Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7291

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

101

Интерес  представляют  и  другие  объекты,  относящиеся  к  промышленной  собствен-

ности,  значение  которых  особенно  важно  для  развития  и  эффективного  функционирова-

ния малых инновационных предприятий. К таким объектам промышленной собственности

относятся товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования

места происхождения товара.

Охраняемый  законом  новый  объект  промышленной  собственности  –  наименование

места происхождения товара. Этот объект предназначен не только для обозначения, при-

званного  отличить  товар,  но  и  для  указания  на  специфические  свойства  товара,  обусло-

вленные местом его происхождения. Наименованием места происхождения товара являются

страна, населенный пункт, местности или другие географические объекты, используемые

для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом

определяются характерными для данного географического объекта природными условиями

или человеческим фактором либо и тем и другим. Например, «шампанское» для вин, «бор-

жоми» для минеральной воды. Возможно использование и исторических названий геогра-

фических объектов.

Выполняя функцию (пусть и неофициального) «сертификата» особых свойств товара,

обозначение места его происхождения является важным фактором увеличения объема про-

даж, повышения конкурентоспособности товара на рынке. Особые свойства товара при этом

должны быть стабильными. Но в этом кроется опасность недобросовестных манипуляций.

Правовая охрана наименования места происхождения товара возникает на основании его

регистрации, произведенной в соответствии с законом, а также в силу международных дого-

воров.

Важное значение приобретают и другие средства индивидуализации, к числу которых

относят фирменное наименование. Фирменное наименование – имя или обозначение позво-

ляет идентифицировать предприятие и охраняет против неправомерных действий третьих

лиц. Официального определения этого понятия нет ни в законах, ни в каких-либо норматив-

ных актах. В Парижской конвенции лишь указано, что фирменное наименование охраняется

во всех странах без обязательной заявки или регистрации независимо от того, входит ли оно

в состав товарного знака. Отсюда следует, что нет необходимости подавать заявку на охрану

фирменного наименования и регистрировать его. Употребление фирменного наименования

третьими лицами является нарушением прав владельца предприятия, и этот конфликт раз-

решается в судебном порядке.

Немаловажное  значение  имеет  такой  объект  промышленной  собственности,  как

товарный знак. Товарные знаки используются, чтобы различать аналогичные товары (про-

дукты, бытовые приборы, обувь и др.) различных производителей, объединять одинаковый

ассортимент (номенклатуру) в одну группу товаров и обозначать их единой маркировкой.

В содержательном плане товарный знак включает максимальное число признаков, дающих

возможность покупателю отличить товары (услуги) одних производителей от однородных

товаров других производителей, т. е. идентифицировать данный товар. К таким признакам

можно отнести название товара, его состав, фирменный знак, запах, вкус, форму и цвет упа-

ковки и др. Отметим, что за рубежом используется термин «торговая марка». В инноваци-

онной деятельности товарный знак и торговую марку можно рассматривать и понимать как

синонимы, тождественные понятия.

Товарный знак – это и понятие юридическое, границы применения которого ограни-

чены законодательством. Еще в 1883 г.

Парижской конвенцией об охране промышленной собственности были установлены

стандарты защиты товарных знаков. В настоящее время эта конвенция (соглашение) дей-

ствует более чем в 100 странах. В 1891 г. было принято Мадридское соглашение, регла-

ментирующее  процесс  регистрации  товарного  знака  во  всех  странах  через  центральный


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

102

офис, расположенный в Женеве. Регистрация позволяет оспаривать права на товарный знак

в судебном порядке. Закон о регистрации товарных знаков Российской империи вступил в

силу в 1896 г. Он регламентировал, какие названия, эмблемы, буквы, орнаменты могут быть

зарегистрированы на продукции. После Октябрьской революции в 1922 г. Совнарком при-

нял декрет «О товарных знаках».

В настоящее время в России право называться товарным знаком определено Законом

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

от 23 сентября 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2002 г.). В соответ-

ствии с данным законом под товарным знаком и знаком обслуживания понимаются обозначе-

ния, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг

юридических или физических лиц. Этот закон также регламентирует обозначения, которые

могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, порядок государственной реги-

страции и оформления товарного знака, область его использования. Использование товар-

ного знака без разрешения, а также несанкционированное изготовление, применение, пред-

ложение к продаже, продажа, введение в иной хозяйственный оборот товарного знака или

товара запрещены и влекут за собой юридическую ответственность.

Для регистрации товарного знака оформляют заявку на товарный знак с приложением

его изображения, словесного описания и других реквизитов по Международной классифи-

кации товаров и услуг. Роспатент проводит официальную экспертизу, проверяя заявленные

обозначения на соответствие нормам, изложенным в законе, и патентную чистоту. По окон-

чании экспертизы либо выдается свидетельство на товарный знак, либо заявитель получает

отказ в его регистрации. Патентование товарных знаков осуществляется для того, чтобы

затем продавать права на использование товарного знака.

Товарный  знак  по  содержанию  тесно  связан  с  понятием  «бренд»  (от  англ.  brand  

клеймо, тавро). В практическом плане содержание товарного знака является основой бренда,

поэтому эти понятия нередко употребляются как синонимы. Но между ними имеется разли-

чие. Бренд формирует отношение потребителя к товарному знаку, т. е. представляет товар-

ный знак в сознании потребителей. В этой части бренд (в отличие от «чистого» товарного

знака) тесно связан с элементами социальной психологии.

В настоящее время как в России, так и за рубежом четкого, однозначного определе-

ния понятия «бренд» нет. На коммерческом и бытовом уровне бренд часто трактуется как

«раскрученная» торговая марка (товарный знак). Бренд создает потребительское предпочте-

ние, обозначает отличие от конкурентов, представляет товар удобным и легкодоступным для

покупателей. Бренд можно представить и как символ, дизайн, знак, с которым отождествля-

ется товар и его отличие от конкурентов. Сущность бренда более объемно характеризует

следующее определение: бренд – это атрибуты фирмы или товара, которые отражают их

индивидуальность, привлекают концентрированное внимание клиентов и создают имидж

фирме, способствуя повышению ее репутации и продвижению товара на рынок

2

.

При любом подходе бренд является образом товара в сознании потребителей, выра-

женным в символе, который позволяет потребителю выбирать определенный товар, значи-

мый для него. В общем виде бренд – это товарный знак и восприятие его потребителем.

Здесь еще просматривается одно различие между товарным знаком и брендом. Содержание

товарного знака формируется на правовой основе и регламентируется законом о товарном

знаке и нормативно-правовыми актами. А чувства, предпочтения, психологическое воспри-

ятие (сознательное и подсознательное), устойчивое впечатление о товарном знаке юридиче-

ски невозможно закрепить.

2

 Матанцев А.Н. 600 способов продвижения торговой марки. – М.: Дело и сервис, 2003.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

103

В управленческой практике, в частности в управлении интеллектуальной собственно-

стью, бренд выполняет три функции: 1) продвижение товара на рынок; 2) позиционирова-

ние товара в конкурентной среде; 3) идентификация (отождествление) товара и его произ-

водителя. Каждый бренд имеет свою индивидуальность, его сила в основном определяется

устойчивостью позиции товарного знака в сознании потребителей.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

104

 

9.2. Правовая защита объектов интеллектуальной

собственности и особенности их использования

 

 

9.2.1. Основы правовой охраны

интеллектуальной собственности

 

В условиях глобализации экономических и научно-технических отношений вопросы

правовой охраны интеллектуальной собственности, совершенствование ее системы рассма-

триваются  с  точки  зрения  совместимости  международных  и  отечественных  стандартов,

законодательных и нормативных документов. В вопросах охраны интеллектуальной соб-

ственности в настоящее время главную роль играет Всемирная организация интеллекту-

альной собственности (ВОИС). Конвенция, учреждающая ВОИС, была подписана в Сток-

гольме в 1967 г. и вступила в силу в 1979 г. На ВОИС возложена задача содействия охране

интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества между государствами

и обеспечения административного управления различными региональными организациями.

ВОИС представляет собой межправительственную организацию и является одной из 16 спе-

циализированных учреждений, входящих в состав ООН. Участниками ВОИС стали около

150 стран.

Каждая страна в силу своих возможностей и интересов приводит национальное зако-

нодательство в соответствие с международным. Россия не является исключением, хотя этот

процесс осложняется рядом причин (исторические факторы, недостаточная законодательная

база, особенности российского менталитета, отсутствие необходимого опыта и пр.). Основ-

ные  гаранты  права  по  интеллектуальной  собственности  изложены  в  Конституции  и  Гра-

жданском кодексе РФ. Так, Конституция РФ (ч. I, ст. 44) устанавливает: «Каждому гаран-

тируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов

творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Консти-

туция предписывает охранять интеллектуальную собственность в соответствии с законом.

Основная законодательная и нормативная база для правовой защиты интеллектуаль-

ной собственности в России сформирована в 1990-е гг. Был принят Гражданский кодекс

РФ, где дается новое определение интеллектуальной собственности (ст. 138): «Интеллек-

туальная собственность – это исключительное право гражданина или юридического лица

на результаты интеллектуальной деятельности, приравненные к ним средства индивидуа-

лизации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг

(фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. д.)». За последние 10 лет

для правового регулирования инновационной деятельности, в том числе для защиты автор-

ских прав на интеллектуальную собственность, принят ряд конкретных законодательных и

нормативных актов.

К основным из них можно отнести Патентный закон РФ, законы «О товарных знаках,

знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране

топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г., закон «Об авторском праве и

смежных правах» от 9 июля 1993 г., постановление Правительства РФ «О порядке использо-

вания изобретений и промышленных образцов, охраняемых на территории РФ авторскими

свидетельствами на промышленный образец, и выплаты их авторам вознаграждения» от 12

июля 1993 г. и др. Эти законы и нормативные акты в принципе уже позволяют «работать» с

объектами интеллектуальной собственности, они в известной мере создают определенную


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

105

правовую охрану, хотя нередко российские инновационные предприятия еще проигрывают

различные судебные процессы.

Несмотря  на  определенное  соответствие  российского  законодательства  по  охране

интеллектуальной собственности международному (точнее, сближение законов), его совер-

шенствование,  дополнение  и  изменение  могут  быть  беспрерывными.  Например,  присо-

единение  к  Всемирной  торговой  организации  требует  приведения  законодательства  об

интеллектуальной собственности в целом в соответствие с требованиями Соглашения по

торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); переход к Междуна-

родным стандартам финансовой отчетности (МСФО) также требует внесения изменений в

действующие законы и положения, в частности по вопросам учета нематериальных активов.

 

9.2.2. Возможности и особенности использования объектов

промышленной (интеллектуальной) собственности

 

Для эффективного управления использованием объектов промышленной собственно-

сти с учетом их особенностей необходимо знать, усвоить и четко представлять следующие

четыре момента:

1) состав и содержание отдельных объектов (юридическое и содержательное, их совме-

стимость);

2)  соотносительность  международных  стандартов  и  российских  законодательных  и

нормативных материалов;

3) идентичность учета объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и

их использования;

4) единый подход к оценке стоимости объектов промышленной собственности.

Первые два момента носят экзогенный (внешний) характер и мало зависят от иннова-

ционных предприятий, а последние два – носят эндогенный (внутренний) характер и имеют

непосредственное отношение к предприятиям, осуществляющим инновационную деятель-

ность. Если учесть значимость материальных и нематериальных активов, их соотношение,

то третий и четвертый моменты для предприятий могут стать решающими, особенно для

тех из них, которые полностью и профессионально занимаются инновационным бизнесом.

Поэтому весьма важен вопрос принятия объектов интеллектуальной собственности на учет

как нематериальных активов (НМА) и введения их в хозяйственный оборот.

Российские стандарты в отличие от МСФО предусматривают большее число ограни-

чений для принятия объектов интеллектуальной собственности на учет как нематериальных

активов. Основы учетного отражения нематериальных активов в российской практике опре-

делены в Положении по бухгалтерскому учету 14/2000 «Нематериальные активы». Опыт

промышленно развитых стран свидетельствует о том, что возможно более полное (чем в

существующей российской практике) учетное отражение целого ряда объектов интеллекту-

альных активов. Например, в США к нематериальным активам относят контракты с сотруд-

никами компаний, архивы и многие другие интеллектуальные права, способные приносить

доход, – всего 50 видов нематериальных активов против пяти видов активов, включенных

в ПБУ 14/2000. Совершенно очевиден уровень потерь предприятий, занимающихся инно-

вационным бизнесом, поскольку нематериальные активы, состоящие в основном из объек-

тов промышленной собственности, стали играть более важную роль, чем отражающиеся в

бухгалтерских балансах физические, материальные активы (доля нематериальных активов

нередко составляет 70–80 % рыночной стоимости предприятия).

Нематериальные активы весьма неоднородны по составу объектов, правовому режиму,

характеру использования и т. д. Для обоснованного учета нематериальных активов необ-

ходимо их упорядочение, что особенно важно при переходе к международным стандартам