Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4555
Скачиваний: 117
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
41
5.1. Роль инноваций в социально-
экономическом развитии страны
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана
в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Наибо-
лее существенное влияние инновационной деятельности проявляется в следующих направ-
лениях [14].
1. Влияние инноваций на макроэкономические показатели.
Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов.
Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве
первичных ресурсов – рабочей силы, материальных составляющих, земли и т.д. Под интен-
сивными факторами – повышение качества применяемых ресурсов и увеличение интенсив-
ности их использования. В современную эпоху возможности роста выпуска продукции и
услуг путем повышения занятости трудоспособного населения и вовлечения в экономиче-
ский оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Решающее
значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В свою очередь
рост квалификации кадров и производительности труда, эффективности материалов и обо-
рудования определяется достижениями науки и техники, передовым опытом и степенью
их использования в хозяйстве, т.е. распространением нововведений. Вклад научно-техниче-
ского прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран состав-
ляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.
2. Воздействие на структуру общественного производства. Под влиянием инноваци-
онных процессов меняется и структура экономики. За счет роста эффективности использо-
вания ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельно-
сти. Так, сокращается доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в
сфере услуг. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних про-
изводств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.
3. Развитие новых, более динамичных, форм организации производства и системы
государственного регулирования. Инновации изменяют также экономическую организацию
общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (напри-
мер, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Про-
исходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются
технологии управления: вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и
заменяются горизонтальными связями.
4. Изменение структуры потребления. Воздействие инновационных процессов испы-
тывает не только производство, но и практически все стороны общественной жизни. Совер-
шенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ.
5. Влияние инноваций на социальную стабильность. Инновационные процессы приоб-
ретают все большее социальное значение. Наряду с тем, что уже отмеченный генерируемый
инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, иннова-
ции способствуют также решению проблем занятости путем создания новых высокоопла-
чиваемых рабочих мест. Это в свою очередь способствует повышению уровня образования
и здравоохранения.
6. Улучшение экологического состояния в стране. Интенсивность инновационных про-
цессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. Научно-техни-
ческие достижения в виде инноваций позволяют уменьшить использование невосполнимых
ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребле-
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
42
ния. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции
устойчивого развития в XXI в., предусматривающей стабильное экологическое равновесие.
7. Развитие международного научного, технического и экономического сотрудниче-
ства. Кооперация различных стран в инновационной сфере наблюдается в различных фор-
мах – объединении ресурсов с целью получения новых научно-технических результатов,
международном трансфере технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной
форме, создании мировой научно-инновационной инфраструктуры, распространении инно-
ваций, имеющих глобальный характер по самой своей сути. При современных масштабах
научно-технического прогресса многие инновационные проекты не под силу осуществить
одной, даже наиболее развитой стране. Однако полноценная интеграция в мировые иннова-
ционные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технологической
базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень
и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее
позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных спе-
циалистов. Эта позиция во все меньшей степени определяется преимуществами, которые
дает обладание природными ресурсами, или другими временными преимуществами экстен-
сивного характера и во все большей степени – инновациями, обеспечивающими конкурен-
тоспособность продукции.
8. Влияние инновационной политики на национальную безопасность. Способность к
инновациям в настоящее время стала одной из важнейших составляющих безопасности
государств. Это положение имеет как внешний, так и внутренний аспекты. Что касается
международного аспекта, речь здесь идет об обеспечении научно-технологической безопас-
ности, т.е. наличии у страны достаточно мощного научно-инновационного потенциала, поз-
воляющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к
передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических цепей. Осо-
бенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления оборо-
носпособности страны. Внутренний аспект вопроса связан с распространением нововведе-
ний, позволяющих предотвратить катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты,
другие противоправные действия, а также свести к минимуму их негативные последствия.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
43
5.2. Виды государственного регулирования
инновационной деятельности
Учитывая важность инноваций для развития государства, во всех ведущих стра-
нах мира разработаны различные механизмы регулирования инновационной деятельности,
которые могут быть объединены в рамках организационных, экономических, финансовых и
нормативно-правовых условий (факторов) их проявления:
1. Организационные факторы государственного регулирования инновационной дея-
тельности:
– государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и
региональные инновационные программы;
– содействие развитию инновационной инфраструктуры;
– кадровая поддержка инновационной деятельности;
– содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осу-
ществляющих инновационную деятельность;
– информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы
доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к
сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой
для инновационной деятельности и др.);
– содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ
в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
– защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в междуна-
родных организациях.
2. Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созда-
нию, освоению и распространению инноваций:
– развитие рыночных отношений;
– проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих
росту предложения на рынке инноваций;
– обеспечение финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям,
осваивающим и распространяющим инновации;
– содействие модернизации техники;
– развитие лизинга наукоемкой продукции;
– активизация предпринимательства;
– пресечение недобросовестной конкуренции;
– поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;
– развитие экспортного потенциала страны;
– внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для
инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.
3. Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельно-
сти:
– проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной
деятельности;
– направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение
эффективности их использования;
– выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных
программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для част-
ных инвесторов;
– создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
44
– предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным
инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;
– снижение субъектам РФ отчислений налогов в федеральный бюджет в случае исполь-
зования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных
программ и проектов.
4. Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной
деятельности:
– установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятель-
ности;
– гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в
частности охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности
прав, как права интеллектуальной собственности.
Для обеспечения эффективной системы управления инновационной деятельности
необходимо реализовать в ближайшие годы следующие принципы государственной иннова-
ционной политики:
– опору на отечественный научный потенциал;
– свободу научного творчества, последовательную демократизацию научной сферы,
открытость и гласность при формировании и реализации научной политики;
– стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
– сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
– создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки
и техники, стимулирование и поддержку инновационной деятельности;
– создание условий для организации научных исследований и разработок с целью обес-
печения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны;
– интеграцию науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифи-
цированных научных кадров всех уровней;
– защиту прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и госу-
дарства;
– обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свобод-
ного обмена ею;
– развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различ-
ных форм собственности, поддержку малого инновационного предпринимательства;
– формирование экономических условий для широкого использования достижений
науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-техниче-
ских достижений;
– повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и
работы ученых и специалистов;
Основы инновационной политики государства закладываются путем принятия свода
законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической
ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права,
обязанности и ответственность. Законодательство должно стать основным регулятором
инновации и научно-технической деятельности.
В современных условиях нормативно-правовое регулирование инновационной дея-
тельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов,
которые бы обеспечивали:
– заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и част-
ных лиц во вложении значительной части своих доходов в инновационную деятельность
путем льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации
продуктов инновационной деятельности;
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
45
– заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инно-
вационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке
путем освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов;
– возможность получения гарантированного и льготного кредита участниками инно-
вационной деятельности;
– обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности как научных коллекти-
вов, так и отдельных ученых и разработчиков;
– обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как испол-
нителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти
процессы.
По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятель-
ность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках нало-
говой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).
Прямое регулирование включает прежде всего бюджетное финансирование научной
сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор
приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного
заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).
Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает
уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях
и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благо-
приятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на иннова-
ционную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса и престижа
образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.
Таким образом, ключевым элементом реформирования системы государственного
управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансиро-
вания, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:
– выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследова-
тельских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его рас-
ходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до
уровня, характерного для высокоразвитых стран;
– обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии
наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных
наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных
наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций,
работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных универси-
тетов и других высших учебных заведений, научных библиотек, музеев и информационных
центров;
– обеспечение множественности источников финансирования научно-исследователь-
ских и опытно-конструкторских работ путем активной поддержки целевых государственных
фондов;
– создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышлен-
ными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;
– развитие конкурсных принципов распределения средств на научные программы и
проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к кон-
тролю за использованием средств;
– поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических
и опытно-конструкторских разработок;
– введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной
деятельности;