Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4550
Скачиваний: 117
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
6
ГЛАВА 1
Цель и задачи инновационного менеджмента
1.1. Роль научно-технического прогресса в развитии производства
1.2. Цель инновационного менеджмента
1.3. Предмет и задачи изучения инновационного менеджмента
1.4. Связь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
7
1.1. Роль научно-технического прогресса
(НТП) в развитии производства
Главной отличительной особенностью развития современного производства во всех
отраслях является его всесторонняя ориентация на результаты НТП.
Основной причиной, заставляющей промышленные предприятия в условиях рыноч-
ной экономики вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является ост-
рая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию,
разрабатывающему новую технологию, выпускающему продукцию или оказывающему
какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособ-
ности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать
ситуацию на рынке, учитывая линию поведения основных и потенциальных конкурентов,
появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную
сторону достигнутое на данный момент рыночное равновесие.
Это обусловлено следующими факторами:
1) определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения
новой техники и технологии;
2) необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой тех-
ники и технологии;
3) повышением технического уровня производства;
4) возможностью получения отрицательных результатов;
5) увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при
освоении новой продукции;
6) быстрым моральным старением техники и технологии;
7) объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии
и т.д.
Приоритет в области решения названных проблем принадлежит инновационному
менеджменту, под которым в широком смысле понимается управленческая деятельность,
ориентированная на достижение в производстве нового положительного качества рассмат-
риваемого свойства (продуктового, технологического, информационного, организацион-
ного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординар-
ных управленческих решений.
Слово «менеджмент» происходит от английского слова manage – управлять.
Менеджмент – это искусство ведения дел, управление тем или иным объектом или
процессом [9].
Инновационный менеджмент (ИМ) – управление применением новых научных зна-
ний, технологических и организационных идей.
Упрощенное толкование термина «инновация» – это нововведение.
Анализ понятия «инновации» приводит к выводу, что содержание любой инновации
связано с изменениями, как правило, связанными с использованием новой техники, новых
технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-про-
дажа), внедрением продукции с новыми свойствами, использованием нового сырья или пре-
образованием организационных структур.
На современном этапе инновационный менеджмент в основном ориентирован на
решение следующих проблем:
1. Поиск идеи инновации (захват проекта):
• анализ рынка (внутреннего и внешнего);
• создание информационного банка идей, инвестиционных предложений;
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
8
• поиск региональных и межотраслевых задач.
2. Организация исследования:
• поиск средств финансирования, в том числе инвестиционных проектов с возвратом
денежных средств;
• разработка новых механизмов экономических взаимоотношений;
• создание страховых (рисковых) фондов.
3. Организация конструкторско-технологических проектов:
• преодоление оторванности разработчиков проектов от реальных условий производ-
ства;
• расширение использования CAD-CAM систем.
4. Поиск партнеров в производственной сфере:
• подготовка промышленных предприятий к восприятию инновационных путей;
• переоснащение технической базы производства;
• создание надежных систем обеспечения качества;
• ориентация на наукоемкие изделия и процессы;
• создание новых производственных предприятий, в том числе в составе научных и
образовательных учреждений (льготное налогообложение).
5. Поиск инвестора:
• получение гарантий;
• подготовка научных кадров к работе с инвестором;
• обучение составлению бизнес-плана.
6. Маркетинговые исследования:
• участие в выставках;
• организация рекламы;
• создание специальных групп для проведения маркетинговых исследований;
7. Подготовка кадров:
• индивидуальная подготовка студентов к участию конкретных проектах;
• переподготовка инженерных кадров для предприятий;
• становление новых дисциплин, специализаций и специальностей (маркетинг, инно-
вационный менеджмент, менеджмент в проектной деятельности, инвестиционное планиро-
вание).
8. Компьютерная поддержка всех этапов инновационного менеджмента.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
9
1.2. Цель инновационного менеджмента
Основная цель инновационного менеджмента – управление инновационными про-
цессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения с
помощью адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки,
техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в
инновационном продукте.
Кроме этого, одной из важнейших задач инновационного менеджмента является фор-
мирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск,
подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность органи-
зации.
Основные элементы инновационной среды:
– собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов
или продукт интеллектуального труда;
– товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в каче-
стве потребителя тех или иных новшеств;
– инвесторы, финансирующие весь комплекс работ по обеспечению товаропроизводи-
теля требуемыми новшествами;
– соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие проблемы.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
10
1.3. Предмет и задачи изучения
инновационного менеджмента
Предмет изучения инновационного менеджмента целенаправленные процессы созда-
ния, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социаль-
ных, экономических и технических системах.
Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную с точки зрения ста-
тики систему состояния неопределенности и нестабильности, которое принято характери-
зовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали
реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и ката-
строфу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих органи-
заций все более явственно прослеживается стратегия предупреждения кризисных ситуаций.
Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему
такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.
Предмет изучения инновационного менеджмента – кризисные явления в организации
и сопровождающие их процессы изменений. Цель деятельности менеджмента по иннова-
циям – обеспечение безопасности жизнедеятельности организации в предкризисных, кри-
зисных и посткризисных ситуациях.
Как с теоретической, так и с практической точек зрения очень важно дать четкую фор-
мулировку объекта инновационного менеджмента. Необходимость этого обусловлена тем,
что он является ведущим элементом системы управления нововведениями и, следовательно,
оказывает основное влияние на ее структуру, функции, методы и средства управления, а
также на критерии оценки ее эффективности. В экономической литературе большинство
определений данного понятия характеризуют инновационную деятельность.
Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента
включает два основных аспекта:
• Во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объ-
ективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершен-
ствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он
предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и прак-
тического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное
на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества.
• Во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновацион-
ный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области экс-
плуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих
работы опытного характера на базе широкого использования существующего производ-
ственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, соци-
ального, экономического, правового характера, обеспечивающие реальную заинтересо-
ванность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной
деятельности в организации.
Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаи-
модействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными
исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и
предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе
новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией
НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по
регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение
интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности.