Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4550

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

6

 

ГЛАВА 1

Цель и задачи инновационного менеджмента

 

1.1. Роль научно-технического прогресса в развитии производства

1.2. Цель инновационного менеджмента

1.3. Предмет и задачи изучения инновационного менеджмента

1.4. Связь инновационного менеджмента с другими дисциплинами


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

7

 

1.1. Роль научно-технического прогресса

(НТП) в развитии производства

 

Главной отличительной особенностью развития современного производства во всех

отраслях является его всесторонняя ориентация на результаты НТП.

Основной причиной, заставляющей промышленные предприятия в условиях рыноч-

ной экономики вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является ост-

рая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию,

разрабатывающему  новую  технологию,  выпускающему  продукцию  или  оказывающему

какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособ-

ности  и  получении  прибыли.  Следовательно,  оно  должно  отслеживать  и  прогнозировать

ситуацию на рынке, учитывая линию поведения основных и потенциальных конкурентов,

появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную

сторону достигнутое на данный момент рыночное равновесие.

Это обусловлено следующими факторами:

1) определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения

новой техники и технологии;

2) необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой тех-

ники и технологии;

3) повышением технического уровня производства;

4) возможностью получения отрицательных результатов;

5)  увеличением  затрат  и  ухудшением  экономических  показателей  предприятий  при

освоении новой продукции;

6) быстрым моральным старением техники и технологии;

7) объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии

и т.д.

Приоритет  в  области  решения  названных  проблем  принадлежит  инновационному

менеджменту, под которым в широком смысле понимается управленческая деятельность,

ориентированная на достижение в производстве нового положительного качества рассмат-

риваемого  свойства  (продуктового,  технологического,  информационного,  организацион-

ного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординар-

ных управленческих решений.

Слово «менеджмент» происходит от английского слова manage – управлять.

Менеджмент – это искусство ведения дел, управление тем или иным объектом или

процессом [9].

Инновационный менеджмент (ИМ) – управление применением новых научных зна-

ний, технологических и организационных идей.

Упрощенное толкование термина «инновация» – это нововведение.

Анализ понятия «инновации» приводит к выводу, что содержание любой инновации

связано с изменениями, как правило, связанными с использованием новой техники, новых

технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-про-

дажа), внедрением продукции с новыми свойствами, использованием нового сырья или пре-

образованием организационных структур.

На  современном  этапе  инновационный  менеджмент  в  основном  ориентирован  на

решение следующих проблем:

1. Поиск идеи инновации (захват проекта):

• анализ рынка (внутреннего и внешнего);

• создание информационного банка идей, инвестиционных предложений;


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

8

• поиск региональных и межотраслевых задач.

2. Организация исследования:

• поиск средств финансирования, в том числе инвестиционных проектов с возвратом

денежных средств;

• разработка новых механизмов экономических взаимоотношений;

• создание страховых (рисковых) фондов.

3. Организация конструкторско-технологических проектов:

• преодоление оторванности разработчиков проектов от реальных условий производ-

ства;

• расширение использования CAD-CAM систем.

4. Поиск партнеров в производственной сфере:

• подготовка промышленных предприятий к восприятию инновационных путей;

• переоснащение технической базы производства;

• создание надежных систем обеспечения качества;

• ориентация на наукоемкие изделия и процессы;

• создание новых производственных предприятий, в том числе в составе научных и

образовательных учреждений (льготное налогообложение).

5. Поиск инвестора:

• получение гарантий;

• подготовка научных кадров к работе с инвестором;

• обучение составлению бизнес-плана.

6. Маркетинговые исследования:

• участие в выставках;

• организация рекламы;

• создание специальных групп для проведения маркетинговых исследований;

7. Подготовка кадров:

• индивидуальная подготовка студентов к участию конкретных проектах;

• переподготовка инженерных кадров для предприятий;

• становление новых дисциплин, специализаций и специальностей (маркетинг, инно-

вационный менеджмент, менеджмент в проектной деятельности, инвестиционное планиро-

вание).

8. Компьютерная поддержка всех этапов инновационного менеджмента.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

9

 

1.2. Цель инновационного менеджмента

 

Основная  цель  инновационного  менеджмента  –  управление  инновационными  про-

цессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения с

помощью адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки,

техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в

инновационном продукте.

Кроме этого, одной из важнейших задач инновационного менеджмента является фор-

мирование  среды,  которая  бы  воспроизводила  и  осуществляла  целенаправленный  поиск,

подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность органи-

зации.

Основные элементы инновационной среды:

– собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов

или продукт интеллектуального труда;

– товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в каче-

стве потребителя тех или иных новшеств;

– инвесторы, финансирующие весь комплекс работ по обеспечению товаропроизводи-

теля требуемыми новшествами;

– соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие проблемы.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

10

 

1.3. Предмет и задачи изучения

инновационного менеджмента

 

Предмет изучения инновационного менеджмента целенаправленные процессы созда-

ния, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социаль-

ных, экономических и технических системах.

Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную с точки зрения ста-

тики систему состояния неопределенности и нестабильности, которое принято характери-

зовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали

реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и ката-

строфу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих органи-

заций все более явственно прослеживается стратегия предупреждения кризисных ситуаций.

Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему

такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.

Предмет изучения инновационного менеджмента – кризисные явления в организации

и сопровождающие их процессы изменений. Цель деятельности менеджмента по иннова-

циям – обеспечение безопасности жизнедеятельности организации в предкризисных, кри-

зисных и посткризисных ситуациях.

Как с теоретической, так и с практической точек зрения очень важно дать четкую фор-

мулировку объекта инновационного менеджмента. Необходимость этого обусловлена тем,

что он является ведущим элементом системы управления нововведениями и, следовательно,

оказывает основное влияние на ее структуру, функции, методы и средства управления, а

также на критерии оценки ее эффективности. В экономической литературе большинство

определений данного понятия характеризуют инновационную деятельность.

Развернутое  определение  инновационной  деятельности  как  объекта  менеджмента

включает два основных аспекта:

• Во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объ-

ективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершен-

ствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он

предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и прак-

тического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное

на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества.

•  Во-вторых,  это  использование  комплекса  элементов,  составляющих  инновацион-

ный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области экс-

плуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих

работы  опытного  характера  на  базе  широкого  использования  существующего  производ-

ственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, соци-

ального,  экономического,  правового  характера,  обеспечивающие  реальную  заинтересо-

ванность  работников  различных  категорий  в  масштабах  и  результатах  инновационной

деятельности в организации.

Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаи-

модействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными

исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и

предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе

новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией

НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по

регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение

интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности.