Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7287
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
111
собственности. Особое место занимает этап коммерциализации результатов инновационной
деятельности, являющийся синтезирующим. Именно на этом этапе осуществляются обосно-
ванный отбор и ориентация на реализацию результатов, дающих наибольший эффект и обес-
печивающих конкурентоспособность нововведений (продукции, технологии и др.). Коммер-
циализация результатов дает возможность конкретно определить формы и пути правовой
защиты нововведений и выявить особенности формирования инфраструктуры для их вне-
дрения.
Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности рас-
ширяет функции управления интеллектуальной собственностью и в конечном счете повы-
шает эффективность управления инновационной деятельностью.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
112
Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание понятия «интеллектуальная собственность».
2. Перечислите объекты промышленной собственности.
3. Дайте характеристику изобретениям.
4. Как трактуется содержание промышленного образца?
5. Чем отличаются полезные модели от изобретений?
6. Что такое «бренд» и «гудвилл»?
7. Можно ли отнести «наименование места происхождения товара» к важным объектам
промышленной собственности?
8. На какие объекты промышленной собственности оформляются охранные доку-
менты в патентном ведомстве?
9. На основе каких законов осуществляется правовая охрана интеллектуальной соб-
ственности?
10. Почему важен вопрос принятия объектов интеллектуальной собственности на учет
как нематериальных активов?
11. Для каких целей может быть использована классификация нематериальных акти-
вов?
12. В каких формах может быть использована интеллектуальная собственность на
предприятиях?
13. Какими преимуществами характеризуется использование интеллектуальной соб-
ственности в уставном капитале предприятий?
14. Какими обстоятельствами обусловлена возможность и необходимость вовлечения
объектов промышленной собственности в хозяйственный оборот?
15. Охарактеризуйте алгоритм процесса вовлечения в хозяйственный оборот объектов
промышленной собственности и результатов инновационной деятельности, охраняемых в
режиме производственной (коммерческой) тайны.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
113
Глава 10
Зарубежный опыт управления
инновационной деятельностью
10.1. Управление инновационной деятельностью
в промышленно развитых странах
10.1.1. Национальные инновационные системы и
тенденции в управлении инновационным развитием
В последние 20 лет стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновацион-
ной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей – обеспечивают основу устой-
чивого экономического роста. Научно-технический прогресс меняет масштабы и структуру
производства, оказывает существенное влияние на состояние мировой экономики. В 1990-
е гг. возросшие темпы научно-технических изменений, бурное развитие наукоемких произ-
водств и услуг дали новый импульс ускорению экономического роста в промышленно раз-
витых странах. В мировом хозяйстве формируется новая парадигма роста на базе исполь-
зования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Это предопределило
разработку концепции национальных инновационных систем (НИС), которые рассматри-
вают отдельные элементы инновационного процесса как взаимосвязанные звенья сложной
системы, функционирование которой обеспечивается определенным набором институцио-
нальных факторов.
Национальная инновационная система представляет собой комплекс институтов пра-
вового, финансового, организационного и социального характера, обеспечивающих инно-
вационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические
и культурные особенности. Инновационная система формируется под влиянием множества
объективных для данной страны факторов, включая ее размеры, наличие природных и тру-
довых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм пред-
принимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами
направления и скорости эволюции инновационной активности. Кроме того, каждая НИС
характеризуется определенной структурой и некоторой степенью упорядоченности, пред-
полагающими достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в
каждой стране складывается национальная конфигурация институциональных элементов).
Созданы модели национальных инновационных систем, в рамках которых формируются их
национальные особенности. К таким особенностям НИС могут быть отнесены большая или
меньшая роль государства и частного сектора в выполнении инновационных функций, отно-
сительное значение крупного и мелкого бизнеса, соотношение фундаментальных и приклад-
ных исследований и разработок, динамика развития и отраслевая структура инновационной
деятельности.
Несмотря на разнообразие национальных научных систем и их особенностей, для
основных промышленно развитых стран в управлении инновациями прослеживается ряд
общих тенденций. К ним относятся:
• усиление регулирующих функций государства в инновационной сфере;
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
114
• усиление целевой ориентации инновационных разработок. В настоящее время все
более отчетливо проявляется стремление государств широко использовать инновации для
решения таких задач, как развитие биотехнологий, электроники и телекоммуникаций,
охрана окружающей среды;
• использование крупных национальных, межотраслевых и глобальных научно-техни-
ческих программ;
• постепенный переход к долгосрочному программированию развития инноваций.
Многие компании стремятся иметь программы инновационных разработок, рассчитанных
на долгосрочную перспективу (10 и более лет). Это же характерно и для государственных
научно-технических программ;
• глобализация инновационной сферы, которая проявляется в растущей доле зарубеж-
ного финансирования научных исследований в большинстве развитых и новых индустри-
альных стран, а также в создании инновационных организаций (подразделений) в регионах
с благоприятным инвестиционным климатом. Формирование глобальной инновационной
сферы на базе исследовательских сетей меняет не только содержание и приоритеты иссле-
дований, но и природу корпораций, обновляет стиль и методы управления, создает основы
новой корпоративной культуры.
Новейшей тенденцией является сокращение прямого государственного участия в
финансировании инновационной деятельности. Кроме того, к общим тенденциям следует
отнести интеграцию различных областей науки, техники и производства и развитие системы
горизонтальных связей. Горизонтальные связи типа «отрасль – отрасль», «предприятие –
предприятие» и др. обеспечивают межотраслевую передачу технологий. Опыт США и дру-
гих стран показывает, что создание «третьего звена» между наукой и производством в рамках
расширения горизонтальных связей, т. е. системы организаций (консультационные фирмы,
специализированные организации по внедрению инноваций, обслуживанию потребителей),
значительно облегчило межотраслевой научно-технический обмен и способствовало эффек-
тивному внедрению инноваций.
Эти тенденции свидетельствуют о сочетании в промышленно развитых странах наци-
ональной и глобальной научно-технической, инновационной стратегии. Хотя глобализация
выводит за пределы этих стран значительную часть инновационной деятельности, ее основы
по-прежнему остаются национальными. Основная причина заключается в тесной зависимо-
сти процесса нововведений от условий каждой страны, сложившихся отношений с научным
сообществом и потребителями, финансовых возможностей и кадрового потенциала. Все это
приводит к разработке и реализации в каждой промышленно развитой стране государствен-
ной инновационной политики, направленной на создание благоприятного климата для осу-
ществления инновационных процессов.
10.1.2. Методы воздействия государства
на инновационную деятельность
Реализация государственной инновационной политики требует применения адекват-
ных форм и методов управления инновационной деятельностью. В современных условиях
существует множество форм управления инновациями на разных уровнях (от подразделе-
ний корпораций до государства). Как и всякая иная политика, инновационная политика нео-
динакова в разных странах, хотя и подчинена одной цели – стимулированию инновационной
активности и развитию научно-технического потенциала. В целях стимулирования инно-
вационной активности применяются разные методы взаимодействия государства, которые
могут быть подразделены на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономи-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
115
ческой ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регу-
лирования.
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осу-
ществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и про-
граммно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде пря-
мого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными
законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Про-
граммно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает кон-
трактное финансирование последних посредством осуществления государственных целе-
вых программ поддержки нововведений, в том числе на малых наукоемких фирмах. В США
программно-целевой подход используется в настоящее время как особо важная форма про-
ведения государственной научно-технической политики и основной метод государственного
финансирования, прежде всего военно-космических НИОКР. Особое место в системе пря-
мых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стиму-
лирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию уни-
верситетов с промышленностью.
К косвенным методам воздействия государства в промышленно развитых странах
относится либерализация налогового законодательства, в частности применение налоговых
льгот. В промышленно развитых и новых индустриальных странах используются следую-
щие виды налоговых льгот, которые стимулируют инновационную деятельность [15]:
• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реали-
зации инновационных проектов;
• снижение ставок налога на прибыль, направленную на выполняемые по заказу и
совместные НИОКР;
• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патен-
тов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллекту-
альной собственности;
• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудова-
ния, передаваемых НИИ, вузам;
• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е.
отсрочка налоговых платежей из прибыли в части затрат на инновационные цели;
• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятель-
ность которых связана с финансированием инноваций.
К косвенным методам воздействия в области инновационной политики относятся и
законодательные акты. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на
инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное
право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуаль-
ную собственность, что предполагает монополию автора на инновационное решение. Это
обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать «инновацион-
ную ренту», т. е. плату за пользование его изобретением. Такое положение в конечном счете
благоприятно сказывается на активности научно-инновационной работы в стране.
При всем многообразии форм и методов стимулирования инновационной деятельно-
сти со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах просле-
живается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве
специфического элемента государственного регулирования. Так, имеется согласованность
инновационной политики со всеми направлениями государственной экономической поли-
тики; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государствен-
ного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу.