Файл: Сущность мотивации персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главные специалисты завода и служба маркетинга энергично взялись за поиск новой продукции, производство которой гарантировало существование заводу и трудовому коллективу.

Сегодня более 40 видов изделий освоено и производится на заводе для предприятий нефтяной, геологоразведочной и горнорудной отраслей промышленности.

На российском рынке партнерами завода стали Североуральский бокситовый рудник, Богословское и Высокогорское рудоуправления, РАО «Норильский никель», Черногорнефть, Роснефть, Славнефть, Лукойл, Тюменская нефтяная компания, Сургутнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз и многие другие.

Не останавливаясь на достигнутом, руководство завода принимает решение о расширении потребительского рынка и поиске новых деловых партнеров не только на российском рынке, но и за его пределами. Контракты с немецкой фирмой «PerzyloHandelsa – gentur» по изготовлению очень точных и сложных изделий снизили накал финансовых проблем и позволили приступить к обновлению устаревшего оборудования и выпуску новых видов изделий, в том числе товаров народного потребления.

С 1998 года завод входит в финансово-промышленную группу «Оборонметхимпром», объединяющую производственный и финансовый капитал. Участие в ФПГ позволяет предприятию оперативно решать кредитно-финансовые вопросы и вопросы, связанные с обеспечением комплектующими деталями светотехники, с дальнейшим расширением рынка сбыта производимой продукции.

Но не только производственные вопросы являются основными на предприятии, ведь основной капитал – это люди, работники завода. Существенное внимание руководство завода уделяет социальной жизни трудящихся: возводятся жилые дома для молодежи, объекты соцкультбыта. Прекрасные условия для культурного и оздоровительно отдыха на лыжной базе «Снежинка». Ежегодно проводятся спортивные мероприятия, в которых участвуют большинство работников завода во главе с директором.

Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации и российское агентство по промышленности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, несет ответственность по обязательствам дочерних предприятий, государства и его органов.


АО «Серовский механический завод» довольно прочно удерживает позиции среди потребителей инструмента для нефтедобычи, горнодобывающей промышленности: Муфты для насосно – компрессорных труб, буровые штанги диаметром 63,5, пневмоударники, запасные части к станкам НКР, станки бурильные. Так же завод и не теряет своих позиций на рынке Товаров народного потребления. У конструкторов завода появляются новые разработки и проекты.

Основными рынками сбыта на которые нацелило свое производство АО «Серовский механический завод» являются: Западная Украина, Дальний восток, Удмуртия, Татарстан, Урал, СНГ(Казахстан, Узбекистан). Так как собственного производства там нет. Наличие соглашения об экономическом сотрудничестве между Россией и странами СНГ позволяет АО «Серовский механический завод» на ближайшие годы без опасения осуществлять торговые сделки и получать от этого сотрудничества хорошие коммерческие результаты.

Любое современное машиностроительное предприятие является, как правило, весьма сложным по своему составу и, обычно, подразделяется на производственные единицы – цехи. Цехом называют основное производственное подразделение предприятия, выполняющее возложенную на него определенную часть производственного процесса (основную или вспомогательную).

На предприятии АО «Серовский механический завод» существуют основные и вспомогательные цеха.

К основным цехам относятся:

  • Цех №1 – Кузнечно – прессовый. Занимается штамповкой заготовок;
  • Цех №4 – Инструментальный. Основной задачей является выпуск оснастки для всего предприятия;
  • Цех №9. Занимается выпуском инструмента для нефтедобывающего оборудования;
  • Цех №14 – Механический. Занимается выпуском основной (военной) продукции.

К вспомогательным цехам относятся:

  • Цех №5 – ремонтно – механический;
  • Цех №16 – транспортный;
  • Цех № 21 – швейный.

Продукция АО «Серовский механический завод» в данных условиях рынка обладает наиболее конкурентоспособностью из – за относительно невысоких цен, которая привлекает достаточно широкий круг.

Главным конкурентом АО «Серовский механический завод», является АО «Фотон» так как, Дизайн намного лучше, чем у завода, а цены одинаковые. Так же сказывается территориальная принадлежность предприятий. АО «Фотон» находится в самом центре России, и поэтому имеет преимущества в заключение договоров, в порядке перевозок и т.д.

Сегодня АО «Серовский механический завод» – крупное современное предприятие. Удачное расположение его в индустриальном центре севера Уральского региона – городе Серове с развитой сетью железных и автомобильных дорог – позволяет мобильно и продуктивно взаимодействовать с партнерами.


Рассмотрим основные характеристики предприятия АО «Серовский механический завод» и его структурного подразделения Инструментального цеха №4 на примере таблиц.

Для начала рассмотрим технико – экономические показатели деятельности предприятия на основе Таблицы 1.

Таблица 1 – Технико – экономические показатели деятельности АО «Серовский механический завод»[1]

Наименование

Ед.

2014

2015

2016

Темпы роста, %

изм.

2015/

2014

2016

/2015

2016/

2014

Выручка от реализации ТП

Тыс. руб.

817420,5

646624,1

954295,8

79%

148%

117%

В т. ч.

Основная

Тыс. руб.

421610,4

354814,0

571643,8

84%

161%

136%

Гражданская

Тыс. руб.

332820,1

287736,0

372982,5

86%

130%

112%

Прочая продукция

Тыс. руб.

62990,0

4074,1

9669,5

6%

237%

15%

Ср. списочная численность

чел.

1112

975

943

88%

97%

85%

Производительность

735,090

663,204

1011,979

90%

153%

138%

Себестоимость

Тыс. руб.

-647979,0

-481968,0

-751256,2

74%

-156%

-116%

Валовая прибыль

Тыс. руб.

169441,5

164656,1

203039,6

97%

123%

120%

Рентабельность по валовой прибыли

%

20,7

25,5

21,3

123%

84%

103%

Коммерческие расходы

Тыс. руб.

-12540,2

-16146,5

-15947,2

129%

99%

127%

Общехозяйственные расходы

Тыс. руб.

-98683,3

-95808,1

-115860,7

97%

121%

117%

Прибыль (убыток) от продаж

Тыс. руб.

58218,1

52701,5

71231,7

91%

135%

122%

Рентабельность продаж

%

7,1

8,2

7,5

115%

91%

106%

Прочие доходы

Тыс. руб.

11046,3

26786,4

22475,4

242%

84%

203%

Продолжение таблицы 1

Наименование

Ед.

2014

2015

2016

Темпы роста, %

изм.

2014/

2015

2015

/2016

2014/

2016

Прочие расходы

Тыс. руб.

-62092,0

-72238,1

-70551,5

116%

98%

114%

в т. ч.

Чистая прибыль (убыток)

Тыс. руб.

2247,4

5238,5

11557,6

233%

221%

514%

Рентабельность по чистой прибыли

%

0,3

0,8

1,2

267%

150%

400%


Проанализировав данные Таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

  • Выручка от реализации товарной продукции в 2016 году увеличилась по сравнению с 2014 и 2015 годами;
  • Большую часть выручки дает изготовление основной товарной продукции;
  • Не смотря на то, что численность персонала из года в год уменьшается, выпуск товарной продукции увеличивается и, соответственно, увеличивается производительность труда.

Анализ численности и структуры персонала

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности кадрами наиболее важных профессий. Особое внимание уделяется планированию численности основных и вспомогательных рабочих.

Рассмотрим состав фактической численности предприятия АО «Серовский механический завод» за последние три года работы по категориям всего. Данные представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Изменение численности и структуры персонала АО «Серовский механический завод» за 2014 – 2016 гг.[2]

Категория работников

2014

Структура, %

2015

Структура, %

Отклонение 2014/2015

2016

Структура, %

Отклонение 2015/2016

Абс., чел

Отн., %

Абс., чел

Отн., %

Численность всего, в т. ч.:

1 112

975

-137

87,7

943

-32

96,7

Руководители

147

13

127

13

-20

86,4

121

13

-6

95,3

Специалисты

146

13

126

13

-20

86,3

125

13

-1

99,2

Рабочие, из них:

812

74

722

74

-97

88,2

697

74

-25

96,5

основные

444

54,7

412

57,1

-32

92,8

413

59,3

1

100,2

вспомогательные

375

45,3

310

42,9

-65

82,7

284

40,7

-26

91,6


На основании данных Таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

Численность предприятия уменьшается из года в год. Основную часть работников предприятия составляют основные рабочие (токаря, фрезеровщики…), занятые на выпуске товарной продукции. Примерно 1/3 всей численности всего персонала – вспомогательные рабочие, занятые на обслуживании оборудования (слесаря – ремонтники, наладчики, электромонтеры…). Это говорит о сложности производства. Ведь чем больше соотношение вспомогательных и основных рабочих, тем сложнее производство. Численность руководителей и специалистов примерно одинаковое количество работников.

Наглядно рассмотреть изменение численности и структуры персонала АО «Серовский механический завод» можно на рисунке 1.

Рисунок 1 – Изменение численности и структуры персонала АО «Серовский механический завод»[3]

Рассмотрим так же численность персонала АО «Серовский механический завод» по поло – возрастному признаку, который представлен в виде Таблице 3.

Таблица 3 – Анализ численности персонала АО «Серовский механический завод» по поло – возрастному признаку за 2014 – 2016 гг.[4]

Возраст

2014

2015

2016

Темпы роста, %

2014/

2015

2015/

2016

2014/

2016

До 35 лет

В т. ч.

399

425

380

107

95

89

Мужчины

180

227

212

126

118

93

Женщины

219

198

168

90

77

85

36-65 лет

В т. ч.

694

531

539

77

78

102

Мужчины

345

252

256

73

74

102

Женщины

349

279

283

80

81

101

66-99 лет

19

19

24

100

126

126

Продолжение таблицы 3

Возраст

2014

2015

2016

Темпы роста, %

2014/

2015

2015/

2016

2014/

2016

В т. ч.

Мужчины

10

11

12

110

120

109

Женщины

9

8

12

89

133

150

Итого:

В т. ч.

1112

975

943

88

85

97

Мужчины

535

490

480

92

90

98

Женщины

577

485

463

84

80

95