Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4553
Скачиваний: 117
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
11
Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации
научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно свя-
занные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их
реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятель-
ность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной про-
дукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.
Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления
инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является
развитие инновационного менеджмента.
Основными задачами рассматриваемой дисциплины являются:
– формирование представлений об инновациях и их разновидностях;
– уяснение особенностей проявления нововведений в процессе принятия управленче-
ских решений;
– выработка и развитие навыков по распространению и коммерческому использованию
нововведений.
Решение этих задач позволит:
– понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и воз-
никновения нововведений, роль государства и общества в стимулировании и поддержке
инновационных процессов в управлении и в научно-технической сфере;
– выявить особенности реализации инновационных процессов;
– обеспечить соответствующее информационное, кадровое и коммерческое сопровож-
дение инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и научно-про-
фессиональных дисциплин.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
12
1.4. Связь инновационного
менеджмента с другими дисциплинами
Инновационный менеджмент представляет синтез научных теорий и прикладных под-
ходов к решению широкого комплекса вопросов, связанных с управлением различными
нововведениями с момента зарождения до их воплощения в реальные технологии, произ-
водства или услуги.
При реализации основных задач инновационного менеджмента в первую очередь при-
ходится рассматривать комплекс сложных вопросов, связанных со следующими дисципли-
нами в области управления (рис.1.1):
• производственным менеджментом;
• финансовым менеджментом;
• стратегическим менеджментом;
• менеджментом персонала;
• проектированием изделий;
• технологией производства изделий.
Другие дисциплины, в той или иной степени определяющие круг проблем, затрагива-
емых при реализации более частных задач инновационного менеджмента, показаны так же
на рис.1.1.
Рис. 1.1. Связь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
13
ГЛАВА 2
Сущность инновационного менеджмента
2.1. Понятие инновации
2.2. Содержание инновационного менеджмента
2.3. Виды и цели инноваций
2.4. Описание инновационного цикла
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
14
2.1. Понятие инновации
Слово "инновация" является синонимом нововведения, или новшества, и может
использоваться наряду с ними (см. английские терминологические словари). В литературе
встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распростра-
нены две точки зрения: в одном случае нововведение предстает как результат творческого
процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом – как про-
цесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.
Наиболее часто сущность инновации определяется как результат творческого процесса
в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение кото-
рых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов
деятельности и навыков.
Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в науч-
ный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. А.
Schumpeter, 1883-1950 гг.) в первом десятилетии XX века. В своей работе «Теория экономи-
ческого развития» (1911г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций
изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного
процесса.
Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии [13]:
1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного
обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспече-
нии;
5) появление новых рынков сбыта.
Сам термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века. При
этом под инновацией подразумевалось изменение с целью внедрения и использования новых
видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков
и форм организации в промышленности.
Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «...при-
быль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «...без развития
нет прибыли, без прибыли нет развития».
В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной
деятельности. При этом ключевыми понятиями являются «НТП», «новшество», «нововве-
дение», «инновация». Рассмотрим их подробнее применительно к производственной дея-
тельности.
НТП – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся,
с одной стороны, в постоянном воздействии науки, открытий и изобретений на уровень
техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных
исследованиях. На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций.
Новшество – это оформленный результат фундаментальных прикладных иссле-
дований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по
повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, патен-
тов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усо-
вершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс,
организационной,производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных под-
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
15
ходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.),
результатов маркетинговых исследований и т.д.
Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объ-
екта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-тех-
нического или другого вида эффекта. Неправомерно в понятие «инновация» включать
разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инно-
вационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или
инновации (либо к процессу создания нововведения).
Новшество, задействованное в динамике и до определенной степени развившееся, ста-
новится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает
новое качество и становится инновацией. Новшество – определенная новизна (близко к
понятию "изобретение"); конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий
форму образца новой техники, конструкционного материала для производства какой-либо
продукции, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, поз-
воляющими повысить эффективность производства (может быть представлено в виде науч-
ной, технической или иной документации, т.е. в виде информации, описывающей техноло-
гические, организационные, управленческие и другие процессы и явления нематериального
характера, если она способна эффективно повлиять на результаты материального производ-
ства).
Нововведение – это процесс внедрения, распространения и использования новшеств с
целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услу-
гах, процессах более высокого качественного уровня;
– это такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организа-
цию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы (нововведения
выступают как форма управляемого развития);
– это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического исполь-
зования, когда оно начинает давать экономический эффект;
– это процесс, характеризующий переход системы из одного состояния в другое путем
введения отдельных новшеств.
Общая схема процесса создания нововведения показана на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Процесс создания нововведения в организации
Термин «инновация» может использоваться для описания различных проектов: