Файл: Социальное страхование и его функции (Понятие «Социальная защита» и «Социальное страхование»).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
Таким образом, социальное страхование выступает необходимым элементом социальной политики государства, а грамотное решение поставленных проблем – надёжным гарантом эффективного функционирования системы социального страхования в России
2.2. Страховые взносы: исторические аспекты и нововведения
Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько позже, чем в западных странах. История обязательного социального страхования рабочих в нашей стране начинается с 1889 г. введением закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих [10].
Разумеется, что первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Только спустя 14 лет - в 1903 г. - был принят общероссийский закон о компенсации вреда работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев.
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
В настоящее время страховые взносы представляют собой выплаты, которые осуществляются работодателем в пользу своих работников по обязательным видам государственного страхования. Большое значение страховых взносов заключается в том, что они помогают государству осуществлять социальную поддержку и защиту граждан. Необходимость уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды не только позволяет преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов, но также позволяет разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета.
К страховым взносам относят выплаты на пенсионное и медицинское страхование, а также отчисления на случай нетрудоспособности, материнства и производственных травм.
Наиболее значимую часть отчислений сумм страховых взносов получает Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФР). Он гарантирует каждому работнику, достигшему пенсионного возраста, начисление и выплату трудовой пенсии в размере, соответствующем страховым взносам, учтенным на его персональном счете в ПФР.
Пенсионный фонд РФ был создан в 1990 г. постановлением ВС РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР», что обосновывалось необходимостью реформирования системы социального обслуживания граждан РФ и изменением экономической и политической модели государства [11].
В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. Принятый в 1990 году Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» ввел новый для нашего общества принцип финансирования выплаты пенсии - за счет специализированных внебюджетных средств, образующихся из страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и работающих граждан. В стране возникла совершенно иная система государственного пенсионного обеспечения.
В России перестроили принципы финансирования выплаты пенсий: вместо выплат из государственного бюджета по остаточному принципу была предпринята попытка создания пенсионной системы, основанной на выплате пенсии за счет средств пенсионного страхования [11].
Однако данная модель имела ряд существенных недостатков: отсутствовала связь пенсионных накоплений с суммой заработной платы застрахованного, не было стимулов у работающего населения - для создания пенсионных накоплений, а у работодателей - полной и честной уплаты взносов. Все эти факторы привели к необходимости ввода новой модели пенсионного страхования, что и произошло в 2002 г.
С целью преодоления такой ситуации с 1 января 2002 года в Российской Федерации осуществляется реформа системы пенсионного обеспечения: страховые взносы теперь было необходимо уплачивать в составе единого социального налога [1, 6].
Реализация реформы началась с радикального изменения всего предшествовавшего законодательства, которое должно было регулировать как формирование пенсионных прав застрахованных лиц (принципы уплаты обязательных пенсионных отчислений от заработка/дохода), так и выполнение государственных пенсионных обязательств (порядок и условия назначения и выплаты пенсий). Перемены коснулись и ставки страхового взноса. В период уплаты единого социального налога - с 2002 по 2010 гг. - тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд были самыми низкими в истории нашей страны и составляли от 8 до 11 %.
Следует отметить, что за ставку тарифа была взята ставка, используемая для всех налогоплательщиков-работодателей, производящих выплаты наемным работникам, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств. В частности, был выбран показатель для лиц 1967 года рождения и моложе.
Общая градация динамики ставки тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1991 по 2016 гг. представлена на графике (рис. 1).
Максимальным значением тарифов страховых взносов стал тариф, равный 31,2 %. Объясняется это тем, что первый бюджет ПФР формировался в сложных экономических условиях. Компенсировать неблагоприятное положение предполагалось повышенной ставкой взносов. Впоследствии она была снижена по причине острого кризиса неплатежей, что в дальнейшем привело к нежизнеспособности пенсионной системы: доходы Пенсионного фонда росли намного медленнее, чем цены, и индексация пенсий не поспевала за инфляцией.
После отмены уплаты единого социального налога процентная ставка страховых взносов в Пенсионный фонд резко повысилась и в настоящее время тариф пенсионных взносов составляет 22 %.
Достаточно долго просуществовала система льготных тарифов для сельскохозяйственных организаций [3, 5, 9].
Рисунок 1 - Динамика ставки тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, %
Для достижения сбалансированной и прозрачной пенсионной системы Президентом и Правительством Российской Федерации разработан комплекс мероприятий, применение которых позволит через 10-15 лет создать все необходимые условия для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка на уровне 40 % при наличии 30летнего стажа [11].
Действия правительства России в области пенсионного страхования привели к тому, что население России стало активно готовиться к выходу на пенсию уже на протяжении своей трудовой деятельности, для чего люди стали грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом, негосударственными структурами.
На второй позиции по значимости для населения страны являются отчисления в фонд социального страхования. С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования РФ.
В рамках своей деятельности ФСС осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.
С 1 января 2001 г., в связи с принятием и введением в действие части второй Налогового кодекса РФ, контроль за поступлением страховых взносов по государственному социальному страхованию (в виде единого социального налога) стали осуществлять налоговые органы, а контроль за расходованием этих средств продолжал исполнять ФСС.
Взносы, перечисляемые работодателем в Фонд социального страхования, идут на компенсацию предусмотренных законом страховых случаев: это оплата больничных листов, декретных пособий, единовременной помощи в случае рождения или смерти.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета [10].
Начиная с 1991 года, ставка страховых взносов была 5,4 % .Ее величина продержалась до 1997 года. Следует заметить, что это была наибольшая ставка страхового взноса. Затем, в 1998-1999 гг. ставка снизилась до 4,9 %. В 2001-2002 годах произошло новое понижение ставки социального страхования на 0,5 % и она снизилась до 4,4 %. Начиная с 2002 года и по настоящее время, ставка платежей по отчислениям в фонд социального страхования составляет 2,9 % (рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика ставки тарифа страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, %
Начавшиеся в конце 80-х годов политические и экономические изменения затронули и медицинскую сферу, поэтому помимо пенсионного и социального страхования система внебюджетных фондов обязательного страхования была дополнена фондами обязательного медицинского страхования (в соответствии с принятым в 1993 г. Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании») и Фондом занятости (в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения»).
16 июня 1999 г. был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», который закрепил основные принципы функционирования системы обязательного страхования в России. А в январе 2000 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Страховщиком по данному виду страхования является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фонд обязательного медицинского страхования предоставляет всем гражданам страны, независимо от места проживания, возможность получить помощь врачей и необходимые лекарства за счет фонда [10].
Ставка в ФОМС так же, как и ставка в ФСС, не была стабильной на протяжении 25 лет. Ее изменения заметны начиная с 1991-2001 гг., когда процент был равен 3,6. Начиная с 2003 г. и по 2011 г. ставка держалась в размере 3,1 %, а с 2012 г. ставка в ФОМС выросла и в настоящее время составляет 5,1 % (рис. 3).
Рисунок 3 - Динамика ставки тарифа страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, %
Таким образом, исходя из представленных данных по двум графикам: ФСС РФ и ФОМС РФ можно сделать вывод, что наиболее стабильной была ставка у фонда обязательного медицинского страхования, которая долгие годы была неизменной в отличие от социального страхования. На наш взгляд, это связано со стремлением государства, а также самих граждан поддерживать уровень сохранности здоровья на предприятиях, труд персонала которых имеет повышенный риск травматизма или профессиональных заболеваний.
Совершенствование системы страховых взносов, регулярное приведение ее в соответствие с уровнем социальных потребностей является значимой задачей экономической политики в Российской Федерации. Одним из последних таких изменений выступает принятие Федерального Закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно данному Федеральному Закону с 1 января 2017 года вводится в действие глава 34 НК РФ «Страховые взносы», в результате чего администратором страховых взносов становится Федеральная Налоговая Служба, так же, как это было в период действия единого социального налога [7]. Такое положение неизбежно вызывает стремление сравнить систему, действовавшую с 2002 по 2010 гг. с вводимой в действие системой.
Почему отменили ЕСН? Причин тому оказалось несколько:
- не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
- взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
- значительно возросла нагрузка на налоговые органы.
- фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.
С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах.» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший