Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7296
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
86
5) отбор тем (проектов), ранжирование их по значимости и определение очередности
выполнения с учетом необходимости сосредоточения сил и средств прежде всего на главных
направлениях инновационного развития и удовлетворения потребностей рынка;
6) составление развернутого перспективного плана нововведений с обоснованием
обеспеченности тем (программ) трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами;
7) составление годового тематического плана;
8) планирование темы.
В этом комплексе работ важнейшим является определение потребности в иннова-
ционных (научно-технических) разработках. От правильного определения перспективной
потребности в инновационных разработках во многом зависят обоснованность портфеля
заказов, эффективность планов (долгосрочных и годовых) нововведений, возможность обес-
печения намечаемых темпов развития предприятий (фирм, компаний), достижение конеч-
ных стратегических целей. Поэтому важно выявить основные факторы, от которых зависит
потребность в научно-технических разработках, принципы ее формирования и составляю-
щие элементы.
Различают потребность производства и общую потребность в научно-технических
(инновационных) разработках. Под потребностью производства в инновационных раз-
работках понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, про-
ектно-технологических работ, необходимых в планируемом периоде для достижения наме-
ченных конечных результатов деятельности организации. Потребность производства в
научно-технических разработках в основном определяется рыночными условиями. Общая
потребность в инновационных разработках формируется под воздействием рыночных
условий, заказов потребителей и практики, а также других факторов. К последним относятся
такие факторы, как:
• внутренняя логика развития науки и техники, особенности научного процесса;
• личные мотивы научно-технических сотрудников (стремление людей расширить и
углубить свои знания, показать свои возможности и способности для достижения обще-
ственного признания) и т. п.
Для планирования и учета конкретных потребностей в инновационных разработ-
ках необходима детальная классификация факторов, оказывающих влияние на формиро-
вание величины общей потребности. При этом учитываются экономические, производ-
ственно-технические, социальные, экологические, временные факторы, а также факторы
международного научно-технического сотрудничества.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
87
8.2. Тематические планы инновационных работ
В процессе планирования нововведений важным моментом является распределение
выявленной потребности в научно-технических разработках по годам так, чтобы к концу
планируемого периода были достигнуты конечные цели стратегического развития. Соста-
вляется развернутый перспективный тематический план инновационных работ организа-
ции. Его основными задачами являются: обоснованное определение номенклатуры и объема
инновационных работ на весь планируемый период; увязка этих работ с ресурсами (трудо-
выми, финансовыми, материальными); контроль за ходом выполнения и реализации работ
и социально-экономической эффективностью; необходимая координация работ по времени
и содержанию. В перспективном тематическом плане нововведений определяются конкрет-
ный перечень тем, сроки их начала и завершения, объем затрат по всей тематике по годам
перспективного периода, а также ожидаемая эффективность намеченных к выполнению
работ. При этом важно правильно рассчитать сметы затрат по темам, так как план по смет-
ной стоимости увязывается с планами по труду (в том числе с планом по подготовке науч-
ных кадров), финансированию инновационных работ, потребности в материалах и полуфа-
брикатах.
Перспективные планы инновационных работ на предприятиях (компаниях, фирмах) и
в организациях разрабатываются поэтапно. К основным этапам относятся:
1) предварительное обсуждение на научно-техническом совете предприятия основных
тематических направлений проекта плана с учетом факторов и источников его формиро-
вания, возможностей его выполнения по отдельным периодам и оптимального ресурсного
обеспечения;
2) анализ и обсуждение в научно-технических подразделениях предприятий и компа-
ний намеченных к выполнению работ, возможностей их выполнения исходя из наличных
ресурсов;
3) конкретизация содержания отдельных работ и проектов, определение их основных
этапов и сроков выполнения;
4) составление соответствующим подразделением сводного плана инновационных
работ и рассмотрение его на научно-техническом совете предприятия или организации;
5) согласование окончательного варианта проекта плана с заказчиками, инвесторами
и соисполнителями.
В общем процессе планирования и формирования тематики работ по нововведениям
велико значение годового тематического плана. Годовые тематические планы предусма-
тривают конкретизацию и детализацию позиций перспективного плана. Процесс формиро-
вания тематики инновационных работ сложен и непрерывен, что объясняется появлением
новых рыночных потребностей, возникновением оригинальных научно-технических идей
и получением интересных научных выводов, требующих пересмотра или уточнения тради-
ционных принципов создания новшеств.
В этой связи в годовые тематические планы могут включаться некоторые новые темы
(проекты), вытекающие из реальных рыночных и общественных потребностей. Эти проекты
(темы) в годовые тематические планы могут быть включены только путем замены утратив-
ших перспективность и актуальность тем или же за счет резервов, предусмотренных при
определении потребности в инновационных разработках. При этом осуществляется оптими-
зация структуры годового тематического плана с учетом предъявляемых к планам требова-
ний (актуальность, перспективность и эффективность тем-проектов) и ограничений (финан-
совых, трудовых ресурсов, наличие опытно-экспериментальной базы и т. д.). Это особенно
важно, если учесть, что поток предложений по тематике во многих случаях превышает про-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
88
пускную способность научно-технических подразделений предприятий (фирм) и инноваци-
онных организаций.
Первым шагом в оптимизации структуры годового тематического плана инновацион-
ных работ является группировка работ ирационализация тематики внутри каждой из них.
Работы, включенные в годовой тематический план, могут быть сгруппированы по направле-
ниям в такой последовательности:
• создание, освоение и реализация новых видов продукции (продуктовых новшеств);
• разработка и внедрение принципиально новых и совершенствование существующих
технологических процессов;
• модификация (модернизация) выпускаемых изделий, средств механизации и автома-
тизации производства;
• создание новых материалов и улучшение физико-химических и механических
свойств традиционных их видов;
• изыскание возможностей использования принципиально новых конструктивных
решений, новых методов формирования материалов (например, полимерных, металлокера-
мических и др.).
При выборе поисковых инновационных работ предпочтение отдается тематике, кото-
рая оригинальна по постановке проблемы и методам ее решения и основывается на пла-
нировании экспериментов, применении современных экономико-математических методов,
информационных и компьютерных технологий. Практика показывает, что на крупных пред-
приятиях (объединениях) и в компаниях в целях создания стабильного уровня научного
задела удельный вес поисковых работ должен быть не менее 10–12 %.
Следующий шаг в оптимизации структуры годового тематического плана – это под-
тверждение актуальности, новизны и социально-экономической эффективности проектов
(тем), что достигается комплексным технико-экономическим обоснованием тематики. Тех-
нико-экономическое обоснование инновационных проектов (тем) должно содержать:
• оценку уровня новизны и перспективности объектов разработки;
• анализ возможностей достижения конечных стратегических целей в процессе выпол-
нения намеченных работ;
• выявление (на основе маркетинговых исследований) возможностей реализации
результатов инновационных разработок на рынке;
• выяснение патентоспособности и подтверждение патентной чистоты отдельных
научно-технических разработок;
• обоснование выбора принципиальной технологии будущего промышленного произ-
водства разрабатываемых новшеств (машин, станков, оборудования, материалов и т. п.);
• оценку степени механизации и автоматизации, технологичности, безопасности и эко-
логичности в условиях массового (серийного) выпуска новшеств;
• общий объем затрат на проведение инновационных работ (с указанием источников
финансирования) и сроки их выполнения;
• ожидаемую эффективность (экономическую, социальную, экологическую, информа-
ционную).
При этом по каждому разделу технико-экономического обоснования осуществляется
многовариантная проработка отдельных вопросов, что обеспечивает определенные условия
разработки оптимального варианта плана.
Годовые тематические планы инновационных работ предприятий (компаний) и
научно-технических организаций включают:
1) темы, определяемые перспективным планом;
2) переходящие темы из плана предыдущего периода с указанием технической готов-
ности их разработки на начало планируемого года;
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
89
3) новые заказы, определяемые правительственными постановлениями и решениями
вышестоящих организаций;
4) часть работ по заявкам предприятий и инициативных тем, целесообразность вклю-
чения которых до составления тематического плана доказана и одобрена.
Важнейшей составной частью годового тематического плана инновационных работ
является план реализации их результатов. При этом следует учитывать возможность реали-
зации результатов разработок в короткие сроки, скорость распространения и масштабность
их применения. К проекту годового тематического плана инновационных работ прилагается
пояснительная записка.
Завершающим этапом планирования инновационных работ является планирование
темы. Тема инновационных работ – это основная планово-учетная единица и основной объ-
ект финансирования, калькулирования себестоимости. Выполнение работ по каждой теме
практически начинается с составления и согласования технического задания, разрабатывае-
мого на основе требований заказчика и исходных научно-информационных, технико-произ-
водственных данных. Оно содержит: наименование темы, технические, производственные,
экономические и экологические требования, имеющийся научный задел; затраты и сроки
выполнения; ожидаемые результаты и область их использования; перечень исполнителей
и др. Стадии и этапы работ и их содержание также определяются техническим заданием
и детализируются с учетом типовых стадий и этапов научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ. В состав работ по каждой теме должно быть включено оформление
научно-технической и информационной документации, к которой относятся патентные фор-
муляры, материалы стендовых и полигонных испытаний, карты технического уровня, заявки
на изобретения. В целях более правильного определения состава и взаимосвязей работ, коор-
динации деятельности исполнителей, а также более точного определения сроков выполне-
ния отдельных видов работ и действенного контроля на каждую тему целесообразно соста-
влять сетевой график.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
90
8.3. Формирование портфеля
инновационных проектов
В общем процессе планирования инноваций (нововведений) ряд его этапов (опре-
деление потребности в нововведениях, отбор тем и др.) связаны с формированием порт-
феля инновационных проектов. Формирование портфеля инновационных проектов (заказов)
имеет ряд особенностей. Для формирования портфеля заказов при выборе тематики кон-
кретных инновационных работ возможны три ситуации:
1) цель сформулирована конкретно, и инновационный проект – одно из средств ее
достижения. Такой целью может быть создание станка с программным управлением, теле-
визора нового поколения;
2) цель сформулирована в общей форме, которая не позволяет составить программу
(план) инновационных работ. Такой целью может быть улучшение борьбы с определенным
заболеванием (раковым, атипичной пневмонией), максимальное повышение прибыльности
компаний, снижение уровня преступности;
3) цель неизвестна. Например, необходимо стимулировать научно-технический про-
гресс в промышленности или строительстве. В этом случае осуществляется поиск научной
концепции, на основе которой составляется программа решения задачи.
В первом случае важно правильно обосновать именно тот проект, который необхо-
дим и выгоден. Это может быть сделано на основе маркетинговых исследований, определе-
ния перспективности проекта и применения современных количественных методов оценки
затрат и эффективности. В результате будет разработан план инновационных работ по дости-
жению конкретно сформулированной цели. Первый случай, когда цель сформулирована кон-
кретно, наиболее простой для формирования портфеля заказов и разработки тематики инно-
вационных работ. Этот случай наиболее типичен для предприятий (фирм, компаний).
Во втором случае важно прежде всего уточнить формулировку общей основной цели.
Она может быть простой, например, когда предприятие (организация) стремится к получе-
нию максимальной прибыли. Но в большинстве случаев общая цель значительно сложнее.
Например, при общей цели исследования – снижение уровня преступности – вначале необ-
ходимо определить основную цель: предупреждение преступлений или их раскрытие. Далее
конкретно формулируется единственная цель или несколько вытекающих из нее целей. Фор-
мулировка конкретных целей, вытекающих из общей, является трудной задачей, поскольку
такие конкретные цели должны максимально отвечать стратегии развития предприятия
(организации). После того как цели сформулированы конкретно и четко, осуществляется
следующий этап – анализ возможных инновационных проектов и оценка соответствия их
поставленным целям. В третьем случае этапов работы до конкретного инновационного
проекта значительно больше.
Одна из особенностей формирования портфеля инновационных проектов заключа-
ется в использовании методов, с помощью которых могут быть выдвинуты идеи, выявлены
области наиболее перспективных научных исследований с точки зрения достижения целей
предприятия (компании). Затем на их основе могут быть сформулированы конкретные
темы инновационных разработок. В таких случаях нередко применяется метод «мозговой
атаки», заключающийся в проведении встреч ученых, руководителей научных подразделе-
ний предприятия, сотрудников проектно-конструкторских отделов и маркетинговых служб.
На этих встречах создается обстановка свободного выражения идей, осуществляется конце-
птуальная увязка научных гипотез и конструкторских предложений.
Важным методом является активное использование патентов и изобретений. Значение
данного метода состоит в привлечении патентоведов к анализу новых идей и организации