Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7298
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
81
онного механизма инноваций. Ведь такое изменение приведет к значительным изменениям
статуса многих типов организаций и как следствие – к нарушению их пропорций, связей и
режима функционирования.
В этой связи трудно согласиться с подходом, предусматривающим классифициро-
вать инновационные организации в России в соответствии с рекомендациями «Руковод-
ства Фраскати» (документ принят в 1993 г. в итальянском городе Фраскати). По этим
рекомендациям к секторам науки относятся государственный, предпринимательский, выс-
шее образование, частный и бесприбыльный. Официальное признание и законодательное
закрепление такой классификации, во-первых, может привести к значительному измене-
нию нормативно-правовых актов, статистики инноваций; во-вторых, положения «Руковод-
ства Фраскати» противоречат многим российским юридическим документам (законам, ука-
зам), относящимся к инновационной деятельности и принятым после перехода к рыночным
отношениям. Поэтому данные рекомендации не могут быть приняты за организационную
основу инновационного механизма в России, где имеются проверенные временем, устояв-
шиеся формы его организации, статус которых подтвержден нормативно-правовыми актами
последних лет. Вместе с тем они могут быть использованы для выполнения отдельных кон-
кретных задач, например для сравнения инновационных данных различных стран, оценки
доли прибыльных или бесприбыльных организаций и т. д.
Правовые аспекты организационных основ инновационного механизма дополнены
после перехода к рыночным отношениям новыми законами, указами и постановлениями,
которые в основном подтверждают необходимость функционирования сложившихся орга-
низационных форм. Основополагающим юридическим документом при этом является Феде-
ральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа
1996 г. В этом законе выделяются академический, отраслевой и вузовский сектора науки
и определяются области их деятельности, особенности функционирования и финансирова-
ния. Кроме того, немало дополняющих и раскрывающих отдельные положения этого закона
юридических документов принято в последние годы. К ним следует отнести Указ Прези-
дента РФ «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря
1997 г. и др.
Кроме этих основополагающих законов приняты и действуют другие нормативно-пра-
вовые акты, регулирующие (наряду с другими аспектами) организацию инновационной дея-
тельности. Это указы Президента РФ «О государственных научных центрах Российской
Федерации» от 22 июня 1993 г. и «О неотложных мерах по сохранению научно-техниче-
ского потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г., Федеральный закон РФ «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18
июня 1995 г., Гражданский кодекс Российской Федерации (введен в действие 1 марта 1996 г.),
постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности
государственных научных центров Российской Федерации» от 25 декабря 1993 г.
Что касается других элементов инновационного механизма, таких, как финансово-эко-
номическая, управленческая и информационная составляющие, то в последние годы в
плане их правового обеспечения также принят пакет специальных законов и нормативных
актов. В инновационной деятельности возникает такое юридическое понятие, как защита
интеллектуальной собственности. В России законодательная охрана интеллектуальной соб-
ственности гарантирована Конституцией РФ (ст. 44). За последние 10 лет для правового
регулирования инновационной деятельности, в том числе для защиты авторских прав на
интеллектуальную собственность, принят ряд законодательных и нормативных актов. К
основным из них можно отнести Патентный закон РФ, законы «О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране про-
грамм для ЭВМ и баз данных» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем»
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
82
от 23 сентября 1992 г., Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.,
постановление Правительства РФ «О порядке использования изобретений и промышленных
образцов, охраняемых на территории Российской Федерации авторскими свидетельствами
на промышленный образец, и выплаты их авторам вознаграждения» от 12 июля 1993 г. и др.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в правовом аспекте регу-
лируется на основе Федерального закона «Об информации, информатизации и защите
информации» (1992) и постановления Правительства РФ «Положение о государственной
системе научно-технической информации» от 24 июля 1997 г.
Для правового обеспечения финансово-экономической составляющей инновацион-
ного механизма также принят комплекс документов. Это указы Президента РФ «О частных
инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. (в редакции указов Прези-
дента РФ от 20 сентября 1996 г. и от 16 апреля 1996 г.), постановления Правительства РФ
«О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» от 4 декабря 1995 г., «О
Федеральном фонде производственных инноваций» от 26 августа 1995 г., «О фонде содей-
ствия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г.
(в редакции постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г.), «О порядке образо-
вания и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-иссле-
довательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г. (в редакции постано-
вления Правительства РФ от 27 июля 1996 г.), «Об утверждении порядка предоставления
государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Россий-
ской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при раз-
мещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета раз-
вития Российской Федерации» от 22 октября 1997 г.
Вместе с тем в инновационном законодательстве России имеются существенные про-
белы, многие нормативно-правовые акты требуют дополнений, доработки и уточнений.
Имеющиеся недостатки в известной мере снижают действенность инновационного законо-
дательства и как следствие – эффективность инновационного механизма в целом. Для устра-
нения этих недостатков необходимы прежде всего разработка и принятие ряда специальных
законодательных и нормативных актов:
• об инновационной деятельности;
• о заводском секторе науки, его статусе;
• об интеллектуальной собственности;
• о морально-психологических формах и методах воздействия на инновационную дея-
тельность.
Необходимо принять специальный закон об интеллектуальной собственности и нор-
мативно-правовой акт (закон, указ, постановление) о морально-психологических методах
воздействия на инноваторов. Первый важен из-за необходимости разделения прав на интел-
лектуальную собственность между автором разработки, научной организацией и государ-
ством (например, в связи с изменением форм собственности), второй – из-за особенностей и
характера труда научных работников, специфики содержания инновационной деятельности.
Указанные пути устранения недостатков инновационного законодательства затраги-
вают вопросы методического, организационно-статусного и социально-психологического
характера и обусловлены содержанием действующих нормативно-правовых актов. Это
составляет одно из направлений совершенствования правового регулирования для стимули-
рования инновационного процесса. Второе направление – это совершенствование правового
регулирования мер поощрения работников научных, конструкторских и производственных
коллективов за достижения в инновационной сфере, освоение перспективных разработок.
Это касается прежде всего нормативно-правовых актов, определяющих систему заработной
платы и премирования. Третье направление – разработка и закрепление в правовых формах
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
83
постоянных связей между организациями (секторами науки), осуществляющими иннова-
ционные работы, и производством, а также совершенствование договорно-обязательствен-
ных отношений между ними. Четвертое направление – создание благоприятных условий для
пересмотра сложившихся различных нормативов, ассортиментных сдвигов, стандартов, цен
на инновационную продукцию, сертификатов и др.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
84
Контрольные вопросы
1. Какие этапы включает государственная инновационная политика?
2. Перечислите основные направления государственной поддержки инновационной
деятельности.
3. Осуществляется ли государственное регулирование международных связей в инно-
вационной деятельности?
4. Охарактеризуйте прямые методы государственного регулирования инновационного
процесса.
5. Чем характеризуются косвенные методы воздействия государства на инновационные
процессы?
6. Охарактеризуйте систему управления инновационным процессом.
7. Что означает правовое регулирование инновационного процесса?
8. Назовите группы нормативно-правовых актов в инновационном законодательстве.
9. Имеются ли в России основополагающие юридические документы и норма-
тивно-правовые акты, регулирующие организацию инновационной деятельности?
10. Необходимы ли дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие орга-
низацию инновационной деятельности в России?
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
85
Глава 8
Планирование нововведений (инноваций)
8.1. Сущность и принципы планирования инноваций
Планирование инноваций представляет собой процесс выбора целей, ориентирован-
ных на конечные результаты (рост прибыли, расширение ассортимента продукции, выход
на новые рынки), распределения ресурсов и определения сроков решения инновационных
задач вплоть до освоения и распространения нововведений. При планировании инноваций
выделяют научно-технические направления, научно-технические проблемы, темы и под-
темы.
Научно-техническое направление охватывает все стадии и этапы от фундаментальных
исследований до освоения и распространения новшеств. Оно разрабатывается усилиями
смежных отраслей науки и производства. Научно-техническая проблема – часть научно-тех-
нического направления, которая включает задачи, решаемые научно-техническими органи-
зациями и производственными предприятиями (фирмами, компаниями) одной отрасли. Тема
является частью научно-технической проблемы и разрабатывается в масштабе одной орга-
низации (в течение одного года или нескольких лет). Подтема – это часть научно-техниче-
ской темы, разрабатываемая в масштабе одного или нескольких подразделений организации
(в большинстве случаев в течение одного годового плана).
Планирование инноваций осуществляется на основе ряда принципов. Важным прин-
ципом является обеспечение перспективного характера планирования нововведений. Этот
принцип соблюдается при условии, что система планирования основывается на прогнозах и
включает перспективные, среднесрочные и годовые планы. К важнейшим принципам отно-
сится программно-целевой принцип планирования. Соблюдение этого принципа особенно
важно при разработке крупных научно-технических проблем и инновационных проектов,
когда конечные результаты во многом зависят от сложности и взаимообусловленности вну-
триотраслевых и межотраслевых связей.
Принцип непрерывности планирования нововведений заключается в постоянном уточ-
нении планируемых показателей на каждом последующем этапе инновационного про-
цесса на основе постоянного обновления информации (изменения требований заказчиков,
рыночных условий и др.). Принцип комплексности планирования предполагает обеспече-
ние единства инновационного и социально-экономического планирования, выявление эко-
номических, социальных, экологических и информационных последствий практического
использования результатов инновационных разработок, а также учет и взаимоувязку всех
видов затрат и эффекта. Соблюдение принципа комплексности также необходимо и при под-
боре планируемых параметров инновационного развития. При планировании нововведений
используются специальные нормативы, в том числе нормативы наукоемкости.
Общий процесс планирования инноваций включает следующие этапы:
1) оценка темпов развития предприятия, компании или под-отрасли исходя из выбран-
ной стратегии;
2) выявление перспективной потребности в нововведениях, необходимости совершен-
ствования технологических процессов и модернизации оборудования;
3) определение потребностей в научно-технических разработках;
4) сопоставление объема научно-технических (инновационных) разработок с имеющи-
мися ресурсами и научным потенциалом организации;