Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4556
Скачиваний: 117
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
16
– общественно-технико-экономического процесса, который через практическое
использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изде-
лий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, при-
быль, ее появление на рынке может принести добавочный доход;
– процесса коммерческого использования результатов творческой деятельности, наце-
ленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов про-
дукции, технологий, форм и методов управления, основу которых составляют объекты
интеллектуальной собственности;
–конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение в виде
нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершен-
ствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо
в новом подходе к социальным услугам;
– процесса превращения потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых
продуктах и технологиях;
– прибыльного использования новшеств в виде новых технологий, видов продукции.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложе-
ния капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства
труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов плани-
рования, анализа и т.п.
Инновацию можно назвать также инновационным продуктом. С понятием «иннова-
ция» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».
Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие при-
способления, созданные человеком.
Открытием является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение
ранее неизвестного явления природы.
Открытие отличается от инновации следующими признаками [1]:
1. Открытие, а также изобретение делаются, как правило, на фундаментальном уровне,
а инновация производится на технологическом (прикладном) уровне.
2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатыва-
ется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инно-
вационного проекта.
3. Открытие не преследует цель получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей
целью получение какой-либо осязаемой выгоды, в частности большего притока денег, боль-
шей суммы прибыли, повышение производительности труда и снижение себестоимости
производства путем применения какого-то нововведения в технике и технологии.
Открытие может быть сделано случайно, а инновация всегда является результатом
поиска. Она требует определенной четко поставленной цели, технико-экономического обос-
нования.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
17
2.2. Содержание инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономи-
ческой науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспе-
чение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем раци-
онального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов [14].
Понятие "менеджмент" достаточно быстро и прочно вошло в современный отечествен-
ный экономический лексикон, став по своей сути аналогией понятия "управление". Оно
широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процес-
сам на предприятиях, действующих в современных рыночных условиях. Наряду с принци-
пами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любого предприятия
в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы
управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйствен-
ной деятельности. Они получили название функционального менеджмента. Так, управление
процессами производства продукции составляет содержание производственного менедж-
мента, финансовыми процессами – финансового, инвестициями – инвестиционного, кад-
рами – менеджмента персонала и т.п.
Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей современ-
ных теорий менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновацион-
ные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые в различных сферах экономики.
Как видно из предшествующей главы, инновационные процессы представляют собой доста-
точно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект
управления, который для эффективного развития требует использования специальных форм
и методов управленческого воздействия. В условиях коренного реформирования экономики
страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур, от органов госу-
дарственного управления до средних и малых предприятий, использование научных мето-
дов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития
страны, выживания и коммерческого успеха любой организации.
Содержание понятия "инновационный менеджмент" можно рассматривать по крайней
мере в трех аспектах: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и про-
цесс принятия управленческих решений в инновациях, аппарат управления инновациями
(рис.2.2.).
Рис. 2.2. Аспекты инновационного менеджмента
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
18
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоре-
тических положениях общего менеджмента, достаточно подробно изложенных в специаль-
ной литературе.
Несмотря на то, что в отечественной практике понятие "инновационный менедж-
мент» стало использоваться сравнительно недавно, наша страна имеет значительные тео-
ретические достижения и практический опыт в этой области. Они нашли отражение в оте-
чественной экономической литературе, официальных документах, работах, посвященных
проблемам управления НТП, развития науки и техники, а также управления научными
исследованиями и разработками [1, 5, 11].
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный
менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологи-
ческую схему управления инновациями. Она состоит из отдельных направлений управлен-
ческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых рас-
падается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности. Состав
функций и задач управления может быть регламентирован в зависимости от уровня иннова-
ционной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, отдельный инно-
вационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение
каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неиз-
менно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее ответ-
ственный и часто повторяющейся элемент менеджмента составляет суть деятельности мене-
джера в инновационной сфере. Менеджмент предусматривает установление определенных
требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их под-
готовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент пред-
полагает распределение задач и закрепление процедур за их конкретными исполнителями –
руководителями разного уровня [14].
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает
структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы возникают и
осуществляются сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность
для достижения определенных целей. Организации, достигающие целей своего функцио-
нирования посредством инноваций, называют инновационными предприятиями. Для них
характерны, во-первых, наличие системы управления инновациями, обладающей иерар-
хической структурой и состоящей из специализированных органов управления; во-вто-
рых, институт менеджеров – руководителей различных уровней, выступающих субъектами
управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управлен-
ческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функциони-
рования ИП. Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая
целостную систему инновационного менеджмента.
Особое место в реализации инноваций занимают производственные стадии, осуществ-
ляющие весь комплекс работ по освоению новой продукции, изготовлению первых партий, а
затем массовому выпуску нового продукта. Одновременно с подготовкой и освоением новой
продукции решается задача подбора и обучения персонала и освоения новых видов обору-
дования, необходимого для материализации нововведений. Производственный этап созда-
ния новшества составляют:
– инвестиционные мероприятия, связанные с организацией производства новой про-
дукции или применением новой технологии, с приобретением и монтажом нового оборудо-
вания;
– переквалификация, подбор и обучение персонала;
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
19
– выпуск опытных партий продукции, серийное, а затем массовое производство новой
продукции;
– расширение масштабов производства и диффузии новшества;
– выход новшества на рынок и его коммерциализация.
Инновационный менеджмент включает совокупность принципов, методов и форм
управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой
деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой
области менеджмента, для него характерно следующее:
• определение цели и выбор стратегии;
• четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация бизнес-про-
цессов, исполнение, руководство (рис. 2.3.).
Рис. 2.3. Схема цикла инновационного менеджмента
Далее более подробно (в гл. 12) рассмотрено понятие бизнес-процесса, а на данном
этапе под этим термином понимается определенные виды деятельности организации.
На каждой стадии цикла решаются определенные задачи [6].
1. Планирование – составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация бизнес-процесса – определение потребности
в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед
сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта.
Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих реше-
ний, применения новшеств.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
20
2.3. Виды и цели инноваций
Основной целью инновационного менеджмента является реализация потенциала про-
мышленной организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли и доходов,
а также упрочнение ее позиций на рынке. При этом принято рассматривать инновации, реа-
лизуемые в продукте, процессах или социальной сфере.
С учетом такого деления инноваций виды и их цели представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1
Виды и цели инноваций [6]
Рассмотренные виды инноваций находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи.
Так, продукт-инновация может влиять на изменение производственных процессов, техно-
логий, организационных условий (особенно при обучении работников и создании специ-
альных условий труда). Через процесс-инновацию одновременно можно создать необходи-
мые технические предпосылки для продукта-инновации. В то время как продукт-инновация
направлен на результат труда, процесс-инновация ориентирован на повышение эффектив-
ности производственного процесса, социальные инновации связаны с изменениями в обла-
сти социально-технической системы. Социальные инновации могут быть одновременно и
инструментом для продукта-инновации. Все инновации в итоге направлены на повышение
социально-экономической эффективности производства, а от результатов инновационной
деятельности во многом зависит стабильность в настоящем и успех в будущем [6].