Файл: Социальное страхование и его функции (Понятие «Социальная защита» и «Социальное страхование»).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нынешняя система социального страхования страховой по своей сути все еще не является. Она, в основном, все еще, как и прежде, выполняет функцию социального обеспечения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Размер страховых взносов и сейчас не увязан с уровнем социального и профессионального риска, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных, причем и те, и другие остаются отстраненными от участия в управлении фондами. В условиях финансовой нестабильности, можно выделить ряд проблем формирования и использования средств ФСС РФ.
- Проблема дефицита бюджета ФСС. Начиная с 2012 г. принимаемый бюджет Фонда является дефицитным, т.е. у органов управления изначально возникает задача изыскания дополнительных источников финансирования, либо сокращения расходов.
- Низкое качество исполнения бюджета Фонда социального страхования как по доходам, так и по расходам. Качество исполнения по доходам в 2010–2011 гг. на высоком уровне (> 100 %), то начиная с 2012 г. произошло резкое сокращение собираемости доходов. Исполнение плана по доходам в 2012 г. составило примерно 49 %, в 2013г. – 41 %, а в 2014 г. – 29 %., в 2015 – 21 %.
Качество исполнения в 2010–2011 гг. бюджета ФСС по расходам составляет больше 100 %. С 2012 г. так же наблюдается резкое сокращение использования средств. Исполнение плана по расходам в 2012 г. составило примерно 32 %, в 2013 г. – 34 %, а в 2014 г. – 23 %., в 2015 – 20 %
На протяжении анализируемого периода плановые показатели бюджета были сбалансированными в 2012–2014 гг. – с незначительным профицитом в 1,003 % и 1,001 %, а в 2013 г. – с дефицитом 0,97 %., в 2015 г. уже в 3 %.
При этом ни в одном периоде показатели не были исполнены, а уровень исполнения бюджета по доходам был выше почти в 2 раза, чем по расходам. Данное положение привело к резкому сокращению финансирования расходов ФСС.
- Неявная связь между страховыми случаями и взносами работодателей. Существующий порядок сбора, аккумуляции страховых взносов и централизованного государственного распределения образовавшихся из них средств делает неявной связь между страховыми случаями, которые охватываются социальным страхованием, взносами страхователей и получением застрахованными пособий, пенсий, медицинской помощи.
- Неразвитость институтов ФСС. Не достигли надлежащего развития институты (государственные, профсоюзные, страховые, общественные), которые могли бы эффективно осуществлять оценку социальных и профессиональных рисков, информационно-статистическое и кадровое обеспечение системы социального страхования. Активизация работы в этом направлении тем более актуальна потому, что существенное отставание в развитии страховых механизмов происходит в условиях все более ощутимого нарастания негативных тенденций. Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования можно отметить две.
Во-первых, реформирование этой системы проводится бездолжной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.
Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система – один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). У нас же на сегодня ни один из субъектов страхования не играет адекватной его природе роли и не обеспечивает выполнение присущих только ему функций. Так, работодатели и работники до сих пор не допускаются к управлению фондами. В конечном счете это подрывает социальную защиту трудящихся, не удовлетворяет минимальные потребности в ней, хотя на работодателей и ложится непомерно тяжкое бремя совокупных платежей по страхованию.
- Низкая прозрачность расходов ФСС. Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает «прозрачности»; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники. С января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ источником доходов государственных внебюджетных фондов вместо единого социального налога стали страховые взносы, которые перечисляются отдельно в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и фонды медицинского страхования. Проблема в том, что действие закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Главная цель нововведения – наполнить деньгами пенсионную систему и систему социального страхования. В 2015 г. Страховые взносы во внебюджетные фонды составляют 30 %, которые складываются из 22 % в ПФР, 2,9 % в ФСС и 5,1 % в ФФОМС.
- Увеличение нагрузки на сотрудников ФСС. С 2010 г. Все плательщики, производящие выплаты физическим лицам, должны подавать ежеквартально расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС по месту учета. ПФР и ФСС могут проводить как камеральные, так и совместные выездные проверки. Если отчеты по страховым выплатам не сданы в срок, предпринимателя будут штрафовать.
- Проблема аттестации рабочих мест на вредных производствах. Вместе с тем особо острой остается решение проблемы аттестации рабочих мест в добывающих, обрабатывающих и промышленных отраслях экономики Российской Федерации.
Финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий в 2014 – 2016 гг. установлено в сумме 1 832 020,4 млн. рублей ежегодно. Следует отметить, что на 2015 – 2016 гг. бюджетные ассигнования из федерального бюджета на указанные цели предусмотрены без учета прогнозного уровня инфляции на 2015 – 2016 гг.2
- Нестабильность и несовершенство законодательства. Частое редактирование законодательства зачастую не улучшающая работу всей системы Фонда.
- Невозможность соблюдения сроков назначения страховых выплат по нетрудоспособности, полученной в результате несчастного случая на производстве. В условиях экономического кризиса идет массовая ликвидация организаций. В результате исполнительным органам ФСС не представляется возможным доукомплектовать личные учетные дела необходимыми документами для назначения страхового обеспечения пострадавшим в сроки установленные законодательством.
- Отсутствие мер воздействия. Невозможность Фонда привлечения должностных лиц к административной ответственности при несоблюдении сроков сдачи документов необходимых для страхового обеспечения пострадавшему в результате несчастного случая на производстве.
- Недостаточное количество специалистов в сфере социального страхования. Отсутствие институтов по подготовке специалистов в данном направлении.
- Низкий уровень грамотности населения в вопросах социального обеспечения.
Таким образом важнейшим условием формирования национальной системы социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, т. е. принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного Бюро Труда (МБТ), отечественные и зарубежные ученые включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус.
Список используемых источников
- Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон .№165ФЗ: в ред. Федерального закона от 11 июля 2011 г. №200 //Российская газета. 2011 г. 15 июля. № 153.
- Федеральный закон от 24.07.1998 №125ФЗ (ред. От 28.12.2013) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»/[Электронный адрес] Режим доступа: www.consultant.ru
- Федеральный закон от 19.12.2016 № 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Березина Е. Страховые взносы – 2017: что ждет плательщиков / Е. Березина // Новая бухгалтерия. – 2016. – № 8. – С. 82 - 92.
- Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование : учеб. пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. М. : КНОРУС, 2012. 226 с.
- Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. – URL: http://fedstat.ru/ (дата обращения 13.12.2017).
- Заикина О. Страховые взносы: вторая попытка // Прямые инвестиции. 2011. № 6. С.52-54
- «Заместитель Министра финансов Владимир Колычев журналистам о налого-вом маневре "22/22"»: сайт. URL: http://mmfm.ra/ru/press-center/?id_4=34685&area_id= 4&page_id=2119&popup=Y# (дата обращения 03.12.2017).
- Копылов Л.Е. Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности для страхового бизнеса / Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. №3. 2011. с. 717.
- Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Министерство финансов Российской Федерации. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
- Паймеров А.Г. Реформирование системы социального страхования // Инновационное развитие экономики. 2015. №3.
- Страхование / Под ред. Доктора экон. наук, профессора Д.А. Фёдоровой - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2013. - 875 с.
- Сафонов А.Л., Ермак Л.А. Проблемы социально-экономической устойчивости системы социального страхования //Труд и социальные отношения. 2015. №2.
- «Россиянам предложат альтернативную пенсию». URL: http://www.vedo- mosti.ru/economics/artides/2016/09/24/658337-alternativnuyu-pensiyu (дата обращения 03.12.2017).
- Шарифьянова З.Ф., Скрябина М.Г., Лутфиева Г.М. Социальное страхование в России: проблемы и перспективы развития// Инновационная наука. 2015. №12.