Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4554

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

46

– создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских

ученых в международных проектах;

– создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

47

 

5.3. Выбор государственных приоритетов

в сфере науки и производства

 

В силу ограниченности ресурсов, которые общество и государство могут выделить

на развитие науки, техники и связанных с ними инноваций, возникает проблема опреде-

ления государственных приоритетов в данной области. Приоритетные направления разви-

тия науки и техники – тематические области, которые имеют первостепенное значение для

достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-техниче-

ского развития страны [14]. Они формируются под воздействием прежде всего националь-

ных социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факто-

ров; отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых,

материальных и финансовых ресурсов. В зависимости от масштаба выделяются глобальные

(общемировые), международные (ряда стран) и национальные (отдельных стран) приори-

теты в развитии науки и техники.

Значительно повысить степень объективности при определении приоритетов позво-

лило введение за рубежом понятия "критические технологии".

Под критическими технологиями понимаются такие, "которые носят межотраслевой

характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических обла-

стей или направлений исследований и разработок и вносят в совокупности главный вклад в

решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки и тех-

нологии и без которых реализация приоритетного направления невозможна».

В настоящее время в России разработан и принят перечень критических технологий,

который носит межотраслевой характер и ориентирован на развитие наиболее важных для

страны научно-технических направлений и технологий.

ПЕРЕЧЕНЬ

критических технологий Российской Федерации

•  Авиационная  и  ракетно-космическая  техника  с  использованием

новых технических решений.

• Безопасность атомной энергетики.

• Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные

перевозки и логистические системы.

•  Безопасность  и  контроль  качества  сельскохозяйственного  сырья  и

пищевых продуктов.

• Биологические средства защиты растений и животных.

• Быстрое возведение и трансформация жилья.

• Высокопроизводительные вычислительные системы.

• Генодиагностика и генотерапия.

• Добыча и переработка угля.

•  Информационная  интеграция  и  системная  поддержка  жизненного

цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-CAE-технологии).

• Информационно-телекоммуникационные системы.

• Искусственный интеллект.

• Каталитические системы и технологии.

• Керамические и стекломатериалы.

• Компьютерное моделирование.

• Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии.

• Материалы для микро– и наноэлектроники.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

48

• Мембранные технологии.

• Металлы и сплавы со специальными свойствами.

• Мехатронные технологии.

• Микросистемная техника.

• Мониторинг окружающей среды.

•  Нетрадиционные  возобновляемые  экологически  чистые  источники

энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования.

• Обезвреживание техногенных сред.

•  Обращение  с  радиоактивными  отходами  и  облученным  ядерным

топливом.

• 

Опто-, 

радио– 

и 

акустоэлектроника, 

оптическая 

и

сверхвысокочастотная связь.

•  Оценка,  комплексное  освоение  месторождений  и  глубокая

переработка стратегически важного сырья.

• Переработка и воспроизводство лесных ресурсов.

• Поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и

газа.

• Полимеры и композиты.

•  Прецизионные  и  нанометрические  технологии  обработки,  сборки,

контроля.

•  Природоохранные  технологии,  переработка  и  утилизация

техногенных образований и отходов.

• Прогнозирование биологических и минеральных ресурсов.

• Производство и переработка сельскохозяйственного сырья.

• Производство электроэнергии и тепла на органическом топливе.

• Распознавание образов и анализ изображений.

• Синтез лекарственных средств и пищевых добавок.

• Синтетические сверхтвердые материалы.

• Системы жизнеобеспечения и защиты человека.

•  Снижение  риска  и  уменьшение  последствий  природных  и

техногенных катастроф.

•  Сохранение  и  восстановление  нарушенных  земель,  ландшафтов  и

биоразнообразия.

• Технологии биоинженерии.

• Технологии высокоточной навигации и управления движением.

•  Технологии  глубокой  переработки  отечественного  сырья  и

материалов в легкой промышленности.

• Технологии иммунокоррекции.

• Технологии на основе сверхпроводимости.

• Технологические совмещаемые модули для металлургических мини-

производств.

• Транспортные и судостроительные технологии освоения пространств

и ресурсов Мирового океана.

• Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт.

• Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых

компьютеров.

• Энергосбережения.

• Базовые, критические и специальные технологии.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

49

Выбор приоритетов и селективная поддержка на их основе конкретных направлений

исследований и разработок, а также отдельных научных организаций является основным

элементом государственной научно-технической политики. Приоритетные направления реа-

лизуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распростра-

нению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе

экономики,  по  развитию  фундаментальных  исследований,  научно-техническому  обеспе-

чению социальных программ, международному сотрудничеству. Приоритетные направле-

ния  развития  науки  и  техники,  а  также  перечень  критических  технологий  федерального

уровня в России утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической поли-

тике. Затем формируются государственные научно-технические программы. Финансирова-

ние работ, выполняемых научными организациями по приоритетным направлениям разви-

тия науки и техники, осуществляется целевым назначением Минпромнауки РФ из средств

федерального бюджета (раздел 05 "Фундаментальные исследования и содействие научно-

техническому  прогрессу").  Преимущественной  государственной  поддержкой  пользуются

инновационные процессы в областях, являющихся приоритетными с точки зрения общей

социально-экономической  политики  государства,  а  также  имеющих  первостепенное  зна-

чение  для  достижения  общенациональных  целей.  В  этой  связи  для  России  в  нынешних

условиях  особое  значение  приобретают  инновационные  проекты  в  таких  областях,  как

производство  и  переработка  продовольствия,  топливно-энергетический  комплекс,  химия,

производство  новых  материалов,  инновационно-коммуникационные  системы,  транспорт,

освоение  космического  пространства,  биотехнологии,  рационализация  природопользова-

ния, медицина, социально-культурное развитие.

Выбор приоритетных областей диктуется как мировой практикой, так и спецификой

социально-экономического и культурно-исторического развития страны, остротой проблем

текущего момента. В качестве критериев выбора инновационных приоритетов на государ-

ственном уровне могут выступать:

– совокупная коммерческая эффективность проекта;

– общегосударственная, социальная значимость нововведения;

– степень научной и технической новизны;

– направленность на решение актуальной технической или технологической задачи в

соответствующей области;

–  межотраслевая  направленность,  способность  инновации  дать  импульс  развитию

спектра новых технологий в смежных областях;

– вклад в укрепление позиций страны на международной арене, мировых рынках това-

ров и услуг;

– наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенци-

ала;

– степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения;

– возможность привлечения различных источников финансирования;

– наличие организационно-управленческих механизмов реализации проекта;

– воздействие на состояние окружающей среды;

– уровень риска и др.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

50

 

5.4. Основные функции государственных

органов в инновационной деятельности

 

Указанные характеристики инновационных процессов, а также экономическая и соци-

альная роль государства в современном обществе определяют функции государственных

органов по регулированию инноваций. Наиболее важные из них следующие [14]:

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая кон-

центрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих механизмов перераспре-

деления через бюджет, так и путем формирования специальных фондов. Данная функция

может выполняться не только непосредственным финансированием инновационных про-

цессов из государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в частных,

акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. Госу-

дарство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществ-

ления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача опре-

деления общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения

государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в введении

инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство,

обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация

во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и ста-

диям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций.  Центральное место здесь занимают поощрение кон-

куренции,  а  также  различные  финансовые  субсидии  и  льготы  участникам  инновацион-

ных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхова-

ние инновационных рисков. Государство способно оказывать "инновационное давление" на

хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или исполь-

зование устаревших технологий.

4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирова-

ние необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную коррек-

тировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание

реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особая роль принад-

лежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инновато-

ров, т.е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.

5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государствен-

ных  учебных  заведениях  должно  способствовать  как  развитию  творческого  потенциала

генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. Необходимо

стремиться  к  достижению  сбалансированности  универсальных  и  специальных  знаний,  а

также представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки посто-

янного самообразования в течение всей активной жизни.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает

деятельность  информационных  систем  –  одного  из  основных  каналов  распространения

нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юри-

дические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредни-

ком между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключе-

нии сделок под государственные гарантии и т.п.

7.  Институциональное  обеспечение  инновационных  процессов.  Здесь  прежде  всего

выделяется  создание  государственных  организаций  И  подразделений,  выполняющих

НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (обороне,