Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3889

Скачиваний: 107

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

16

–  общественно-технико-экономического  процесса,  который  через  практическое

использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изде-

лий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, при-

быль, ее появление на рынке может принести добавочный доход;

– процесса коммерческого использования результатов творческой деятельности, наце-

ленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов про-

дукции,  технологий,  форм  и  методов  управления,  основу  которых  составляют  объекты

интеллектуальной собственности;

–конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение в виде

нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершен-

ствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо

в новом подходе к социальным услугам;

– процесса превращения потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых

продуктах и технологиях;

– прибыльного использования новшеств в виде новых технологий, видов продукции.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложе-

ния капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства

труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов плани-

рования, анализа и т.п.

Инновацию можно назвать также инновационным продуктом. С понятием «иннова-

ция» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие при-

способления, созданные человеком.

Открытием является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение

ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации следующими признаками [1]:

1. Открытие, а также изобретение делаются, как правило, на фундаментальном уровне,

а инновация производится на технологическом (прикладном) уровне.

2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатыва-

ется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инно-

вационного проекта.

3. Открытие не преследует цель получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей

целью получение какой-либо осязаемой выгоды, в частности большего притока денег, боль-

шей  суммы  прибыли,  повышение  производительности  труда  и  снижение  себестоимости

производства путем применения какого-то нововведения в технике и технологии.

Открытие  может  быть  сделано  случайно,  а  инновация  всегда  является  результатом

поиска. Она требует определенной четко поставленной цели, технико-экономического обос-

нования.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

17

 

2.2. Содержание инновационного менеджмента

 

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономи-

ческой науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспе-

чение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем раци-

онального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов [14].

Понятие "менеджмент" достаточно быстро и прочно вошло в современный отечествен-

ный  экономический  лексикон,  став  по  своей  сути  аналогией  понятия  "управление".  Оно

широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процес-

сам на предприятиях, действующих в современных рыночных условиях. Наряду с принци-

пами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любого предприятия

в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы

управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйствен-

ной деятельности. Они получили название функционального менеджмента. Так, управление

процессами  производства  продукции  составляет  содержание  производственного  менедж-

мента, финансовыми процессами – финансового, инвестициями – инвестиционного, кад-

рами – менеджмента персонала и т.п.

Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей современ-

ных теорий менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновацион-

ные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые в различных сферах экономики.

Как видно из предшествующей главы, инновационные процессы представляют собой доста-

точно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект

управления, который для эффективного развития требует использования специальных форм

и методов управленческого воздействия. В условиях коренного реформирования экономики

страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур, от органов госу-

дарственного управления до средних и малых предприятий, использование научных мето-

дов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития

страны, выживания и коммерческого успеха любой организации.

Содержание понятия "инновационный менеджмент" можно рассматривать по крайней

мере в трех аспектах: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и про-

цесс принятия управленческих решений в инновациях, аппарат управления инновациями

(рис.2.2.).

Рис. 2.2. Аспекты инновационного менеджмента


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

18

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоре-

тических положениях общего менеджмента, достаточно подробно изложенных в специаль-

ной литературе.

Несмотря  на  то,  что  в  отечественной  практике  понятие  "инновационный  менедж-

мент» стало использоваться сравнительно недавно, наша страна имеет значительные тео-

ретические достижения и практический опыт в этой области. Они нашли отражение в оте-

чественной экономической литературе, официальных документах, работах, посвященных

проблемам  управления  НТП,  развития  науки  и  техники,  а  также  управления  научными

исследованиями и разработками [1, 5, 11].

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный

менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологи-

ческую схему управления инновациями. Она состоит из отдельных направлений управлен-

ческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых рас-

падается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности. Состав

функций и задач управления может быть регламентирован в зависимости от уровня иннова-

ционной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, отдельный инно-

вационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение

каждой  из  задач  управления  или  осуществление  отдельной  функции  менеджмента  неиз-

менно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее ответ-

ственный и часто повторяющейся элемент менеджмента составляет суть деятельности мене-

джера в инновационной сфере. Менеджмент предусматривает установление определенных

требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их под-

готовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент пред-

полагает распределение задач и закрепление процедур за их конкретными исполнителями –

руководителями разного уровня [14].

Инновационный  менеджмент  как  аппарат  управления  инновациями  предполагает

структурное  оформление  инновационной  сферы.  Инновационные  процессы  возникают  и

осуществляются сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность

для достижения определенных целей. Организации, достигающие целей своего функцио-

нирования посредством инноваций, называют инновационными предприятиями. Для них

характерны,  во-первых,  наличие  системы  управления  инновациями,  обладающей  иерар-

хической  структурой  и  состоящей  из  специализированных  органов  управления;  во-вто-

рых, институт менеджеров – руководителей различных уровней, выступающих субъектами

управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управлен-

ческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функциони-

рования ИП. Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая

целостную систему инновационного менеджмента.

Особое место в реализации инноваций занимают производственные стадии, осуществ-

ляющие весь комплекс работ по освоению новой продукции, изготовлению первых партий, а

затем массовому выпуску нового продукта. Одновременно с подготовкой и освоением новой

продукции решается задача подбора и обучения персонала и освоения новых видов обору-

дования, необходимого для материализации нововведений. Производственный этап созда-

ния новшества составляют:

– инвестиционные мероприятия, связанные с организацией производства новой про-

дукции или применением новой технологии, с приобретением и монтажом нового оборудо-

вания;

– переквалификация, подбор и обучение персонала;


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

19

– выпуск опытных партий продукции, серийное, а затем массовое производство новой

продукции;

– расширение масштабов производства и диффузии новшества;

– выход новшества на рынок и его коммерциализация.

Инновационный  менеджмент  включает  совокупность  принципов,  методов  и  форм

управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой

деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой

области менеджмента, для него характерно следующее:

• определение цели и выбор стратегии;

• четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация бизнес-про-

цессов, исполнение, руководство (рис. 2.3.).

Рис. 2.3. Схема цикла инновационного менеджмента

Далее более подробно (в гл. 12) рассмотрено понятие бизнес-процесса, а на данном

этапе под этим термином понимается определенные виды деятельности организации.

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи [6].

1. Планирование – составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация бизнес-процесса – определение потребности

в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед

сотрудниками, организация работы.

3. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.

4.  Руководство  –  контроль  и  анализ,  корректировка  действий,  накопление  опыта.

Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих реше-

ний, применения новшеств.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

20

 

2.3. Виды и цели инноваций

 

Основной целью инновационного менеджмента является реализация потенциала про-

мышленной организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли и доходов,

а также упрочнение ее позиций на рынке. При этом принято рассматривать инновации, реа-

лизуемые в продукте, процессах или социальной сфере.

С учетом такого деления инноваций виды и их цели представлены в табл.2.1.

Таблица 2.1

Виды и цели инноваций [6]

Рассмотренные  виды  инноваций  находятся  в  тесной  и  неразрывной  взаимосвязи.

Так, продукт-инновация может влиять на изменение производственных процессов, техно-

логий, организационных условий (особенно при обучении работников и создании специ-

альных условий труда). Через процесс-инновацию одновременно можно создать необходи-

мые технические предпосылки для продукта-инновации. В то время как продукт-инновация

направлен на результат труда, процесс-инновация ориентирован на повышение эффектив-

ности производственного процесса, социальные инновации связаны с изменениями в обла-

сти социально-технической системы. Социальные инновации могут быть одновременно и

инструментом для продукта-инновации. Все инновации в итоге направлены на повышение

социально-экономической эффективности производства, а от результатов инновационной

деятельности во многом зависит стабильность в настоящем и успех в будущем [6].