Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4549
Скачиваний: 117
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
51
здравоохранении, образовании и др.). Государство также содействует распространению в
экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирова-
ния и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).
8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С одной сто-
роны, государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим
социальную стабильность, поддержание экологического равновесия. С другой стороны,
только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных
воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.
9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство
организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощре-
ние инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.
10. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные
власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том
числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.). Госу-
дарство содействует рациональному размещению научно-технического и инновационного
потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравнива-
нию условий распространения инноваций по территории страны.
11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в
рамках выбранных общеэкономической и инновационной стратегий стимулирует междуна-
родную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует междуна-
родный трансфер инноваций.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ.
В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Пре-
зидента. В 1995 году при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике,
являющийся консультативным органом.
Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации –
имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной дея-
тельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы
по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и обра-
зованию.
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-
технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-
технической политике, которую возглавляет Председатель Правительства. Основными
функциями комиссии является обеспечение согласованной работы федеральных органов
исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии
наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-
технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических
достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях
рыночной экономики.
Центральными органами исполнительной власти, обеспечивающими формирование и
практическую реализацию государственной и научно-технической политики по созданию и
развитию научно-технического потенциала, являются министерства, ответственные за раз-
витие промышленности и науки, в частности Министерство образования и науки РФ. Основ-
ные задачи данного органа исполнительной власти:
– организация научно-технического прогнозирования;
– выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники;
– разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации
выбранных приоритетов;
– разработка государственных научно-технических программ и проектов;
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
52
– методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-
технических программ;
– финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
– создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельно-
сти;
– формирование соответствующих систем экономического стимулирования и органи-
зационных структур;
– создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследо-
ваний;
– обеспечение формирования государственной политики в области международных
связей в сфере науки и техники и др.
Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного
воздействия на экономику разрабатывает государственную инновационную политику, опре-
деляет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает
основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию
инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по раз-
витию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению внеочередных социально-эко-
номических проблем.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
53
ГЛАВА 6
Маркетинг инноваций
6.1. Определение и задачи маркетинга
6.2. Объекты маркетингового анализа
6.3. Этапы маркетингового исследования
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
54
6.1. Определение и задачи маркетинга
Успех реализации любой инновации зависит от востребованности в ней той сферы,
на которую они ориентированы или в которой она может проявить свой положительный
экономический эффект. Обычно в условиях промышленного производства вопросы анализа
рынка сбыта и потребления товаров и его влияния на процесс разработки и производства
изделий исследуют специалисты экономических служб, используя теорию маркетинга (от
английского слова market [ma:kit] – рынок, сбыт, торговля).
В условиях рыночной экономики теория маркетинга является основополагающей при
организации и управлении любым производством товаров и услуг. Обычно эти вопросы
рассматриваются в рамках специальных маркетинговых отделов специалистами–маркето-
логами, которые готовят свои рекомендации для руководителей других отделов и управля-
ющих предприятием в целом.
При реализации инновационного процесса эти задачи приходится решать не только
экономистам, но и инженерам-разработчикам новых инноваций и организаторам производ-
ства с целью выявления и согласования наиболее важных потребительских свойств нового
товара или услуги и их конкурентоспособности с тем, что имеется в этот момент на рынке.
Учитывая эти обстоятельства, в рамках инновационного менеджмента необходимо исполь-
зовать приемы маркетингового исследования. В связи с этим рассмотрим основные положе-
ния теории маркетинга применительно к рассматриваемой проблеме.
Маркетинг – это экономический анализ, направленный на выявление потенциальных
рынков сбыта при их долгосрочном прогнозе с учетом потребностей, а также проспектов
организации в области исследований и приспособления производства к возникающим или
ожидаемым ситуациям.
Главная задача маркетинга – изучение рынка, которая должна дать ответ на 6 вопросов
[8].
1. Что продается (анализ или услуги)?
2. Кому продается (изучение потребителя или пользователя)?
3. Как продается (анализ каналов сбыта)?
4. Кто мешает продавать (изучение конкуренции по горизонтали и вертикали)?
5. Каковы непредвиденные случайности, с которыми может столкнуться производи-
тель (анализ различных состояний экономической конъюнктуры)?
6. Как добиться увеличения сбыта товаров (изучение путей, по которым надо идти, и
средств, которые следует применять)?
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
55
6.2. Объекты маркетингового анализа
Переходя к терминологии экономических категорий, целесообразно выделить 6 основ-
ных понятий (объектов) маркетинга: 1) товар; 2) потребители и пользователи; 3) сбыт; 4) кон-
куренция; 5) конъюнктурные колебания; 6) стимулирование сбыта. Анализ каждого понятия
определяет группу задач маркетинга, решение которых позволяет дать ответы на приведен-
ные в предыдущем параграфе вопросы и внести необходимые коррективы в инновационную
идею предлагаемого продукта на протяжении всего жизненного цикла.
Рассмотрим более подробно все шесть объектов маркетингового анализа [8].
1. Товар. Это главный объект анализа, позволяющий сделать заключение о правильно-
сти выбора стратегии всех структур и служб предприятия по вопросам:
• разработки, испытаний и запуска в производство новых товаров;
• улучшения существующих товаров;
• нового применения старых товаров;
• прекращения производства данного товара или сокращения партии выпуска;
• упаковки товаров и их соответствия стандарту;
• названия товаров.
2. Потребители или пользователи. Производство товара или предоставление услуги
осуществляется лишь с целью продажи. Необходимо стремиться к устранению опасности,
состоящей в том, что некоторые руководители предприятий считают свой личный вкус кри-
терием, не подлежащим обсуждению.
Для этого приходится участвовать в проведении опросов случайных или постоянных
потребителей, розничных торговцев; анализе мотивации; исследованиях рынка на уровне
потребителя или пользователя по регионам; национального богатства по регионам, депар-
таментам и городам; составлении кратко-, средне– и долгосрочных прогнозов по рынкам,
ценам, способам покупки и т.д.
3. Сбыт. Чтобы дойти от производителя до конкретного потребителя, товар промыш-
ленного назначения или услуга следуют по каналам сбыта, которые имеют собственные
характеристики и могут сильно различаться; этим подчеркивается важность правильного
выбора средств. В этом случае приходится участвовать:
• в анализе типов складов, соответствующих допустимой структуре потребительских
цен;
• разработке методов сбыта или торговой политики;
• определении торговой наценки у оптовиков и розничных торговцев;
• изучении торговых издержек;
• выборе каналов сбыта;
• определении мотивации розничных торговцев и оптовиков;
• подготовке агентов по коммерческим услугам.
4. Конкуренция. Изучение конкуренции во всех ее видах заставляет обратить внима-
ние не только на предприятия, которые производят аналогичные товары (конкуренция по
горизонтали), но особенно на предприятия, которые производят товары и оказывают услуги,
способные занять их место (конкуренция по вертикали). В связи с этим следует проанали-
зировать конкуренцию на уровне:
• потребителей, оптовиков и розничных торговцев;
• рынков: внутренних, региональных, городских, а также постоянных клиен-
тов-поставщиков.
Для этого целесообразно создавать картотеку на постоянных конкурентов на уровне
внутреннего, регионального, городского рынка и картотеку на клиентов: даются финансо-