: «Гардарики», 2000. – 320 стр.

  27. Дятченко Л. Я., Ильяева И. А., Цибренко Р. Я. Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления (по материалам международной конференции, Белгород, май 1993) // Социологические исследования. 1993. № 11.

  28. Екатеринославский Ю. Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. М., 1988.

  29. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: «Питер», 2001.

  30. Ершов А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л.: Знание, 1976.

  31. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

  32. Забастовка. М.: Профиздат, 1989. – 176 с.

  33. Зазыкин В. Г., Лебедев В. И. Методические разработки по теме: конфликты в коллективе и пути их преодоления. М.: Изд-во ТСХА, 1986.

  34. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.

  35. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995.

  36. Здравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. 1993. № 8.

  37. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. / Пер. с нем.. М.: Экономика, 1990. – 335 с.

  38. Иванов В. Н. Конфликтология: проблемы становления и развития // Социально-политический журнал. 1994. № 7-8.

  39. Ильин В. И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.

  40. Искусство управления. Конкретные ситуации. М.: Экономика, 1977. – 246 с.

  41. Кичанова И. К. Конфликт: за и против. М., 1978.

  42. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М.: «Владос», 1999.

  43. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. Под ред. Ратникова В. П. 2-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 511 с.

  44. Конфликтология. / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999.

  45. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. С-Пб.: «Лань», 1999.

  46. Конфликтология: Хрестоматия / Сост. Аржанухин С.В. Екатеринбург, 2005.

  47. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. М.: «Эдиториал», 1999.

  48. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М.: АО «Стрингер», 1992. – 116 с.

  49. Коузер Л. Основы конфликтологии. СПб.: «Светлячок», 1999.

  50. Кох И. А. Конфликтология. Екатеринбург: Изд. УрО РАН, 1997. – 150 с.

  51. Красовский Ю. Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989. – 175 с.

  52. Критика буржуазных концепций социальных изменений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 144 с.

  53. Курбатов В. И. Конфликтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  54. Кроссворды” для руководителя / Сост. И. В. Липсиц. М.: Дело, 1992. – 191 с.

  55. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект Пресс, 2001.

  56. Леве Б. П. Классовая борьба или социальный конфликт? М., 1976.

  57. Левинсон Г. Что делать с “шершавым” сотрудником? // ЭКО. 1981. № 7.

  58. Ликсон Ч. Конфликт. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 160 с.

  59. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. Учебное пособие. СПб.: «Питер», 2005.

  60. Лопухин А. Конфликтология? Да, конфликтология: американские впечатления // Проблемы теории и практики управления. 1990. № 1.

  61. Луппьянов Я. А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. Мн: Высшая школа, 1986.

  62. Макаров С. Ф. Менеджер за работой. М.: Мол. гвардия, 1989. – 239 с.

  63. Макаров С. Ф. Разрешение конфликта // ЭКО. 1989. № 7.

  64. Мальцев В. А. Основы политологии: Курс лекций. Пермь, 1993. С. 247-261.

  65. Мансуров Н. С. Социальная психология о причинах конфликтности личности. М., 1970.

  66. Мастенбрук У. Властные отношения в организации: проблемы и интервенции. // Социальный конфликт. 1995. № 1, 2, 3, 4; 1996. № 1.

  67. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга: издание КаИС, 1994. – 176 с.

  68. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. / Пер. с англ. М.: ИНФРА – М, 1996. – 256 с.

  69. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.

  70. Международные конфликты. М.: Межд. отношения, 1972.

  71. Найденова Л. И. Социологические теории конфликтов и их разрешения // Социально-политический журнал. 1994. № 1-2.

  72. Нечипоренко Л. А. Буржуазная “социология конфликта”. М.: Политиздат, 1982. – 142 с.

  73. Никифоров В. С., Скобелев К. М. Организационная природа конфликтов // ЭКО. 1981. № 10.

  74. Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л., 1991.

  75. Олейник Ю. Можно ли управлять конфликтом? // Человек и труд. 1993. № 2.

  76. Омаров А. М. Управление: искусство общения. М.: Советская Россия, 1983. – 237 с. Гл. 4. С. 170-195.

  77. Орлова Э. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1982.

  78. Петров И. И., Семенова Л. А. Проблема социального конфликта в современной буржуазной социологии // Философские науки. 1975. № 3.

  79. Политология: Курс лекций. М.: Изд-во РСПИ, 1991. Вып. 3. С. 349; Вып. 4. С. 124-144.

  80. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998. (Глава 6. Кризисные паблик рилейшнз).

  81. Прикладная конфликтология. Хрестоматия. Мн.: «Харвест», 1999.

  82. Проблемные ситуации в развитии города. М., 1988.

  83. Психология конфликта. Хрестоматия. СПб.: «Питер», 2001.

  84. Психология и психотерапия семейных конфликтов. Хрестоматия. Самара, 2003. – 784 с.

  85. Раппопорт В. Ш. Диагностика управления. Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988. – 127 с.

  86. Ручка А. А., Тангер В. В. От идеологии “равновесия” к социологии конфликта. Критический анализ некоторых тенденций в современной буржуазной социологии // Социологические исследования. 1977. № 3.

  87. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. М.: Высшая школа, 1991. – 255 с.

  88. Секреты умелого руководителя. М.: Экономика, 1991.

  89. Семлен Ж. Выход из насилия / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 76-85.

  90. Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. СПб.: «Питер», 2005.

  91. Сильченков А. Ф. Негативные приемы деловых контактов // ЭКО. 1981. № 5.

  92. Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.

  93. Слемнев М. А., Васильков В. Н. Диалектика спора. М.: МГУ, 1990.

  94. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм, практическое внедрение. Белгород. 1991. № 1.

  95. Социальная напряженность на производстве. Материалы коллоквиума. Калуга, 1990.

  96. Социальная напряженность: диагноз и прогноз // Социологические исследования. 1992. № 3.

  97. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. – 239 с. Гл. 10.

  98. Социальные конфликты. Роль органов власти и общественно-политических сил в их регулировании: Материалы научно-практического семинара. Екатеринбург, 1992.

  99. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 1-4. М.: Ин-т социологии РАН, 1992.

  100. Стачки при капитализме: пути изучения и концепции / Отв. редактор Загорев М. А. М., 1989.

  101. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976.

  102. Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989. 368 с.

  103. Тернер Дж. Теория конфликта // Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

  104. Толкунова В. Н. Трудовые споры и порядок их разрешения. Учебное пособие. М., 1997.

  105. Управленческие ситуации: анализ и решения. М., 1988. – 191 с.

  106. Усенин В. И. Социальное партнерство или классовая борьба? М.: Наука, 1968. – 270 с.

  107. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: ЭКМОС, 2000.

  108. Филиппов А. В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высшая школа, 1989. – 255 с. Гл. ХI. С. 150-168.

  109. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Пер. с англ. М.: Наука, 1992. – 158 с.

  110. Хода Лейси. Как разрешить конфликт на рабочем месте. М.: HIPPO, 2004.

  111. Чумиков А. Н. Наука конфликтовать, или Ссорьтесь умеючи // Социум. 1994. № 4-5.

  112. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. 3-е издание. М.: «Дело», 2001.


(Глава VI. Управление кризисными ситуациями).

  1. Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: МГУ, 1992.

  2. Шепель В. М. Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации и их решение. М., 1972.

  3. Шепель В. М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. – 248 с.

  4. Шепель В. М. Управленческая этика. М.: Экономика, 1989.

  5. Щербина В. В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социоло­гические исследования. 1990. № 8.

  6. Эпштейн С. Индустриальная социология США. М., 1972.

  7. Яковенко А. Ф. Когда конфликт неизбежен... Очерки. М., 1989.

  8. Boulding K. E. Conflict and Defense. A General Theory. N.Y.: Harper and Broth. Publ., 1962. 330 p.

  9. Coser L. A. The Function of Social Conflict. Glencoe, Illinois: Free Press, 1956.

  10. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in industrial Society. L., 1959.

  11. Giesen B. Die Konflikttheorie // Moderne Theorien der Soziologie. Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1993. S. 87 – 134.

  12. Simmel G. Conflict. Clencoe, Illinois: Free Press, 1956.