Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7300

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

76

 

7.2. Методы государственного

регулирования в инновационной сфере

 

Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые

и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной

в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые  методы  государственного  регулирования  инновационного  процесса  осу-

ществляются  преимущественно  в  двух  формах:  административно-ведомственной  и  про-

граммно-целевой.  Административно-ведомственная  форма  проявляется  в  виде  прямого

финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принима-

емыми  с  целью  непосредственного  содействия  инновациям.  Программно-целевая  форма

государственного  регулирования  инноваций  предполагает  контрактное  финансирование

последних  посредством  государственных  целевых  программ  поддержки  нововведений,  в

том  числе  в  малых  наукоемких  фирмах.  Создается  система  государственных  контрактов

на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и

фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контракт-

ное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее

время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В

договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда

между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются вза-

имные обязательства и экономические санкции.

В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важ-

ное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предпри-

ятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промы-

шленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны,

доведения  передовых  научных  идей  до  стадии  их  коммерческой  реализации,  с  другой  –

создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундамен-

тальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной

политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что

нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприя-

тий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.

В  государственном  регулировании  инновационных  процессов  важную  роль  играют

и  косвенные  методы.  Косвенные  методы,  используемые  в  реализации  государственной

инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных

процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, пси-

хологического)  климата  для  новаторской  деятельности.  Состав,  структура  и  содержание

косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно

разнообразны.

К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы.

Налоговые  льготы  и  скидки  находят  проявление:  в  освобождении  от  налогообложения

той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение пер-

спективных  инновационных  разработок,  создание  научно-технического  задела;  исключе-

нии валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов,

полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направлен-

ных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок

налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организа-

ций; уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получае-

мой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффек-


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

77

тивными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного

регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например,

с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам – потен-

циальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

78

 

7.3. Органы государственного

регулирования инновационного процесса

 

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процес-

сом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3)

государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный. По сво-

ему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления,

включает: а) организационную структуру управления – конкретные органы управления, рас-

пределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б)

систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия реше-

ний и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров.

Организационная структура управления (регулирования) инновационным процессом

на высшем государственном, федеральном уровне представлена на рис. 7.1. По общим и наи-

более важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Прези-

дента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной

сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Федеральное Собрание. В форми-

ровании государственной научно-технической, инновационной политики и ее реализации

участвуют все межотраслевые органы. Среди них следует выделить Министерство образо-

вания и науки РФ, Министерство промышленности и энергетики, Министерство экономи-

ческого развития и торговли, Министерство финансов РФ.

Их задачами являются выбор и оценка приоритетных направлений инновационного

развития, методическое руководство разработкой федеральных и региональных научно-тех-

нических  программ,  создание  условий  (экономических,  организационных)  для  развития

фундаментальных и поисковых исследований, содействие формированию политики между-

народного  научно-технического  сотрудничества  и  др.  Они  осуществляют  координацию

работ, выполняемых в рамках инновационной политики, участвуют в разработке инноваци-

онной политики, определении перспективных направлений исследований и проектно-кон-

структорских разработок, распределении ресурсов (финансовых и др.) на их выполнение,

распространении и использовании результатов инновационных разработок.

 


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

79

Рис. 7.1. Структура государственного регулирования инновационного процесса

Большую работу по формированию инновационной политики и управлению иннова-

ционным процессом проводят такие специальные органы, как Российская академия наук

(РАН), федеральные агентства (по науке и инновациям, по техническому регулированию и

метрологии и др.), Роспатент и пр.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

80

 

7.4. Правовые основы развития

инновационной деятельности

 

Важнейшим элементом воздействия государства на инновационный процесс является

правовое регулирование. Конституция РФ определила научно-технический прогресс, инно-

вационный процесс как один из главных факторов удовлетворения материальных и духов-

ных  потребностей.  Она  закрепила  в  качестве  государственной  задачи  организацию  реа-

лизации  научно-технических  достижений  в  народном  хозяйстве  и  других  сферах  жизни

общества, гарантирует гражданам РФ свободу научно-технического творчества. Нормы Кон-

ституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями. Пра-

вовое  обеспечение  инновационного  процесса  обычно  основывается  на  законодательных

и  нормативных  актах,  принятых  на  федеральном  (государственном)  и  республиканском

уровне. К этим актам следует отнести действующие федеральные законы, указы Президента

РФ, постановления Правительства РФ и центральных органов управления, государствен-

ные и межотраслевые стандарты, а также региональные законы, постановления республи-

канских правительств и др.

Отметим, что нередко правовое обеспечение инновационного процесса сужается до

нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относя-

щихся  лишь  к  финансированию  и  стимулированию  инноваций.  Инновационное  законо-

дательство  должно  рассматриваться  в  более  широком  смысле,  охватывающем  не  только

финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организа-

ционную,  информационную,  управленческую  и  другие  составляющие.  Сюда  же  следует

отнести правовое обеспечение морально-психологических методов воздействия на иннова-

ционную деятельность.

По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три

группы нормативно-правовых актов:

1)  устанавливающие  правовое  положение  и  определяющие  формирование  системы

органов управления инновациями;

2) регулирующие функционирование этой системы;

3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и про-

текающие в нем процессы.

По  первым  двум  группам  регулятивная  функция  права  ограничивается  преимуще-

ственно  решением  структурных  вопросов  –  построением  системы  органов  управления,

определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей

группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отво-

дится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и пла-

нирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также

продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются норма-

тивно-правовые акты, относящиеся к третьей группе.

Кратко рассмотрим некоторые элементы инновационного механизма с точки зрения

нормативно-правового обеспечения их функционирования. Наиболее устойчивым, консер-

вативным элементом инновационного механизма является организационная составляющая,

т.  е.  типы  организации  и  их  внутренняя  структура,  сектора  науки,  методы  выполнения

инновационных  работ.  Инновационный  механизм  существовал  до  перехода  к  рыночным

отношениям, и организационный его механизм практически сохранился. Организационный

механизм инноваций формировался в течение десятилетий на основе нормативно-правовых

актов того времени (законов, постановлений, положений и др.) и в целом себя оправдал.

Поэтому нет необходимости в кардинальном изменении юридической основы организаци-