Файл: Социальное страхование и его функции (Понятие «Социальная защита» и «Социальное страхование»).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
иные правила для исчисления этих платежей:
- расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным (ст. 9 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
- исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ (п. 5 ст. 8 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
- общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (организаций на специальных режимах, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011-2014 гг. предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки, и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30 % от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4 % выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.
Колеблемость ставки социального страхования говорит о том, что в России из-за низкого уровня рождаемости неуклонно сокращается численность трудоспособного населения, тогда как возрастает численность жителей пенсионного возраста. По данным статистики, в 70-х годах каждый шестой гражданин нашей страны был пенсионером, в 2002 г. один пенсионер приходился на двух работающих, то к 2002 г. пенсионеров и работающих будет приблизительно одинаково. При таком соотношении населения невозможно обеспечить достаточный уровень наполняемости пенсионного фонда, и как следствие - низкий уровень пенсий.
Сегодня правительство России предпринимает очередную попытку изменения сложившейся ситуации путем создания единого социального налога, но уже на новом уровне, учитывая положительный и отрицательный опыт, полученный в прошлом десятилетии.
Как показала практика применения страховых взносов, уход от ЕСН привел к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков страховых взносов [7].
Вводимые изменения перекладывают контрольную функцию по взносам в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС на ИФНС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены. Но можно ли с уверенностью считать, что новая система действительно будет эффективнее?
Несомненно, что проверки станут строже, т.к. органы налоговой службы в последние годы усиливают камеральный контроль и даже имеют право запрашивать различные документы. В отличие от фондов, налоговики тщательно отбирают кандидатов в ходе предпроверочного анализа, на котором сопоставляют различные данные - налоговую нагрузку, вычеты, выручку по разным формам отчетности, зарплаты в среднем по организации, доходы руководителей, оценивают поставщиков и пр. В результате выездные налоговые проверки стали проводиться реже, только в случае обнаружения существенных ошибок или нарушений в сданной отчетности.
Ещё одним недостатком вводимой системы, по нашему мнению, станет увеличение количества отчетности. Сейчас по взносам составляется три отчета: два ежеквартальных - РСВ-1 и 4-ФСС, и один ежемесячный СЗВ-М [8].
По новым же взносам будет необходимо составлять следующие отчеты:
- для органов налоговой службы: надо будет ежеквартально сдавать новый единый расчет по всем взносам. В настоящее время окончательная форма и порядок расчета пока еще не приняты, но уже разработан проект;
- для органов налоговой службы: отчетность по взносам на травматизм 4-ФСС (в новой форме, начнет действовать с I квартала 2017 г.);
- для ПФР: ежемесячный отчет по форме СЗВ-М (составляется сейчас) и вводимый новый ежегодный отчет о страховом стаже сотрудников;
- для ФСС: новый ежеквартальный расчет по пособиям и взносам на травматизм.
И хотя большая часть работодателей в обязательном порядке отчитываются через Интернет по страховым взносам в ПФР и ФСС, трудоемкость процесса возрастает.
Работодателю удобней платить страховые платежи единым взносом, чем отдельно производить платежи страхового характера в фонды пенсионный, социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Чем же могут быть вызваны изменения налогового законодательства? Главным фактором, несомненно, является необходимость увеличения бюджета. Достигнуть этого поможет предупреждение различных незаконных схем, связанных с предоставлением различающихся данных в контролирующие инстанции.
Кроме того, предоставление налоговой службе полномочий по сверке всех видов отчетности организаций позволит выявлять несоответствия, а значит, изменение налогового законодательства как антикризисная мера, в полной мере должно себя оправдать.
Следует заметить, что все вводимые изменения, к сожалению, не затронули области страхования персонала агропромышленного сектора экономики. Ограничение ввоза импортных продуктов питания, сельскохозяйственного сырья открыло рынки сбыта для отечественных производителей и позволило привлечь в сельскохозяйственное производство дополнительные инвестиции. Полагаем, что введение льготного тарифа страховых взносов для сельскохозяйственных организаций позволит снизить их налоговую нагрузку, и, следовательно, укрепит отечественное производство.
Российская система социального страхования находится в состоянии непрерывного реформирования. В последнее время активно обсуждаются предложения министра финансов Антона Силуанова о проведении налогового маневра, который уже возможно будет провести с 2019 года. Предложение состоит в том, чтобы изменить структуру фискальной нагрузки на бизнес, снизив совокупную ставку страховых взносов с 30% до 22%, а также увеличив ставку НДС с 18% до 22%. Обоснование данного маневра в том, что высокие ставки страховых взносов делают неконкурентоспособным легальный бизнес, и требуется перенести финансовую нагрузку на НДС.
При этом страховые взносы и НДС хотя формально и уплачиваются работодателями, фактически влияют на финансовую нагрузку граждан. Рассмотрим на упрощенном примере. Пусть, некий гражданин Иван работает по трудовому договору с зарплатой 100 тыс. руб. в месяц. «На руки» он получает 87 тыс. руб., в то время как работодатель уплачивает удержанные из зарплаты 13 тыс. руб. в качестве налога на доходы физлица (ставка 13%) и начисленные сверх зарплаты 30 тыс. руб. страховых взносов (ставка 30%). Заработанные 87 тыс. руб. Иван тратит на покупку товаров, почти по каждому уплачивая НДС, который обычно составляет 18% от цены, следовательно, отдает еще 13 тыс. руб. каждый месяц государству.
Теперь рассчитаем процент от дохода Ивана, который он уплачивает государству в виде налогов и взносов. Общая сумма составит 56 тыс. руб. А потенциальный доход, который он мог бы получать при отсутствии всех этих платежей - 130 тыс. руб. Таким образом, финансовая нагрузка на Ивана составляет 43% (56 тыс. руб. налогов и взносов / 130 тыс. руб. потенциального дохода).
Рассмотрим эффект в результате маневра. Совокупная сумма налогов и взносов по новым правилам составит 50 тыс. руб. (НДФЛ - 13 тыс. руб. + 22 тыс. руб. страховых взносов + 15 тыс. руб. НДС по ставке 22%). Величина потенциального дохода - 122 тыс. руб. Таким образом, финансовая нагрузка Ивана в новых условиях составит 41%, то есть снизится на 2 процентных пункта. Как мы видим, изменения не слишком существенные.
В последние годы уже был опыт изменения ставок страховых взносов. В 2005 году в целях улучшений условий для бизнеса государство снизило ставку ЕСН с 35,6 до 26%, но спустя год признало это понижение ошибочным. Дефицит бюджета Пенсионного фонда России в 2005 году составил около 300 млрд руб., и компенсировать его за счет увеличения налоговой базы не удалось, поскольку не произошло ожидаемого «обеления» экономики. С 2010 г. вместо ЕСН взимались страховые взносы по единой ставке 26%. С 2011 г. повысилась единая ставка страховых взносов до 34%. При повышении ставки страховых взносов с 26% до 34% в 2011 г. часть предпринимателей вернулась в «тень» [11, с. 52-54]. Стоит отметить, что до 2012 г. не было солидарной части тарифов страховых взносов. Но уже в 2012 г. законодатель ввел понятие солидарной части, предусматривая регрессивную шкалу взносов после порога годовой зарплаты и при основной ставке взносов в 30%.
Можно проследить, что каждый раз понижая ставки страховых взносов, законодатель преследовал цель облегчить нагрузку на бизнес, когда тот начинал уходить к «серым схемам». Результатом же оказывался образовавшийся значительный дефицит бюджетов фондов, что приводило опять к решению о повышении ставок на страховые взносы.
Кроме того, снижение страховых взносов однозначно потребует увеличения трансфертов в ПФР, что и подтверждается Министерством финансов [2]. Выпадающие доходы в данной конструкции будут только у Пенсионного фонда, и Минфин обещает полностью компенсировать их за счет увеличения трансферта из федерального бюджета, через который и сейчас покрывается дефицит. Но такие предложения не согласуются с другими планами Правительства: один из пунктов Основных направлений бюджетной политики - уменьшение зависимости Пенсионного фонда от федерального бюджета [3].
Если обратиться к ФЗ от 19.12.2016 № 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», то можно проследить источники доходов ПФР [4]. 53% составляют поступления от взносов страхователей на ОПС, 25% - трансферты федерального бюджета на страховые пенсии, остальная же часть трансфертов - трансферты из бюджета на иные социальные выплаты и государственные пенсии. Таким образом, около / расходов на страховые пенсии покрываются государством путем трансфертов. Отсюда возникает вопрос: насколько действующая система пенсионирования является страховой по своей природе? Этот же вопрос встает еще острее, когда мы рассматриваем солидарную часть тарифа страховых взносов. Персонифицированный учёт взносов в ПФР ведется только в отношении сумм, уплачиваемых по ставке 22%, наряду с этим ставка 10% (применяемая с месяца, когда зарплата работника превышает 876 тыс. руб. в год) является солидарной, поскольку взносы по ней идут в общий котёл ПФР и никак не влияют на размер пенсии работника.
Считаю, что снижение ставки страховых взносов уже в среднесрочной перспективе станет непопулярной мерой. Изменения будут носить чисто декоративный характер, что следует из самой сути реформы: предложение касается не снижения фискальной нагрузки, а ее перераспределения. Ставка страховых взносов будет снижена, но ценой того, что для компенсации выпадающих доходов бюджета повысят нагрузку на работодателей и работников, увеличив НДС, который в конечном итоге все равно не сможет покрыть дефицит бюджета ПФР. Тезис о том, что снижение ставки страховых взносов до 22% приведет к уменьшению теневого сектора, к «обелению» экономики тоже спорен. Те работодатели, кто в «тени», практически ничего не платят, поэтому 22% или 30% - нет разницы.
Таким образом, маневр может привести не к решению проблемы, а к ее усугублению. По моему мнению, для возможного решения проблемы необходим ряд действий. Во-первых, нужно отменить все льготы на уплату страховых взносов, которые предоставлены некоторым категориям работодателей. В сложившихся условиях работники не формируют в полной мере свои пенсионные права. Фактически же взносы утрачивают свой страховой характер, превращаясь в налоговую льготу, в результате которой сокращаются доходы Пенсионного фонда.
Во-вторых, необходимо поэтапно повысить пенсионный возраст. Данная мера является непопулярной, но обоснованной. Это сделали 30 из 35 стран Организации экономического сотрудничества и развития. После того как о повышении пенсионного возраста объявила Белоруссия, Россия стала страной с самым низким пенсионным возрастом среди стран Евразийского экономического союза. Результатом данной меры станет уменьшение расходов ПФР и увеличение доходов в виде страховых взносов.
В-третьих, и самое главное, нужно показать гражданам, что они сами влияют на размер своей пенсии в будущем. Во многом этому может способствовать концепция «индивидуального пенсионного капитала», которую разрабатывают Минфин и Центробанк. Предлагается, чтобы взносы в ИПК взимались уже из полученной работником зарплаты. Всех граждан к системе ИПК подключат автоматически, по умолчанию установив размер взноса в 0%. В течение переходного периода работник может сам определить размер своего взноса, этот размер не ограничен. За уплату взносов в ИПК работники получат налоговую льготу - вычет по НДФЛ, но ограниченного размера: до 6% от заработка. Работодатель тоже получит льготу, снизив расходы на взносы в ПФР [5]. При этом ИПК нужно ввести не вместо накопительной пенсии, как предлагается, а помимо нее, в качестве третьего вида пенсии. Данные меры могут способствовать выходу из образовавшегося кризиса реформирования системы социального страхования и решить актуальные вопросы баланса доходов и расходов Пенсионного фонда.