Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7300
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
76
7.2. Методы государственного
регулирования в инновационной сфере
Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые
и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной
в связи с этим концепцией государственного регулирования.
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осу-
ществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и про-
граммно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого
финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принима-
емыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма
государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование
последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в
том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов
на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и
фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контракт-
ное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее
время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В
договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда
между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются вза-
имные обязательства и экономические санкции.
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важ-
ное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предпри-
ятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промы-
шленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны,
доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой –
создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундамен-
тальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной
политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что
нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприя-
тий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.
В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют
и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной
инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных
процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, пси-
хологического) климата для новаторской деятельности. Состав, структура и содержание
косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно
разнообразны.
К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы.
Налоговые льготы и скидки находят проявление: в освобождении от налогообложения
той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение пер-
спективных инновационных разработок, создание научно-технического задела; исключе-
нии валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов,
полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направлен-
ных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок
налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организа-
ций; уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получае-
мой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффек-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
77
тивными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного
регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например,
с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам – потен-
циальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
78
7.3. Органы государственного
регулирования инновационного процесса
В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процес-
сом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3)
государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный. По сво-
ему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления,
включает: а) организационную структуру управления – конкретные органы управления, рас-
пределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б)
систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия реше-
ний и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров.
Организационная структура управления (регулирования) инновационным процессом
на высшем государственном, федеральном уровне представлена на рис. 7.1. По общим и наи-
более важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Прези-
дента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной
сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Федеральное Собрание. В форми-
ровании государственной научно-технической, инновационной политики и ее реализации
участвуют все межотраслевые органы. Среди них следует выделить Министерство образо-
вания и науки РФ, Министерство промышленности и энергетики, Министерство экономи-
ческого развития и торговли, Министерство финансов РФ.
Их задачами являются выбор и оценка приоритетных направлений инновационного
развития, методическое руководство разработкой федеральных и региональных научно-тех-
нических программ, создание условий (экономических, организационных) для развития
фундаментальных и поисковых исследований, содействие формированию политики между-
народного научно-технического сотрудничества и др. Они осуществляют координацию
работ, выполняемых в рамках инновационной политики, участвуют в разработке инноваци-
онной политики, определении перспективных направлений исследований и проектно-кон-
структорских разработок, распределении ресурсов (финансовых и др.) на их выполнение,
распространении и использовании результатов инновационных разработок.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
79
Рис. 7.1. Структура государственного регулирования инновационного процесса
Большую работу по формированию инновационной политики и управлению иннова-
ционным процессом проводят такие специальные органы, как Российская академия наук
(РАН), федеральные агентства (по науке и инновациям, по техническому регулированию и
метрологии и др.), Роспатент и пр.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
80
7.4. Правовые основы развития
инновационной деятельности
Важнейшим элементом воздействия государства на инновационный процесс является
правовое регулирование. Конституция РФ определила научно-технический прогресс, инно-
вационный процесс как один из главных факторов удовлетворения материальных и духов-
ных потребностей. Она закрепила в качестве государственной задачи организацию реа-
лизации научно-технических достижений в народном хозяйстве и других сферах жизни
общества, гарантирует гражданам РФ свободу научно-технического творчества. Нормы Кон-
ституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями. Пра-
вовое обеспечение инновационного процесса обычно основывается на законодательных
и нормативных актах, принятых на федеральном (государственном) и республиканском
уровне. К этим актам следует отнести действующие федеральные законы, указы Президента
РФ, постановления Правительства РФ и центральных органов управления, государствен-
ные и межотраслевые стандарты, а также региональные законы, постановления республи-
канских правительств и др.
Отметим, что нередко правовое обеспечение инновационного процесса сужается до
нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относя-
щихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций. Инновационное законо-
дательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывающем не только
финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организа-
ционную, информационную, управленческую и другие составляющие. Сюда же следует
отнести правовое обеспечение морально-психологических методов воздействия на иннова-
ционную деятельность.
По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три
группы нормативно-правовых актов:
1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы
органов управления инновациями;
2) регулирующие функционирование этой системы;
3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и про-
текающие в нем процессы.
По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимуще-
ственно решением структурных вопросов – построением системы органов управления,
определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей
группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отво-
дится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и пла-
нирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также
продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются норма-
тивно-правовые акты, относящиеся к третьей группе.
Кратко рассмотрим некоторые элементы инновационного механизма с точки зрения
нормативно-правового обеспечения их функционирования. Наиболее устойчивым, консер-
вативным элементом инновационного механизма является организационная составляющая,
т. е. типы организации и их внутренняя структура, сектора науки, методы выполнения
инновационных работ. Инновационный механизм существовал до перехода к рыночным
отношениям, и организационный его механизм практически сохранился. Организационный
механизм инноваций формировался в течение десятилетий на основе нормативно-правовых
актов того времени (законов, постановлений, положений и др.) и в целом себя оправдал.
Поэтому нет необходимости в кардинальном изменении юридической основы организаци-