Файл: Социальное страхование и его функции (Понятие «Социальная защита» и «Социальное страхование»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М.А. Гулина под социальным страхованием понимает «термин для описания финансовой помощи, выделяемой государством из бюджета». В Оксфордской иллюстрированной энциклопедии социальное страхование определяется как «программы социальной помощи, основанные на принципе страхования». Можно привести еще несколько определений социального страхования: – «Социальное страхование – это один из основных факторов, который показывает успешность той или иной страны и ее прогрессивное развитие. Разработанная система поддержки нетрудоспособных, людей в возрасте, а также безработных граждан помогает разрешить проблемы перечисленных лиц на государственном уровне» . – «Социальное страхование – это система, которая обеспечивает защиту пожилых людей, инвалидов, всех, кто имеет право на пенсионное обеспечение». – «Социальное страхование – это меры социальной защиты и государственной поддержки нуждающейся части жителей страны».

Как видно из приведенных выше определений термин «социальное страхование» не имеет однозначного толкования. Многие авторы сходятся во мнении, что социальное страхование – это система социальной защиты, либо социальной помощи, либо социального обеспечения. Поскольку социальное страхование выступает одним из элементов социальной защиты, приведенные выше определения либо слишком узко, либо слишком широко определяют понятие социального страхования.

Учитывая выше приведенные подходы к определению социального страхования, на наш взгляд, под социальным страхованием следует понимать одну из форм социальной защиты трудоспособных граждан от социальных рисков, связанных с временной или постоянной потерей трудоспособности, дохода, наступления возраста, потери кормильца.

    1. Социальное страхование и его функции

На современном этапе российское общество сложно представить без широко развитой системы страхования. На нынешнем этапе все настойчивее требуется обеспечение полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку. Отсюда актуальным выступает исследование природы социального страхования и его функций.

Рассмотрим понятие социальное страхование, с точки зрения правовой науки. Итак, отечественная наука под социальным страхованием понимает одну из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т.п. Что же касается законодателя, в толковании социального страхования, то в ст. 1 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» №165ФЗ часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом №165ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных Законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании№125ФЗ [2].


В ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страховании», Законодатель определил круг субъектов, подлежащих обязательному социальному страхованию, к ним относятся:

1) страхователи (работодатели);

2) страховщики, застрахованные лица;

3) а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Подведя итог проделанной работы можно сказать следующее: социальное страхование это совокупность экономических и организационно правовых форм, направленных на защиту социальных интересов граждан.

Наличие национальной системы социального страхования способно обеспечить ему множество уникальных преимуществ перед другими методами повышения эффективности инвестиций в человеческий капитал, рост объема которых является обязательным условием вхождения России в социально ориентированную рыночную экономику. Важнейшей функцией социального страхования в современных условиях является воспроизводственная.

Как показывает опыт зарубежных стран, наличие разветвленной сети социальной защиты населения обеспечивает устойчивое развитие трудовых ресурсов, усиливает национальный экономический потенциал, содействует стабилизации социально-экономической и политической ситуации в обществе. Общим для развитых стран является признание непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости уровня социальной защищенности населения страны и ее экономического развития: социальная справедливость, несмотря на связанные с этим издержки способствует экономическому росту, в свою очередь высокие темпы экономического развития позволяют повысить степень социальной защищенности населения.

В основе организации и функционирования зарубежной системы социального страхования лежат:

1) теория солидарности (солидаризма), выраженная в солидарности работников и работодателей в распределении страховой нагрузки и перераспределении накопленных средств в пользу нуждающихся;

2) концепция субсидиарности, подразумевающая личную ответственность индивида за формирование условий своей жизни (наличие частной страховой инициативы).[3]

Страховые взносы работодателя и самих застрахованных выступают в качестве основного источника, обеспечивающего выплату компенсаций при утрате дохода пропорционально его величине (ограниченной определенным уровнем), а средства государства предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого не достает поступающих страховых взносов. При этом мы можем констатировать, что в различных странах, таких как Германия, Великобритания, США, Франция, Швеция и др., распределение долей каждого из этих источников финансирования систем социального страхования складывается по-разному, поскольку формировалось оно под влиянием экономических возможностей, конкретной практики, национальных традиций и соотношения общественных сил [4].


Итак, обобщая вышесказанное, подчеркну, что считаю: в основе в основе всякой национальной системы социального страхования конкретного государства лежит его определенная модель. Поэтому в Росси, прежде чем перейти к самой социального страхования, надо учесть, что задача моделирования данной системы состоит в построении вспомогательных объектов моделей управления системой социального страхования РФ, таких, которые воспроизводят основные особенности моделируемого процесса, могут замещать его на определенных этапах исследования и дают при их анализе дополнительную информацию о свойствах системы социального страхования.

  1. Социальное страхование как основа системы социальной защиты граждан: проблемы и перспективы

2.1 Основные направления развития социального страхования в России

Во все времена существования человечества в жизнедеятельности людей не исключались ситуации риска, порождающие их материальную незащищённость. На протяжении всей жизни для работающих иметь инвалидность или быть престарелым означало существование за чертой бедности. Из - за тяжёлых болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нехваткой денежных средств, а зачастую и с резким понижением их социального статуса в обществе.

Введение социального страхования позволило создать эффективно действующие страховые системы социальной защиты населения. Страхование населения от социальных рисков выступает необходимым элементом социальной политики государства, определяет уровень развития соответствующих систем, сформированных в процессе совершенствования отношений между работниками, работодателями и государством, и в конечном счете обеспечивает высокую степень защищенности престарелых, больных, инвалидов, детей и других наиболее уязвимых групп населения.

Самой первой формой социальной защиты населения являлось, так называемое, «коллективное» страхование. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века одновременно с профсоюзами, отстаивающими права наёмных работников перед работодателями и государством. Наибольшее распространение данный вид страхования получил в Англии, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путём создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице. Но производство выплат не было урегулировано должным образом, законодательно закреплено.


Лишь позже, уже в 1883 году, в Германии, было введено государственное социальное страхование. Были изданы законы о страховании на случай болезни, по инвалидности и старости. Выплаты должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи.

В современной Европе система социальной защиты населения в основном базируются на договорно - страховых принципах. Трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобится помощь в размерах, соответствующих их накоплениям в страховом фонде.

Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни.

Что касается нашей страны, то здесь основную роль играет государственный целевой внебюджетный Фонд социального страхования, который является основным инструментом реализации государственной социальной политики. Именно из него, а также из других коллективных и частных страховых фондов финансируется социальное страхование. На сегодняшний день основными формами выражения социального страхования выступают государственные пенсии и государственные пособия.

Так, на конец 2016 года средний размер пенсии составлял 13590 рублей, также всем пенсионерам в январе 2017 года была произведена единовременная выплата 5000 рублей. Что касается пособий, то тут размер выплат на конец прошлого года составлял: по беременности и родам, выплачиваемый женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций - 581, 73 рубля; единовременное пособие при рождении ребенка - 15 512,65; по безработице от 850 до 4900 рублей; для инвалидов от 4053 до 11445 рублей. МРОТ составил 7500 рублей.

Для нашей страны, имеющей свою уникальную модель социальной политики, развитие и улучшение системы социального страхования весьма актуально. Изучение и решение проблем социального страхования давно признано мировым сообществом в качестве приоритетной цели социальной политики и дает методологическую основу построения высокоэффективных национальных систем социальной защиты населения. Социальное страхование, выступая материальной основой восстановления трудоспособности, комплексным фактором, способствующим поддержанию платежеспособного спроса населения, имеет большое значение для достижения оптимального перераспределения национального дохода в целях выполнения социальных функций государства. Оно позволяет свести к минимуму ухудшение социального положения граждан вследствие наступления преклонного возраста, инвалидности, смерти одного из членов семьи, который был застрахован.


Несмотря на некоммерческий характер социального страхования, средства специализированных фондов страховщиков играют важную роль в повышении инвестиционной активности в нашей стране. Средства страховых фондов по добровольному социальному страхованию могут быть вложены как в государственные ценные бумаги, так и в акции предприятий, зависимых обществ, недвижимость.

По мере стремительного экономического и общественного развития функции, место и роль социального страхования расширяются, а значение в системе социальной защиты значительно возрастает. Происходящее может объясняться множеством факторов, но в первую очередь это стоит связывать с расширением перечня покрываемых социальных рисков. Правовой основой этого процесса является п.1 ст.39 Конституции РФ, который предусматривает возможность расширения социальных рисков: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В данной и других статьях (ст. 7 и ст. 41) также указывается, что необходимо поощрять добровольное социальное страхование, обеспечивать создание частных систем здравоохранения, дополнительных форм социального обеспечения.

Но, не смотря на всю важность и значимость социального страхования, его постоянное совершенствование, государство сталкивается с рядом проблем, оптимальное решение которых позволит создать высокоэффективную систему социального страхования в России и обеспечить достаточный уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков.

Сбалансированное поступление обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды может стать ключевым направлением совершенствования системы социального страхования, что позволит сохранить ей максимальную устойчивость. Реализация данной задачи предполагает необходимость установления четких границ между сферами социального страхования и социального обеспечения, отнесение расходов к категории страховых и не страховых. Выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют четко выраженную страховую природу, расходы же по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком - инвалидом не относятся к страховым рискам, а расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность. Данные положения предполагается учитывать при чётком определении оптимальных источников финансирования для каждого вида расходов, осуществляемых сегодня из средств социального страхования.