Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3890

Скачиваний: 107

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

41

 

5.1. Роль инноваций в социально-

экономическом развитии страны

 

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана

в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Наибо-

лее существенное влияние инновационной деятельности проявляется в следующих направ-

лениях [14].

1. Влияние инноваций на макроэкономические показатели.

Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов.

Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве

первичных ресурсов – рабочей силы, материальных составляющих, земли и т.д. Под интен-

сивными факторами – повышение качества применяемых ресурсов и увеличение интенсив-

ности их использования. В современную эпоху возможности роста выпуска продукции и

услуг путем повышения занятости трудоспособного населения и вовлечения в экономиче-

ский оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Решающее

значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В свою очередь

рост квалификации кадров и производительности труда, эффективности материалов и обо-

рудования  определяется  достижениями  науки  и  техники,  передовым  опытом  и  степенью

их использования в хозяйстве, т.е. распространением нововведений. Вклад научно-техниче-

ского прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран состав-

ляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

2. Воздействие на структуру общественного производства. Под влиянием инноваци-

онных процессов меняется и структура экономики. За счет роста эффективности использо-

вания ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельно-

сти. Так, сокращается доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в

сфере услуг. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних про-

изводств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.

3. Развитие новых, более динамичных, форм организации производства и системы

государственного регулирования. Инновации изменяют также экономическую организацию

общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (напри-

мер, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Про-

исходят  сдвиги  в  структуре  и  реализации  различных  форм  собственности.  Развиваются

технологии  управления:  вертикальные  воздействия  во  все  большей  мере  дополняются  и

заменяются горизонтальными связями.

4. Изменение структуры потребления. Воздействие инновационных процессов испы-

тывает не только производство, но и практически все стороны общественной жизни. Совер-

шенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ.

5. Влияние инноваций на социальную стабильность. Инновационные процессы приоб-

ретают все большее социальное значение. Наряду с тем, что уже отмеченный генерируемый

инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, иннова-

ции способствуют также решению проблем занятости путем создания новых высокоопла-

чиваемых рабочих мест. Это в свою очередь способствует повышению уровня образования

и здравоохранения.

6. Улучшение экологического состояния в стране. Интенсивность инновационных про-

цессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. Научно-техни-

ческие достижения в виде инноваций позволяют уменьшить использование невосполнимых

ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребле-


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

42

ния. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции

устойчивого развития в XXI в., предусматривающей стабильное экологическое равновесие.

7. Развитие международного научного, технического и экономического сотрудниче-

ства. Кооперация различных стран в инновационной сфере наблюдается в различных фор-

мах – объединении ресурсов с целью получения новых научно-технических результатов,

международном трансфере технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной

форме, создании мировой научно-инновационной инфраструктуры, распространении инно-

ваций, имеющих глобальный характер по самой своей сути. При современных масштабах

научно-технического прогресса многие инновационные проекты не под силу осуществить

одной, даже наиболее развитой стране. Однако полноценная интеграция в мировые иннова-

ционные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технологической

базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень

и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее

позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных спе-

циалистов. Эта позиция во все меньшей степени определяется преимуществами, которые

дает обладание природными ресурсами, или другими временными преимуществами экстен-

сивного характера и во все большей степени – инновациями, обеспечивающими конкурен-

тоспособность продукции.

8. Влияние инновационной политики на национальную безопасность. Способность к

инновациям  в  настоящее  время  стала  одной  из  важнейших  составляющих  безопасности

государств. Это положение имеет как внешний, так и внутренний аспекты. Что касается

международного аспекта, речь здесь идет об обеспечении научно-технологической безопас-

ности, т.е. наличии у страны достаточно мощного научно-инновационного потенциала, поз-

воляющего  противостоять  любому  диктату  извне,  связанному  с  ограничением  доступа  к

передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических цепей. Осо-

бенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления оборо-

носпособности страны. Внутренний аспект вопроса связан с распространением нововведе-

ний, позволяющих предотвратить катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты,

другие противоправные действия, а также свести к минимуму их негативные последствия.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

43

 

5.2. Виды государственного регулирования

инновационной деятельности

 

Учитывая  важность  инноваций  для  развития  государства,  во  всех  ведущих  стра-

нах мира разработаны различные механизмы регулирования инновационной деятельности,

которые могут быть объединены в рамках организационных, экономических, финансовых и

нормативно-правовых условий (факторов) их проявления:

1. Организационные факторы государственного регулирования инновационной дея-

тельности:

– государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и

региональные инновационные программы;

– содействие развитию инновационной инфраструктуры;

– кадровая поддержка инновационной деятельности;

– содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осу-

ществляющих инновационную деятельность;

–  информационная  поддержка  инновационной  деятельности  (обеспечение  свободы

доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к

сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой

для инновационной деятельности и др.);

– содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ

в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

– защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в междуна-

родных организациях.

2. Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созда-

нию, освоению и распространению инноваций:

– развитие рыночных отношений;

–  проведение  налоговой  политики  и  политики  ценообразования,  способствующих

росту предложения на рынке инноваций;

– обеспечение финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям,

осваивающим и распространяющим инновации;

– содействие модернизации техники;

– развитие лизинга наукоемкой продукции;

– активизация предпринимательства;

– пресечение недобросовестной конкуренции;

– поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

– развитие экспортного потенциала страны;

– внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для

инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

3. Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельно-

сти:

– проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной

деятельности;

–  направление  в  инновационную  сферу  государственных  ресурсов  и  повышение

эффективности их использования;

–  выделение  прямых  государственных  инвестиций  для  реализации  инновационных

программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для част-

ных инвесторов;

– создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

44

– предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным

инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;

– снижение субъектам РФ отчислений налогов в федеральный бюджет в случае исполь-

зования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных

программ и проектов.

4. Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной

деятельности:

– установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятель-

ности;

– гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в

частности охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности

прав, как права интеллектуальной собственности.

Для  обеспечения  эффективной  системы  управления  инновационной  деятельности

необходимо реализовать в ближайшие годы следующие принципы государственной иннова-

ционной политики:

– опору на отечественный научный потенциал;

– свободу научного творчества, последовательную демократизацию научной сферы,

открытость и гласность при формировании и реализации научной политики;

– стимулирование развития фундаментальных научных исследований;

– сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;

– создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки

и техники, стимулирование и поддержку инновационной деятельности;

– создание условий для организации научных исследований и разработок с целью обес-

печения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны;

– интеграцию науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифи-

цированных научных кадров всех уровней;

– защиту прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и госу-

дарства;

– обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свобод-

ного обмена ею;

– развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различ-

ных форм собственности, поддержку малого инновационного предпринимательства;

–  формирование  экономических  условий  для  широкого  использования  достижений

науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-техниче-

ских достижений;

–  повышение  престижности  научного  труда,  создание  достойных  условий  жизни  и

работы ученых и специалистов;

Основы инновационной политики государства закладываются путем принятия свода

законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической

ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права,

обязанности  и  ответственность.  Законодательство  должно  стать  основным  регулятором

инновации и научно-технической деятельности.

В  современных  условиях  нормативно-правовое  регулирование  инновационной  дея-

тельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов,

которые бы обеспечивали:

– заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и част-

ных лиц во вложении значительной части своих доходов в инновационную деятельность

путем льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации

продуктов инновационной деятельности;


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

45

– заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инно-

вационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке

путем освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов;

– возможность получения гарантированного и льготного кредита участниками инно-

вационной деятельности;

– обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности как научных коллекти-

вов, так и отдельных ученых и разработчиков;

– обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как испол-

нителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти

процессы.

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятель-

ность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках нало-

говой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).

Прямое регулирование включает прежде всего бюджетное финансирование научной

сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор

приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного

заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).

Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает

уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях

и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благо-

приятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на иннова-

ционную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса и престижа

образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.

Таким  образом,  ключевым  элементом  реформирования  системы  государственного

управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансиро-

вания, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:

– выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследова-

тельских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его рас-

ходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до

уровня, характерного для высокоразвитых стран;

– обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии

наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных

наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных

наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций,

работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных универси-

тетов и других высших учебных заведений, научных библиотек, музеев и информационных

центров;

– обеспечение множественности источников финансирования научно-исследователь-

ских и опытно-конструкторских работ путем активной поддержки целевых государственных

фондов;

– создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышлен-

ными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;

– развитие конкурсных принципов распределения средств на научные программы и

проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к кон-

тролю за использованием средств;

– поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических

и опытно-конструкторских разработок;

– введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной

деятельности;