Файл: tarchevskiy_i_a_signal_nye_sistemy_kletok_rasteniy.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2019

Просмотров: 3458

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СИГНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЦИТОСКЕЛЕТА

От цитоскелета (тубулиновых микротрубочек и актино-вых микрофиламентов) зависит морфогенез на клеточном уровне (ультраструктура клеток), осуществление простран­ственно-временного контроля роста, деления и дифферен­циации клеток [Васильев, 1996; Клячко, 1998; Медведев, Маркова, 1998]. Известно, что переориентация расположе­ния микротрубочек под влиянием фитогормонов приводит к соответствующему изменению направленности отложе­ния вновь синтезируемых микрофибрилл целлюлозы [Тар-чевский, Марченко, 1987; Tarchevsky, Marchenko, 1991] и па­раметров роста клеток, например, к замедлению или пре­кращению удлинения клеток и их утолщению. Это может происходить достаточно быстро. Например, переориента­ция микротрубочек в замыкающих клетках устьиц осущест­вляется уже через несколько минут после начала действия экзогенной абсцизовой кислоты [Eun, Lee, 1997]. Ауксин и гиббереллины способствуют поперечному расположению микротрубочек по отношению к продольной оси клеток, цитокинины, абсцизовая кислота и этилен ориентируют мик­ротрубочки в продольном направлении. Особенно быстро клетки реагируют на этилен.

В последнее время обращают все большее внимание на важную роль сигнальных систем не только в изменении ме­таболизма, но и в структурных изменениях клеток и участии в них цитоскелета при патогенезе [Chrispeels et al., 1999; Volkmann, Baluska, 1999; Papakonstanti et al., 2000].

И у животных, и у растений цитоскелет - сложная сеть нитей, пронизывающих цитозоль, - состоит из трех основ­ных типов структур: толстых тубулиновых микротрубочек, тонких актиновых нитей (филаментов) и промежуточных (по диаметру) нитей. От этих надмолекулярных образова-

ний, постоянно распадающихся и создаваемых заново из мо­номерных белков, зависит движение цитозоля, органоидов и очертания клеток растений, а также внутриклеточный транспорт ряда белков. Все типы микротрубочек и актино­вых филаментов способны связываться латерально с помо­щью вспомогательных белков или с себе подобными или с другими типами структур. Белки цитоскелета и обслужива­ющие их белки имеют консервативные последовательно­сти, характерные и для животных, и для растений (еще один пример универсальности молекулярной и надмолекулярной структуры). Микротрубочки образуются в два этапа: снача­ла путем димеризации а- и Р-тубулина, а затем димеры по-лимеризуются с образованием трубчатой структуры диа­метром 22 нм. Вспомогательные МАР-белки (microtubules associated proteins) нескольких классов значительно снижа­ют пороговую концентрацию тубулина, необходимую для сборки из него микротрубочек. Спиралевидные актиновые нити диаметром 6-7 нм образуются из однотипных актино­вых субъединиц с затратой АТФ. Баланс между мономер­ными актиновыми белками и микрофибриллами обеспечи­вается вспомогательными белками - актин-деполимеризу-ющим фактором, кофилином и профилином. С помощью вспомогательного белка фодрина обеспечиваются лате­ральное взаимодействие нитей и появление пучков микро­фибрилл, а вспомогательный белок фил амин участвует в образовании сетчатой (решетчатой) структуры, скрепляя филаменты в местах их пересечения друг с другом. Микро­трубочки и микрофиламенты способны участвовать в пере­мещении вдоль своей поверхности различных структур (включая везикулы и органеллы) с помощью специальных вспомогательных белков-моторов кинезина и цитоплазма-тического динеина.


Все эти факты приобретают для нас особое значение в связи с тем, что многие участники процессов функциониро­вания, образования и деградации микротрубочек и микро­фибрилл, а также их реориентации являются мишенями ин-термедиатов некоторых сигнальных систем клеток. Это от­носится к повышению в цитозоле концентраций протонов, ионов кальция, Са2+-кальмодулина, активности МАР-киназ. Могут регулировать процессы полимеризации актина и ло­кализации в клетках актиновых нитей ГТФ-связывающие


белки, протеинкиназы, протеинфосфатазы, фосфоинози-тидфосфатазы.

Показано, что актин-деполимеризующий фактор изме­няет активность под влиянием фосфорилирования с помо­щью Са2+- зависимых протеинкиназ. У арабидопсиса был выделен кальмодулинсвязывающий моторный вспомога­тельный белок кинезин, причем Са2+-кальмодулиновый комплекс этого белка с кинезином ингибировал способ­ность микротрубочек участвовать в процессах внутрикле­точного движения. Фосфорилирование а- и |3-тубулинов ак­тивировалось Са2+-кальмодулинзависимыми и цАМФ-зави-симыми протеинкиназами, а также протеинкиназой С [Blume et al., 1997].

Абсцизовая кислота вызывала быструю деполимериза­цию кортикальных актиновых нитей в замыкающих клет­ках устьиц, причем этот процесс был опосредован входом в клетки ионов кальция [Hwang, Lee, 2001]. Деполимеризация медиировалась также протеинкиназами (о чем свидетельст­вовало ее подавление стауроспорином).

Особое внимание привлекает установление факта уди­вительного сходства трехмерной структуры цитоскелетных вспомогательных моторных белков с G-белками. Так как G-белки могут непосредственно взаимодействовать с цито-плазматическим доменом многих рецепторов в сигнальных системах (и изменять при этом свою конформацию и актив­ность), то этот факт позволяет допускать возможность очень тесной связи даже между начальными звеньями сиг­нальных систем и цитоскелетом.

Димеры тубулина имеют особенно высокое сродство с ос-субъединицами G-белков [Крутецкая, Лонской, 1994]. Обнаружено, что активатор G-белков мастопаран вызыва­ет (предположительно, при участии фосфоинозитольной сигнальной системы) переход вспомогательного белка про-филина (взаимодействующего с мономерной формой акти­на [McCurdy et al., 2001]) из ядра в цитоплазму у клеток кор­ней кукурузы и связанное с этим изменение структуры ак­тиновых микрофиламентов [Baluska et al., 2001].

Выделен класс белков - пипмодулинов (связывающихся с фосфоинозитидными фосфолипидами клеточной мембра­ны), контролирующих освобождение фосфоинозитолбис-фосфата (Р1Р2) с помощью фосфолипазы С [Lanier, Gertler,

2000] и зависящую от Р1Р2 динамику изменения структуры и локализации актиновых нитей, которые, в свою очередь, определяют морфогенез клеток.

Использование ингибитора полимеризации тубулино-вых белков оризалина, вызвавшего скопление ретикуло-плазминовых Са2+-связывающих белков вблизи плазмати­ческой и ядерной мембран [Олиневич и др., 2001], позволи­ло авторам сделать вывод об участии цитоскелета и ретику-лоплазминов в преобразовании внешних сигналов.

Перестройки актиновых нитей очень чувствительны к изменениям рН. При высоком содержании протонов акти-новые нити более стабильны, а микротрубочки менее ста­бильны, что не может не отразиться на состоянии цитоскеле­та в целом [Медведев, Маркова, 1998]. Если иметь в виду, что одним из наиболее ранних ответов клеток растений на действие патогенов и элиситоров является подкисление ци-тозоля, то становится очевидным, что это не может не по­влиять на структуру и функции цитоскелета.


Описаны контролируемые цитоскелетом изменения морфогенеза клеток, вызванные не только фитогормона-ми, но и светом, изменением направления силы тяжести и другими причинами. Для нас особый интерес представляют факты действия на функционирование цитоскелета инфи­цирования растений патогенами, приведенные в обзорной работе [Nick, 1999]. Показано, что ядро клетки растения-хо­зяина начинает двигаться к месту контакта с клеткой гриба [Gross et al., 1993]. Движение ядра осуществляется с помо­щью актиновых микрофиламентов и обусловлено также локальной деполимеризацией кортикальных микротрубо­чек вокруг места контакта с грибом. Можно вызвать тор­можение движения ядра с помощью специальных препара­тов, причем в этом случае грибы, которые не были способ­ны инфицировать растение, становились патогенными [Kobayashi et al., 1997]. Авторы связывают это с ослаблени­ем отложения каллозы на внешней поверхности плазма-леммы, в месте контакта с патогеном.

Исследование особенностей действия элиситоров крип-тогеина и олигогалактуронидов на цитоскелет клеток таба­ка показало [Binet et al., 2001], что первый вызывал быстрое и сильное разрушение сети микротрубочек, в то время как вторые не оказывали влияния на нее. Действие криптогеи-


на положительно коррелировало с поглощением клетками ионов кальция. В то же время имеется информация о регу­ляции функционирования кальциевых каналов цитоскеле-том [Thuleau et al., 1998].

Непатогенный мутант патогенного для риса гриба Magnaporthe grisea вызывал целый ряд защитных метаболи­ческих реакций и перестройку актинового цитоскелета [Хи et al., 1998].

Большой интерес вызывает информация о том, что глю-кановые фрагменты из клеточных стенок фитофторы вы­зывали снижение содержания мРНК одной из двух обнару­женных изоформ тубулина, причем это было вызвано не подавлением экспрессии гена тубулина, а деградацией тубу-линовой мРНК, опосредованной глюканиндуцированным повышением содержания ионов кальция в цитозоле [Ebel et al., 2001].

Вызванная липохитоолигосахаридами (Nod-факторами) быстрая деполимеризация актина считается главной причи­ной успешного проникновения бактерий Rhizobium в кор­невые волоски с последующим образованием клубеньков у бобовых растений [Cardenas et al., 1998; Ruijter et al., 1998]. Обнаружено, что при бактериальной атаке растений одним из наиболее быстро индуцируемых белков является цент-рин цитоскелета [Cordeiro et al., 1998].

Итак, есть все основания считать, что цитоскелет связан с сигнальной сетью и его изменения являются частью за­щитного механизма против патогенных грибов и бактерий. С другой стороны, вирусы могут использовать микротру­бочки цитоскелета для передвижения от клетки к клетке через плазмодесмы [Heinlein et al., 1995], и в этом случае ци­тоскелет скорее способствует инфицированию растений, а не их защите.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СО СТРЕССОВЫМИ ФИТОГОРМОНАМИ

При изучении механизмов влияния на растения различ­ных патогенов и элиситоров было обнаружено, что они вы­зывают достаточно быстрое и интенсивное накопление так называемых стрессовых фитогормонов. К ним относят со­единения различной химической природы: абсцизовую кис­лоту, этилен, жасмоновую кислоту (и метилжасмонат), са­лициловую кислоту (и метилсалицилат), брассиностероиды, системин.

Образовавшиеся стрессовые фитогормоны вызывают синтез различных защитных соединений и повышение ус­тойчивости как в клетках, подвергшихся действию элиси­торов (местная или локальная устойчивость), так и на удалении от них (системная устойчивость). Последнее объясняется способностью большинства фитогормонов транспортироваться на большие расстояния или вызы­вать в клетках появление транспортных вторичных эли­ситоров.

Стрессовый фитогормон абсцизовая кислота образуется в результате окисления и связаного с этим разрыва углево­дородной цепи в каротиноидах, вызванного патогенами или элиситорами [Chernys, Zeevaart, 2000] (рис. 36). Ключевым индуктивным ферментом, от активности которого зависит интенсивность появления абсцизовой кислоты, является 9-1(мс-эпоксикаротиноид-диоксигеназа.