Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4549

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

51

здравоохранении, образовании и др.). Государство также содействует распространению в

экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирова-

ния и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).

8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С одной сто-

роны, государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим

социальную  стабильность,  поддержание  экологического  равновесия.  С  другой  стороны,

только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных

воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.

9.  Повышение  общественного  статуса  инновационной  деятельности.  Государство

организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощре-

ние инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.

10. Региональное регулирование инновационных процессов.  Федеральные и местные

власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том

числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.). Госу-

дарство содействует рациональному размещению научно-технического и инновационного

потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравнива-

нию условий распространения инноваций по территории страны.

11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в

рамках выбранных общеэкономической и инновационной стратегий стимулирует междуна-

родную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует междуна-

родный трансфер инноваций.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ.

В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Пре-

зидента. В 1995 году при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике,

являющийся консультативным органом.

Органы  законодательной  власти  РФ  –  Государственная  Дума  и  Совет  Федерации  –

имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной дея-

тельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы

по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и обра-

зованию.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-

технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-

технической  политике,  которую  возглавляет  Председатель  Правительства.  Основными

функциями  комиссии  является  обеспечение  согласованной  работы  федеральных  органов

исполнительной  власти  и  исполнительных  органов  субъектов  РФ,  Российской  академии

наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-

технической  политики,  стимулирование  реализации  в  производстве  научно-технических

достижений,  определение  путей  реформирования  научно-технической  сферы  в  условиях

рыночной экономики.

Центральными органами исполнительной власти, обеспечивающими формирование и

практическую реализацию государственной и научно-технической политики по созданию и

развитию научно-технического потенциала, являются министерства, ответственные за раз-

витие промышленности и науки, в частности Министерство образования и науки РФ. Основ-

ные задачи данного органа исполнительной власти:

– организация научно-технического прогнозирования;

– выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники;

– разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации

выбранных приоритетов;

– разработка государственных научно-технических программ и проектов;


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

52

– методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-

технических программ;

– финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;

– создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельно-

сти;

– формирование соответствующих систем экономического стимулирования и органи-

зационных структур;

– создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследо-

ваний;

– обеспечение формирования государственной политики в области международных

связей в сфере науки и техники и др.

Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного

воздействия на экономику разрабатывает государственную инновационную политику, опре-

деляет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает

основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию

инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по раз-

витию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению внеочередных социально-эко-

номических проблем.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

53

 

ГЛАВА 6

Маркетинг инноваций

 

6.1. Определение и задачи маркетинга

6.2. Объекты маркетингового анализа

6.3. Этапы маркетингового исследования


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

54

 

6.1. Определение и задачи маркетинга

 

Успех реализации любой инновации зависит от востребованности в ней той сферы,

на которую они ориентированы или в которой она может проявить свой положительный

экономический эффект. Обычно в условиях промышленного производства вопросы анализа

рынка сбыта и потребления товаров и его влияния на процесс разработки и производства

изделий исследуют специалисты экономических служб, используя теорию маркетинга (от

английского слова market [ma:kit] – рынок, сбыт, торговля).

В условиях рыночной экономики теория маркетинга является основополагающей при

организации  и  управлении  любым  производством  товаров  и  услуг.  Обычно  эти  вопросы

рассматриваются в рамках специальных маркетинговых отделов специалистами–маркето-

логами, которые готовят свои рекомендации для руководителей других отделов и управля-

ющих предприятием в целом.

При реализации инновационного процесса эти задачи приходится решать не только

экономистам, но и инженерам-разработчикам новых инноваций и организаторам производ-

ства с целью выявления и согласования наиболее важных потребительских свойств нового

товара или услуги и их конкурентоспособности с тем, что имеется в этот момент на рынке.

Учитывая эти обстоятельства, в рамках инновационного менеджмента необходимо исполь-

зовать приемы маркетингового исследования. В связи с этим рассмотрим основные положе-

ния теории маркетинга применительно к рассматриваемой проблеме.

Маркетинг – это экономический анализ, направленный на выявление потенциальных

рынков сбыта при их долгосрочном прогнозе с учетом потребностей, а также проспектов

организации в области исследований и приспособления производства к возникающим или

ожидаемым ситуациям.

Главная задача маркетинга – изучение рынка, которая должна дать ответ на 6 вопросов

[8].

1. Что продается (анализ или услуги)?

2. Кому продается (изучение потребителя или пользователя)?

3. Как продается (анализ каналов сбыта)?

4. Кто мешает продавать (изучение конкуренции по горизонтали и вертикали)?

5. Каковы непредвиденные случайности, с которыми может столкнуться производи-

тель (анализ различных состояний экономической конъюнктуры)?

6. Как добиться увеличения сбыта товаров (изучение путей, по которым надо идти, и

средств, которые следует применять)?


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

55

 

6.2. Объекты маркетингового анализа

 

Переходя к терминологии экономических категорий, целесообразно выделить 6 основ-

ных понятий (объектов) маркетинга: 1) товар; 2) потребители и пользователи; 3) сбыт; 4) кон-

куренция; 5) конъюнктурные колебания; 6) стимулирование сбыта. Анализ каждого понятия

определяет группу задач маркетинга, решение которых позволяет дать ответы на приведен-

ные в предыдущем параграфе вопросы и внести необходимые коррективы в инновационную

идею предлагаемого продукта на протяжении всего жизненного цикла.

Рассмотрим более подробно все шесть объектов маркетингового анализа [8].

1. Товар. Это главный объект анализа, позволяющий сделать заключение о правильно-

сти выбора стратегии всех структур и служб предприятия по вопросам:

• разработки, испытаний и запуска в производство новых товаров;

• улучшения существующих товаров;

• нового применения старых товаров;

• прекращения производства данного товара или сокращения партии выпуска;

• упаковки товаров и их соответствия стандарту;

• названия товаров.

2. Потребители или пользователи. Производство товара или предоставление услуги

осуществляется лишь с целью продажи. Необходимо стремиться к устранению опасности,

состоящей в том, что некоторые руководители предприятий считают свой личный вкус кри-

терием, не подлежащим обсуждению.

Для этого приходится участвовать в проведении опросов случайных или постоянных

потребителей, розничных торговцев; анализе мотивации; исследованиях рынка на уровне

потребителя или пользователя по регионам; национального богатства по регионам, депар-

таментам и городам; составлении кратко-, средне– и долгосрочных прогнозов по рынкам,

ценам, способам покупки и т.д.

3. Сбыт. Чтобы дойти от производителя до конкретного потребителя, товар промыш-

ленного  назначения  или  услуга  следуют  по  каналам  сбыта,  которые  имеют  собственные

характеристики и могут сильно различаться; этим подчеркивается важность правильного

выбора средств. В этом случае приходится участвовать:

• в анализе типов складов, соответствующих допустимой структуре потребительских

цен;

• разработке методов сбыта или торговой политики;

• определении торговой наценки у оптовиков и розничных торговцев;

• изучении торговых издержек;

• выборе каналов сбыта;

• определении мотивации розничных торговцев и оптовиков;

• подготовке агентов по коммерческим услугам.

4. Конкуренция. Изучение конкуренции во всех ее видах заставляет обратить внима-

ние не только на предприятия, которые производят аналогичные товары (конкуренция по

горизонтали), но особенно на предприятия, которые производят товары и оказывают услуги,

способные занять их место (конкуренция по вертикали). В связи с этим следует проанали-

зировать конкуренцию на уровне:

• потребителей, оптовиков и розничных торговцев;

•  рынков:  внутренних,  региональных,  городских,  а  также  постоянных  клиен-

тов-поставщиков.

Для этого целесообразно создавать картотеку на постоянных конкурентов на уровне

внутреннего, регионального, городского рынка и картотеку на клиентов: даются финансо-