Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4553

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

11

Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации

научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно свя-

занные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их

реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятель-

ность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной про-

дукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

Необходимым  условием  совершенствования  экономического  механизма  управления

инновационной  деятельностью  в  условиях  формирования  рыночной  экономики  является

развитие инновационного менеджмента.

Основными задачами рассматриваемой дисциплины являются:

– формирование представлений об инновациях и их разновидностях;

– уяснение особенностей проявления нововведений в процессе принятия управленче-

ских решений;

– выработка и развитие навыков по распространению и коммерческому использованию

нововведений.

Решение этих задач позволит:

– понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и воз-

никновения  нововведений,  роль  государства  и  общества  в  стимулировании  и  поддержке

инновационных процессов в управлении и в научно-технической сфере;

– выявить особенности реализации инновационных процессов;

– обеспечить соответствующее информационное, кадровое и коммерческое сопровож-

дение инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и научно-про-

фессиональных дисциплин.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

12

 

1.4. Связь инновационного

менеджмента с другими дисциплинами

 

Инновационный менеджмент представляет синтез научных теорий и прикладных под-

ходов  к  решению  широкого  комплекса  вопросов,  связанных  с  управлением  различными

нововведениями с момента зарождения до их воплощения в реальные технологии, произ-

водства или услуги.

При реализации основных задач инновационного менеджмента в первую очередь при-

ходится рассматривать комплекс сложных вопросов, связанных со следующими дисципли-

нами в области управления (рис.1.1):

• производственным менеджментом;

• финансовым менеджментом;

• стратегическим менеджментом;

• менеджментом персонала;

• проектированием изделий;

• технологией производства изделий.

Другие дисциплины, в той или иной степени определяющие круг проблем, затрагива-

емых при реализации более частных задач инновационного менеджмента, показаны так же

на рис.1.1.

Рис. 1.1. Связь инновационного менеджмента с другими дисциплинами


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

13

 

ГЛАВА 2

Сущность инновационного менеджмента

 

2.1. Понятие инновации

2.2. Содержание инновационного менеджмента

2.3. Виды и цели инноваций

2.4. Описание инновационного цикла


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

14

 

2.1. Понятие инновации

 

Слово  "инновация"  является  синонимом  нововведения,  или  новшества,  и  может

использоваться наряду с ними (см. английские терминологические словари). В литературе

встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распростра-

нены две точки зрения: в одном случае нововведение предстает как результат творческого

процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом – как про-

цесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Наиболее часто сущность инновации определяется как результат творческого процесса

в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение кото-

рых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов

деятельности и навыков.

Термин  и  понятие  «инновации»  как  новой  экономической  категории  ввел  в  науч-

ный  оборот  австрийский  (позже  американский)  ученый  Йозеф  Алоиз  Шумпетер  (J.  А.

Schumpeter, 1883-1950 гг.) в первом десятилетии XX века. В своей работе «Теория экономи-

ческого развития» (1911г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций

изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного

процесса.

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии [13]:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного

обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспече-

нии;

5) появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века. При

этом под инновацией подразумевалось изменение с целью внедрения и использования новых

видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков

и форм организации в промышленности.

Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «...при-

быль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «...без развития

нет прибыли, без прибыли нет развития».

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной

деятельности. При этом ключевыми понятиями являются «НТП», «новшество», «нововве-

дение», «инновация». Рассмотрим их подробнее применительно к производственной дея-

тельности.

НТП – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся,

с одной стороны, в постоянном воздействии науки, открытий и изобретений на уровень

техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных

исследованиях. На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций.

Новшество  –  это  оформленный  результат  фундаментальных  прикладных  иссле-

дований,  разработок  и  экспериментальных  работ  в  какой-либо  сфере  деятельности  по

повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, патен-

тов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усо-

вершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс,

организационной,производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных под-


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

15

ходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.),

результатов маркетинговых исследований и т.д.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объ-

екта  управления  и  получения  экономического,  социального,  экологического,  научно-тех-

нического  или  другого  вида  эффекта.  Неправомерно  в  понятие  «инновация»  включать

разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инно-

вационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или

инновации (либо к процессу создания нововведения).

Новшество, задействованное в динамике и до определенной степени развившееся, ста-

новится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает

новое  качество  и  становится  инновацией.  Новшество  –  определенная  новизна  (близко  к

понятию "изобретение"); конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий

форму образца новой техники, конструкционного материала для производства какой-либо

продукции, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, поз-

воляющими повысить эффективность производства (может быть представлено в виде науч-

ной, технической или иной документации, т.е. в виде информации, описывающей техноло-

гические, организационные, управленческие и другие процессы и явления нематериального

характера, если она способна эффективно повлиять на результаты материального производ-

ства).

Нововведение – это процесс внедрения, распространения и использования новшеств с

целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услу-

гах, процессах более высокого качественного уровня;

– это такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организа-

цию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы (нововведения

выступают как форма управляемого развития);

– это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического исполь-

зования, когда оно начинает давать экономический эффект;

– это процесс, характеризующий переход системы из одного состояния в другое путем

введения отдельных новшеств.

Общая схема процесса создания нововведения показана на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Процесс создания нововведения в организации

Термин «инновация» может использоваться для описания различных проектов: