Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ АО «СЕРОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
Технико – экономическая характеристика АО «Серовский механический завод»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО МАТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ АО «СЕРОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
Главные специалисты завода и служба маркетинга энергично взялись за поиск новой продукции, производство которой гарантировало существование заводу и трудовому коллективу.
Сегодня более 40 видов изделий освоено и производится на заводе для предприятий нефтяной, геологоразведочной и горнорудной отраслей промышленности.
На российском рынке партнерами завода стали Североуральский бокситовый рудник, Богословское и Высокогорское рудоуправления, РАО «Норильский никель», Черногорнефть, Роснефть, Славнефть, Лукойл, Тюменская нефтяная компания, Сургутнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз и многие другие.
Не останавливаясь на достигнутом, руководство завода принимает решение о расширении потребительского рынка и поиске новых деловых партнеров не только на российском рынке, но и за его пределами. Контракты с немецкой фирмой «PerzyloHandelsa – gentur» по изготовлению очень точных и сложных изделий снизили накал финансовых проблем и позволили приступить к обновлению устаревшего оборудования и выпуску новых видов изделий, в том числе товаров народного потребления.
С 1998 года завод входит в финансово-промышленную группу «Оборонметхимпром», объединяющую производственный и финансовый капитал. Участие в ФПГ позволяет предприятию оперативно решать кредитно-финансовые вопросы и вопросы, связанные с обеспечением комплектующими деталями светотехники, с дальнейшим расширением рынка сбыта производимой продукции.
Но не только производственные вопросы являются основными на предприятии, ведь основной капитал – это люди, работники завода. Существенное внимание руководство завода уделяет социальной жизни трудящихся: возводятся жилые дома для молодежи, объекты соцкультбыта. Прекрасные условия для культурного и оздоровительно отдыха на лыжной базе «Снежинка». Ежегодно проводятся спортивные мероприятия, в которых участвуют большинство работников завода во главе с директором.
Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации и российское агентство по промышленности в соответствии с действующим законодательством РФ.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, несет ответственность по обязательствам дочерних предприятий, государства и его органов.
АО «Серовский механический завод» довольно прочно удерживает позиции среди потребителей инструмента для нефтедобычи, горнодобывающей промышленности: Муфты для насосно – компрессорных труб, буровые штанги диаметром 63,5, пневмоударники, запасные части к станкам НКР, станки бурильные. Так же завод и не теряет своих позиций на рынке Товаров народного потребления. У конструкторов завода появляются новые разработки и проекты.
Основными рынками сбыта на которые нацелило свое производство АО «Серовский механический завод» являются: Западная Украина, Дальний восток, Удмуртия, Татарстан, Урал, СНГ(Казахстан, Узбекистан). Так как собственного производства там нет. Наличие соглашения об экономическом сотрудничестве между Россией и странами СНГ позволяет АО «Серовский механический завод» на ближайшие годы без опасения осуществлять торговые сделки и получать от этого сотрудничества хорошие коммерческие результаты.
Любое современное машиностроительное предприятие является, как правило, весьма сложным по своему составу и, обычно, подразделяется на производственные единицы – цехи. Цехом называют основное производственное подразделение предприятия, выполняющее возложенную на него определенную часть производственного процесса (основную или вспомогательную).
На предприятии АО «Серовский механический завод» существуют основные и вспомогательные цеха.
К основным цехам относятся:
- Цех №1 – Кузнечно – прессовый. Занимается штамповкой заготовок;
- Цех №4 – Инструментальный. Основной задачей является выпуск оснастки для всего предприятия;
- Цех №9. Занимается выпуском инструмента для нефтедобывающего оборудования;
- Цех №14 – Механический. Занимается выпуском основной (военной) продукции.
К вспомогательным цехам относятся:
- Цех №5 – ремонтно – механический;
- Цех №16 – транспортный;
- Цех № 21 – швейный.
Продукция АО «Серовский механический завод» в данных условиях рынка обладает наиболее конкурентоспособностью из – за относительно невысоких цен, которая привлекает достаточно широкий круг.
Главным конкурентом АО «Серовский механический завод», является АО «Фотон» так как, Дизайн намного лучше, чем у завода, а цены одинаковые. Так же сказывается территориальная принадлежность предприятий. АО «Фотон» находится в самом центре России, и поэтому имеет преимущества в заключение договоров, в порядке перевозок и т.д.
Сегодня АО «Серовский механический завод» – крупное современное предприятие. Удачное расположение его в индустриальном центре севера Уральского региона – городе Серове с развитой сетью железных и автомобильных дорог – позволяет мобильно и продуктивно взаимодействовать с партнерами.
Рассмотрим основные характеристики предприятия АО «Серовский механический завод» и его структурного подразделения Инструментального цеха №4 на примере таблиц.
Для начала рассмотрим технико – экономические показатели деятельности предприятия на основе Таблицы 1.
Таблица 1 – Технико – экономические показатели деятельности АО «Серовский механический завод»[1]
Наименование |
Ед. |
2014 |
2015 |
2016 |
Темпы роста, % |
||
изм. |
2015/ 2014 |
2016 /2015 |
2016/ 2014 |
||||
Выручка от реализации ТП |
Тыс. руб. |
817420,5 |
646624,1 |
954295,8 |
79% |
148% |
117% |
В т. ч. |
|||||||
Основная |
Тыс. руб. |
421610,4 |
354814,0 |
571643,8 |
84% |
161% |
136% |
Гражданская |
Тыс. руб. |
332820,1 |
287736,0 |
372982,5 |
86% |
130% |
112% |
Прочая продукция |
Тыс. руб. |
62990,0 |
4074,1 |
9669,5 |
6% |
237% |
15% |
Ср. списочная численность |
чел. |
1112 |
975 |
943 |
88% |
97% |
85% |
Производительность |
735,090 |
663,204 |
1011,979 |
90% |
153% |
138% |
|
Себестоимость |
Тыс. руб. |
-647979,0 |
-481968,0 |
-751256,2 |
74% |
-156% |
-116% |
Валовая прибыль |
Тыс. руб. |
169441,5 |
164656,1 |
203039,6 |
97% |
123% |
120% |
Рентабельность по валовой прибыли |
% |
20,7 |
25,5 |
21,3 |
123% |
84% |
103% |
Коммерческие расходы |
Тыс. руб. |
-12540,2 |
-16146,5 |
-15947,2 |
129% |
99% |
127% |
Общехозяйственные расходы |
Тыс. руб. |
-98683,3 |
-95808,1 |
-115860,7 |
97% |
121% |
117% |
Прибыль (убыток) от продаж |
Тыс. руб. |
58218,1 |
52701,5 |
71231,7 |
91% |
135% |
122% |
Рентабельность продаж |
% |
7,1 |
8,2 |
7,5 |
115% |
91% |
106% |
Прочие доходы |
Тыс. руб. |
11046,3 |
26786,4 |
22475,4 |
242% |
84% |
203% |
Продолжение таблицы 1 |
|||||||
Наименование |
Ед. |
2014 |
2015 |
2016 |
Темпы роста, % |
||
изм. |
2014/ 2015 |
2015 /2016 |
2014/ 2016 |
||||
Прочие расходы |
Тыс. руб. |
-62092,0 |
-72238,1 |
-70551,5 |
116% |
98% |
114% |
в т. ч. |
|||||||
Чистая прибыль (убыток) |
Тыс. руб. |
2247,4 |
5238,5 |
11557,6 |
233% |
221% |
514% |
Рентабельность по чистой прибыли |
% |
0,3 |
0,8 |
1,2 |
267% |
150% |
400% |
Проанализировав данные Таблицы 1 можно сделать следующие выводы:
- Выручка от реализации товарной продукции в 2016 году увеличилась по сравнению с 2014 и 2015 годами;
- Большую часть выручки дает изготовление основной товарной продукции;
- Не смотря на то, что численность персонала из года в год уменьшается, выпуск товарной продукции увеличивается и, соответственно, увеличивается производительность труда.
Анализ численности и структуры персонала
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности кадрами наиболее важных профессий. Особое внимание уделяется планированию численности основных и вспомогательных рабочих.
Рассмотрим состав фактической численности предприятия АО «Серовский механический завод» за последние три года работы по категориям всего. Данные представлены в Таблице 2.
Таблица 2 – Изменение численности и структуры персонала АО «Серовский механический завод» за 2014 – 2016 гг.[2]
Категория работников |
2014 |
Структура, % |
2015 |
Структура, % |
Отклонение 2014/2015 |
2016 |
Структура, % |
Отклонение 2015/2016 |
||
Абс., чел |
Отн., % |
Абс., чел |
Отн., % |
|||||||
Численность всего, в т. ч.: |
1 112 |
975 |
-137 |
87,7 |
943 |
-32 |
96,7 |
|||
Руководители |
147 |
13 |
127 |
13 |
-20 |
86,4 |
121 |
13 |
-6 |
95,3 |
Специалисты |
146 |
13 |
126 |
13 |
-20 |
86,3 |
125 |
13 |
-1 |
99,2 |
Рабочие, из них: |
812 |
74 |
722 |
74 |
-97 |
88,2 |
697 |
74 |
-25 |
96,5 |
основные |
444 |
54,7 |
412 |
57,1 |
-32 |
92,8 |
413 |
59,3 |
1 |
100,2 |
вспомогательные |
375 |
45,3 |
310 |
42,9 |
-65 |
82,7 |
284 |
40,7 |
-26 |
91,6 |
На основании данных Таблицы 2 можно сделать следующие выводы:
Численность предприятия уменьшается из года в год. Основную часть работников предприятия составляют основные рабочие (токаря, фрезеровщики…), занятые на выпуске товарной продукции. Примерно 1/3 всей численности всего персонала – вспомогательные рабочие, занятые на обслуживании оборудования (слесаря – ремонтники, наладчики, электромонтеры…). Это говорит о сложности производства. Ведь чем больше соотношение вспомогательных и основных рабочих, тем сложнее производство. Численность руководителей и специалистов примерно одинаковое количество работников.
Наглядно рассмотреть изменение численности и структуры персонала АО «Серовский механический завод» можно на рисунке 1.
Рисунок 1 – Изменение численности и структуры персонала АО «Серовский механический завод»[3]
Рассмотрим так же численность персонала АО «Серовский механический завод» по поло – возрастному признаку, который представлен в виде Таблице 3.
Таблица 3 – Анализ численности персонала АО «Серовский механический завод» по поло – возрастному признаку за 2014 – 2016 гг.[4]
Возраст |
2014 |
2015 |
2016 |
Темпы роста, % |
||
2014/ 2015 |
2015/ 2016 |
2014/ 2016 |
||||
До 35 лет В т. ч. |
399 |
425 |
380 |
107 |
95 |
89 |
Мужчины |
180 |
227 |
212 |
126 |
118 |
93 |
Женщины |
219 |
198 |
168 |
90 |
77 |
85 |
36-65 лет В т. ч. |
694 |
531 |
539 |
77 |
78 |
102 |
Мужчины |
345 |
252 |
256 |
73 |
74 |
102 |
Женщины |
349 |
279 |
283 |
80 |
81 |
101 |
66-99 лет |
19 |
19 |
24 |
100 |
126 |
126 |
Продолжение таблицы 3 |
||||||
Возраст |
2014 |
2015 |
2016 |
Темпы роста, % |
||
2014/ 2015 |
2015/ 2016 |
2014/ 2016 |
||||
В т. ч. Мужчины |
10 |
11 |
12 |
110 |
120 |
109 |
Женщины |
9 |
8 |
12 |
89 |
133 |
150 |
Итого: В т. ч. |
1112 |
975 |
943 |
88 |
85 |
97 |
Мужчины |
535 |
490 |
480 |
92 |
90 |
98 |
Женщины |
577 |
485 |
463 |
84 |
80 |
95 |