Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4554
Скачиваний: 117
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
46
– создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских
ученых в международных проектах;
– создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
47
5.3. Выбор государственных приоритетов
в сфере науки и производства
В силу ограниченности ресурсов, которые общество и государство могут выделить
на развитие науки, техники и связанных с ними инноваций, возникает проблема опреде-
ления государственных приоритетов в данной области. Приоритетные направления разви-
тия науки и техники – тематические области, которые имеют первостепенное значение для
достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-техниче-
ского развития страны [14]. Они формируются под воздействием прежде всего националь-
ных социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факто-
ров; отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых,
материальных и финансовых ресурсов. В зависимости от масштаба выделяются глобальные
(общемировые), международные (ряда стран) и национальные (отдельных стран) приори-
теты в развитии науки и техники.
Значительно повысить степень объективности при определении приоритетов позво-
лило введение за рубежом понятия "критические технологии".
Под критическими технологиями понимаются такие, "которые носят межотраслевой
характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических обла-
стей или направлений исследований и разработок и вносят в совокупности главный вклад в
решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки и тех-
нологии и без которых реализация приоритетного направления невозможна».
В настоящее время в России разработан и принят перечень критических технологий,
который носит межотраслевой характер и ориентирован на развитие наиболее важных для
страны научно-технических направлений и технологий.
ПЕРЕЧЕНЬ
критических технологий Российской Федерации
• Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием
новых технических решений.
• Безопасность атомной энергетики.
• Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные
перевозки и логистические системы.
• Безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и
пищевых продуктов.
• Биологические средства защиты растений и животных.
• Быстрое возведение и трансформация жилья.
• Высокопроизводительные вычислительные системы.
• Генодиагностика и генотерапия.
• Добыча и переработка угля.
• Информационная интеграция и системная поддержка жизненного
цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-CAE-технологии).
• Информационно-телекоммуникационные системы.
• Искусственный интеллект.
• Каталитические системы и технологии.
• Керамические и стекломатериалы.
• Компьютерное моделирование.
• Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии.
• Материалы для микро– и наноэлектроники.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
48
• Мембранные технологии.
• Металлы и сплавы со специальными свойствами.
• Мехатронные технологии.
• Микросистемная техника.
• Мониторинг окружающей среды.
• Нетрадиционные возобновляемые экологически чистые источники
энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования.
• Обезвреживание техногенных сред.
• Обращение с радиоактивными отходами и облученным ядерным
топливом.
•
Опто-,
радио–
и
акустоэлектроника,
оптическая
и
сверхвысокочастотная связь.
• Оценка, комплексное освоение месторождений и глубокая
переработка стратегически важного сырья.
• Переработка и воспроизводство лесных ресурсов.
• Поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и
газа.
• Полимеры и композиты.
• Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки,
контроля.
• Природоохранные технологии, переработка и утилизация
техногенных образований и отходов.
• Прогнозирование биологических и минеральных ресурсов.
• Производство и переработка сельскохозяйственного сырья.
• Производство электроэнергии и тепла на органическом топливе.
• Распознавание образов и анализ изображений.
• Синтез лекарственных средств и пищевых добавок.
• Синтетические сверхтвердые материалы.
• Системы жизнеобеспечения и защиты человека.
• Снижение риска и уменьшение последствий природных и
техногенных катастроф.
• Сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и
биоразнообразия.
• Технологии биоинженерии.
• Технологии высокоточной навигации и управления движением.
• Технологии глубокой переработки отечественного сырья и
материалов в легкой промышленности.
• Технологии иммунокоррекции.
• Технологии на основе сверхпроводимости.
• Технологические совмещаемые модули для металлургических мини-
производств.
• Транспортные и судостроительные технологии освоения пространств
и ресурсов Мирового океана.
• Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт.
• Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых
компьютеров.
• Энергосбережения.
• Базовые, критические и специальные технологии.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
49
Выбор приоритетов и селективная поддержка на их основе конкретных направлений
исследований и разработок, а также отдельных научных организаций является основным
элементом государственной научно-технической политики. Приоритетные направления реа-
лизуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распростра-
нению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе
экономики, по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспе-
чению социальных программ, международному сотрудничеству. Приоритетные направле-
ния развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального
уровня в России утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической поли-
тике. Затем формируются государственные научно-технические программы. Финансирова-
ние работ, выполняемых научными организациями по приоритетным направлениям разви-
тия науки и техники, осуществляется целевым назначением Минпромнауки РФ из средств
федерального бюджета (раздел 05 "Фундаментальные исследования и содействие научно-
техническому прогрессу"). Преимущественной государственной поддержкой пользуются
инновационные процессы в областях, являющихся приоритетными с точки зрения общей
социально-экономической политики государства, а также имеющих первостепенное зна-
чение для достижения общенациональных целей. В этой связи для России в нынешних
условиях особое значение приобретают инновационные проекты в таких областях, как
производство и переработка продовольствия, топливно-энергетический комплекс, химия,
производство новых материалов, инновационно-коммуникационные системы, транспорт,
освоение космического пространства, биотехнологии, рационализация природопользова-
ния, медицина, социально-культурное развитие.
Выбор приоритетных областей диктуется как мировой практикой, так и спецификой
социально-экономического и культурно-исторического развития страны, остротой проблем
текущего момента. В качестве критериев выбора инновационных приоритетов на государ-
ственном уровне могут выступать:
– совокупная коммерческая эффективность проекта;
– общегосударственная, социальная значимость нововведения;
– степень научной и технической новизны;
– направленность на решение актуальной технической или технологической задачи в
соответствующей области;
– межотраслевая направленность, способность инновации дать импульс развитию
спектра новых технологий в смежных областях;
– вклад в укрепление позиций страны на международной арене, мировых рынках това-
ров и услуг;
– наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенци-
ала;
– степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения;
– возможность привлечения различных источников финансирования;
– наличие организационно-управленческих механизмов реализации проекта;
– воздействие на состояние окружающей среды;
– уровень риска и др.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
50
5.4. Основные функции государственных
органов в инновационной деятельности
Указанные характеристики инновационных процессов, а также экономическая и соци-
альная роль государства в современном обществе определяют функции государственных
органов по регулированию инноваций. Наиболее важные из них следующие [14]:
1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая кон-
центрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих механизмов перераспре-
деления через бюджет, так и путем формирования специальных фондов. Данная функция
может выполняться не только непосредственным финансированием инновационных про-
цессов из государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в частных,
акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. Госу-
дарство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществ-
ления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы.
2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача опре-
деления общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения
государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в введении
инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство,
обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация
во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и ста-
диям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.
3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение кон-
куренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновацион-
ных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхова-
ние инновационных рисков. Государство способно оказывать "инновационное давление" на
хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или исполь-
зование устаревших технологий.
4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирова-
ние необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную коррек-
тировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание
реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особая роль принад-
лежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инновато-
ров, т.е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.
5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государствен-
ных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала
генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. Необходимо
стремиться к достижению сбалансированности универсальных и специальных знаний, а
также представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки посто-
янного самообразования в течение всей активной жизни.
6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает
деятельность информационных систем – одного из основных каналов распространения
нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юри-
дические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредни-
ком между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключе-
нии сделок под государственные гарантии и т.п.
7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего
выделяется создание государственных организаций И подразделений, выполняющих
НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (обороне,