Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7296

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

86

5) отбор тем (проектов), ранжирование их по значимости и определение очередности

выполнения с учетом необходимости сосредоточения сил и средств прежде всего на главных

направлениях инновационного развития и удовлетворения потребностей рынка;

6)  составление  развернутого  перспективного  плана  нововведений  с  обоснованием

обеспеченности тем (программ) трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами;

7) составление годового тематического плана;

8) планирование темы.

В  этом  комплексе  работ  важнейшим  является  определение  потребности  в  иннова-

ционных (научно-технических) разработках. От правильного определения перспективной

потребности в инновационных разработках во многом зависят обоснованность портфеля

заказов, эффективность планов (долгосрочных и годовых) нововведений, возможность обес-

печения намечаемых темпов развития предприятий (фирм, компаний), достижение конеч-

ных стратегических целей. Поэтому важно выявить основные факторы, от которых зависит

потребность в научно-технических разработках, принципы ее формирования и составляю-

щие элементы.

Различают  потребность  производства  и  общую  потребность  в  научно-технических

(инновационных)  разработках.  Под  потребностью  производства  в  инновационных  раз-

работках понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, про-

ектно-технологических работ, необходимых в планируемом периоде для достижения наме-

ченных  конечных  результатов  деятельности  организации.  Потребность  производства  в

научно-технических разработках в основном определяется рыночными условиями. Общая

потребность  в  инновационных  разработках  формируется  под  воздействием  рыночных

условий, заказов потребителей и практики, а также других факторов. К последним относятся

такие факторы, как:

• внутренняя логика развития науки и техники, особенности научного процесса;

• личные мотивы научно-технических сотрудников (стремление людей расширить и

углубить свои знания, показать свои возможности и способности для достижения обще-

ственного признания) и т. п.

Для  планирования  и  учета  конкретных  потребностей  в  инновационных  разработ-

ках  необходима  детальная  классификация  факторов,  оказывающих  влияние  на  формиро-

вание  величины  общей  потребности.  При  этом  учитываются  экономические,  производ-

ственно-технические,  социальные,  экологические,  временные  факторы,  а  также  факторы

международного научно-технического сотрудничества.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

87

 

8.2. Тематические планы инновационных работ

 

В процессе планирования нововведений важным моментом является распределение

выявленной потребности в научно-технических разработках по годам так, чтобы к концу

планируемого периода были достигнуты конечные цели стратегического развития. Соста-

вляется развернутый перспективный тематический план инновационных работ организа-

ции. Его основными задачами являются: обоснованное определение номенклатуры и объема

инновационных работ на весь планируемый период; увязка этих работ с ресурсами (трудо-

выми, финансовыми, материальными); контроль за ходом выполнения и реализации работ

и социально-экономической эффективностью; необходимая координация работ по времени

и содержанию. В перспективном тематическом плане нововведений определяются конкрет-

ный перечень тем, сроки их начала и завершения, объем затрат по всей тематике по годам

перспективного  периода,  а  также  ожидаемая  эффективность  намеченных  к  выполнению

работ. При этом важно правильно рассчитать сметы затрат по темам, так как план по смет-

ной стоимости увязывается с планами по труду (в том числе с планом по подготовке науч-

ных кадров), финансированию инновационных работ, потребности в материалах и полуфа-

брикатах.

Перспективные планы инновационных работ на предприятиях (компаниях, фирмах) и

в организациях разрабатываются поэтапно. К основным этапам относятся:

1) предварительное обсуждение на научно-техническом совете предприятия основных

тематических направлений проекта плана с учетом факторов и источников его формиро-

вания, возможностей его выполнения по отдельным периодам и оптимального ресурсного

обеспечения;

2) анализ и обсуждение в научно-технических подразделениях предприятий и компа-

ний намеченных к выполнению работ, возможностей их выполнения исходя из наличных

ресурсов;

3) конкретизация содержания отдельных работ и проектов, определение их основных

этапов и сроков выполнения;

4)  составление  соответствующим  подразделением  сводного  плана  инновационных

работ и рассмотрение его на научно-техническом совете предприятия или организации;

5) согласование окончательного варианта проекта плана с заказчиками, инвесторами

и соисполнителями.

В общем процессе планирования и формирования тематики работ по нововведениям

велико значение  годового тематического плана. Годовые тематические планы предусма-

тривают конкретизацию и детализацию позиций перспективного плана. Процесс формиро-

вания тематики инновационных работ сложен и непрерывен, что объясняется появлением

новых рыночных потребностей, возникновением оригинальных научно-технических идей

и получением интересных научных выводов, требующих пересмотра или уточнения тради-

ционных принципов создания новшеств.

В этой связи в годовые тематические планы могут включаться некоторые новые темы

(проекты), вытекающие из реальных рыночных и общественных потребностей. Эти проекты

(темы) в годовые тематические планы могут быть включены только путем замены утратив-

ших перспективность и актуальность тем или же за счет резервов, предусмотренных при

определении потребности в инновационных разработках. При этом осуществляется оптими-

зация структуры годового тематического плана с учетом предъявляемых к планам требова-

ний (актуальность, перспективность и эффективность тем-проектов) и ограничений (финан-

совых, трудовых ресурсов, наличие опытно-экспериментальной базы и т. д.). Это особенно

важно, если учесть, что поток предложений по тематике во многих случаях превышает про-


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

88

пускную способность научно-технических подразделений предприятий (фирм) и инноваци-

онных организаций.

Первым шагом в оптимизации структуры годового тематического плана инновацион-

ных работ является группировка работ ирационализация тематики внутри каждой из них.

Работы, включенные в годовой тематический план, могут быть сгруппированы по направле-

ниям в такой последовательности:

• создание, освоение и реализация новых видов продукции (продуктовых новшеств);

• разработка и внедрение принципиально новых и совершенствование существующих

технологических процессов;

• модификация (модернизация) выпускаемых изделий, средств механизации и автома-

тизации производства;

•  создание  новых  материалов  и  улучшение  физико-химических  и  механических

свойств традиционных их видов;

•  изыскание  возможностей  использования  принципиально  новых  конструктивных

решений, новых методов формирования материалов (например, полимерных, металлокера-

мических и др.).

При выборе поисковых инновационных работ предпочтение отдается тематике, кото-

рая оригинальна по постановке проблемы и методам ее решения и основывается на пла-

нировании экспериментов, применении современных экономико-математических методов,

информационных и компьютерных технологий. Практика показывает, что на крупных пред-

приятиях  (объединениях)  и  в  компаниях  в  целях  создания  стабильного  уровня  научного

задела удельный вес поисковых работ должен быть не менее 10–12 %.

Следующий шаг в оптимизации структуры годового тематического плана – это под-

тверждение актуальности, новизны и социально-экономической эффективности проектов

(тем), что достигается комплексным технико-экономическим обоснованием тематики. Тех-

нико-экономическое обоснование инновационных проектов (тем) должно содержать:

• оценку уровня новизны и перспективности объектов разработки;

• анализ возможностей достижения конечных стратегических целей в процессе выпол-

нения намеченных работ;

•  выявление  (на  основе  маркетинговых  исследований)  возможностей  реализации

результатов инновационных разработок на рынке;

•  выяснение  патентоспособности  и  подтверждение  патентной  чистоты  отдельных

научно-технических разработок;

• обоснование выбора принципиальной технологии будущего промышленного произ-

водства разрабатываемых новшеств (машин, станков, оборудования, материалов и т. п.);

• оценку степени механизации и автоматизации, технологичности, безопасности и эко-

логичности в условиях массового (серийного) выпуска новшеств;

• общий объем затрат на проведение инновационных работ (с указанием источников

финансирования) и сроки их выполнения;

• ожидаемую эффективность (экономическую, социальную, экологическую, информа-

ционную).

При этом по каждому разделу технико-экономического обоснования осуществляется

многовариантная проработка отдельных вопросов, что обеспечивает определенные условия

разработки оптимального варианта плана.

Годовые  тематические  планы  инновационных  работ  предприятий  (компаний)  и

научно-технических организаций включают:

1) темы, определяемые перспективным планом;

2) переходящие темы из плана предыдущего периода с указанием технической готов-

ности их разработки на начало планируемого года;


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

89

3) новые заказы, определяемые правительственными постановлениями и решениями

вышестоящих организаций;

4) часть работ по заявкам предприятий и инициативных тем, целесообразность вклю-

чения которых до составления тематического плана доказана и одобрена.

Важнейшей  составной  частью  годового  тематического  плана  инновационных  работ

является план реализации их результатов. При этом следует учитывать возможность реали-

зации результатов разработок в короткие сроки, скорость распространения и масштабность

их применения. К проекту годового тематического плана инновационных работ прилагается

пояснительная записка.

Завершающим  этапом  планирования  инновационных  работ  является  планирование

темы. Тема инновационных работ – это основная планово-учетная единица и основной объ-

ект финансирования, калькулирования себестоимости. Выполнение работ по каждой теме

практически начинается с составления и согласования технического задания, разрабатывае-

мого на основе требований заказчика и исходных научно-информационных, технико-произ-

водственных данных. Оно содержит: наименование темы, технические, производственные,

экономические и экологические требования, имеющийся научный задел; затраты и сроки

выполнения; ожидаемые результаты и область их использования; перечень исполнителей

и др. Стадии и этапы работ и их содержание также определяются техническим заданием

и детализируются с учетом типовых стадий и этапов научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ. В состав работ по каждой теме должно быть включено оформление

научно-технической и информационной документации, к которой относятся патентные фор-

муляры, материалы стендовых и полигонных испытаний, карты технического уровня, заявки

на изобретения. В целях более правильного определения состава и взаимосвязей работ, коор-

динации деятельности исполнителей, а также более точного определения сроков выполне-

ния отдельных видов работ и действенного контроля на каждую тему целесообразно соста-

влять сетевой график.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

90

 

8.3. Формирование портфеля

инновационных проектов

 

В  общем  процессе  планирования  инноваций  (нововведений)  ряд  его  этапов  (опре-

деление потребности в нововведениях, отбор тем и др.) связаны с формированием порт-

феля инновационных проектов. Формирование портфеля инновационных проектов (заказов)

имеет ряд особенностей. Для формирования портфеля заказов при выборе тематики кон-

кретных инновационных работ возможны три ситуации:

1)  цель  сформулирована  конкретно,  и  инновационный  проект  –  одно  из  средств  ее

достижения. Такой целью может быть создание станка с программным управлением, теле-

визора нового поколения;

2) цель сформулирована в общей форме, которая не позволяет составить программу

(план) инновационных работ. Такой целью может быть улучшение борьбы с определенным

заболеванием (раковым, атипичной пневмонией), максимальное повышение прибыльности

компаний, снижение уровня преступности;

3) цель неизвестна. Например, необходимо стимулировать научно-технический про-

гресс в промышленности или строительстве. В этом случае осуществляется поиск научной

концепции, на основе которой составляется программа решения задачи.

В первом случае важно правильно обосновать именно тот проект, который необхо-

дим и выгоден. Это может быть сделано на основе маркетинговых исследований, определе-

ния перспективности проекта и применения современных количественных методов оценки

затрат и эффективности. В результате будет разработан план инновационных работ по дости-

жению конкретно сформулированной цели. Первый случай, когда цель сформулирована кон-

кретно, наиболее простой для формирования портфеля заказов и разработки тематики инно-

вационных работ. Этот случай наиболее типичен для предприятий (фирм, компаний).

Во втором случае важно прежде всего уточнить формулировку общей основной цели.

Она может быть простой, например, когда предприятие (организация) стремится к получе-

нию максимальной прибыли. Но в большинстве случаев общая цель значительно сложнее.

Например, при общей цели исследования – снижение уровня преступности – вначале необ-

ходимо определить основную цель: предупреждение преступлений или их раскрытие. Далее

конкретно формулируется единственная цель или несколько вытекающих из нее целей. Фор-

мулировка конкретных целей, вытекающих из общей, является трудной задачей, поскольку

такие  конкретные  цели  должны  максимально  отвечать  стратегии  развития  предприятия

(организации). После того как цели сформулированы конкретно и четко, осуществляется

следующий этап – анализ возможных инновационных проектов и оценка соответствия их

поставленным  целям.  В  третьем  случае  этапов  работы  до  конкретного  инновационного

проекта значительно больше.

Одна  из  особенностей  формирования  портфеля  инновационных  проектов  заключа-

ется в использовании методов, с помощью которых могут быть выдвинуты идеи, выявлены

области наиболее перспективных научных исследований с точки зрения достижения целей

предприятия  (компании).  Затем  на  их  основе  могут  быть  сформулированы  конкретные

темы инновационных разработок. В таких случаях нередко применяется метод «мозговой

атаки», заключающийся в проведении встреч ученых, руководителей научных подразделе-

ний предприятия, сотрудников проектно-конструкторских отделов и маркетинговых служб.

На этих встречах создается обстановка свободного выражения идей, осуществляется конце-

птуальная увязка научных гипотез и конструкторских предложений.

Важным методом является активное использование патентов и изобретений. Значение

данного метода состоит в привлечении патентоведов к анализу новых идей и организации