Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9644

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

146 

        t

пр

- номер (начиная от нуля, совмещаемого с концом календарного пери-

ода, в котором происходит оценка) периода, в котором предполагается пере-
продажа венчурным инвестором своей доли в предприятии; 
Б) чистая текущая стоимость проекта NPV = -I

o

 + Σ А

/ (1+i)

Где   I

o

 – первоначальные инвестиции; 

В) Формула средневзвешенной стоимости капитала и одновременно индиви-
дуальной (с учетом рисков проекта) ставки дисконта   для дисконтирования 
ожидаемых денежных потоков (I

св

) может быть записана как: 

Применительно к международной законодательной практике: 
i

св

 = d

ск

* i + d

зк

* i

кр

* (1-h) 

где d

ск 

– доля собственного капитала в финансах предприятия; 

i – индивидуальная ставка дисконта; 
d

зк 

– доля заемного капитала в финансах предприятия; 

h – ставка налога с прибыли; 
i

кр

 – кредитная ставка процента по обязательствам предприятия; 

г) индивидуальная ставка дисконта (i) 
i = r + s + b*(R

M

 - R), где  

r – реальная безрисковая годовая ставка процента; 
s – инфляционные ожидания (ожидаемый годовой темп инфляции); 
 b  –  соотношение  между  рискованностью  изучаемого  и  среднеотраслевого 
проекта; 
(R

M

 - R) – рыночная премия за риск; 

R

– средняя доходность нессудных инвестиций в экономике (оценивается по 

средней акций на фондовом рынке); 
R – годовая доходность государственных облигаций. 
При определении внутренней нормы прибыли рекомендуется воспользовать-
ся  методом  итерации.  Легче  осуществить  расчеты  с  помощью  электронных 
таблиц Excel, но можно применить метод, заключающийся в следующем: 
1. Подставляя в формулу расчета NPV различные значения ставки дисконта, 
находим такие, при которых значение NPV наиболее близко нулю. 
2. Допустим, например, при i = 19 NPV1 чуть больше нуля, а при i = 20 NPV2 
-  чуть  меньше.  Как  найти  точное  значение  ставки  дисконта,  при  которой 
NPV=0, т.е. значение внутренней нормы прибыли k? 
3. 20-19=1%. Используем следующую формулу: 
                                   NPV1 
k = 19  + 0,01* ------------------------ 
                           NPV1 + NPV2 
 
8)  Разработать рейтинговую систему оценки инновационных проектов 
 
9)  Определить  уровень  устойчивости/чувствительности  более  рискованного 
по данному показателю проекта. 

Показатели 

1 проект 

2 проект 

Текущие затраты, тыс. руб.                                  Х 

180 

1875 

Предельные текущие затраты, тыс. руб.              х 

205 

2050 


background image

 

 

147 

10) Определить уровень устойчивости/чувствительности менее рискованного 
по данному показателю проекта. 

Показатели 

1 проект 

2 проект 

Цена за единицу продукции, руб. 

250 

300 

Предельная цена за единицу продукции, руб. 

220 

270 

 

Рекомендации:  
 
 
X - исходное значение факторообразующего показателя; 
х - значение факторообразующего показателя, определяющего уровень 
устойчивости проекта. 
Если %Ч>10%, проект считается нечувствительным к изменению показателя, 
если %Ч<10%, проект чувствителен к изменению данного фактора.  

 

11)

 

Определите предельное негативное значение доходности альтернативных 

вложений для менее рискованного по данному показателю проекта. 

 

Показатели 

1 проект 

2 проект 

Внутренняя норма доходности, % 

45 

50 

Доходность альтернативных вложений, % 

10 

12 

Премия за риск инвестора, % 

Уровень инфляции, % 

12 

14 

 

Предельный риск = ВНД-(ДАВ+УИ) 
 
12)  
Определите  предельное  негативное  значение  премии  за  риск  инвестора 
для более рискованного по данному показателю проекта. 
 

Показатели 

1 проект 

2 проект 

Внутренняя норма доходности, % 

45 

50 

Доходность альтернативных вложений, % 

10 

12 

Премия за риск инвестора, % 

Уровень инфляции, % 

12 

14% 

 

 
Контрольный тест 
1) Характеризует возможность использования результатов выполняемых ис-
следований в других НИР и ОКР и обеспечивает получение информации, не-
обходимой для создания новой продукции: 

 

научный эффект; 

 

научно-технический эффект; 

 

экономический эффект; 

 

социальный эффект. 

2) Вы инвестировали свои средства в новый проект. Каков Ваш выбор – по-
лучение 5000 $ через год или 12000 $ через 6 лет, при  цене капитала 20 %? 

 

5000 $ через год; 

100

%

X

x

X

Ч


background image

 

 

148 

 

12000 $ через 6 лет. 

3)  Такие  показатели  технико-организационного  уровня  производства  как 
техническая  управляемость,  безотходность  и  экологичность,  гибкость  и 
адаптивность относятся к показателям: 

 

научно-технического уровня; 

 

уровня организации; 

 

уровня технологии; 

 

уровня техники. 

4) Дисконтирование это процесс определения: 

 

текущей стоимости будущих доходов и затрат; 

 

будущей стоимости текущих затрат и расходов; 

 

будущих потоков наличности; 

 

издержек по проекту. 

5) Форма, при которой экономический рост обеспечивается не за счет дополни-
тельных затрат ресурсов, а за счет их более высокой отдачи: 

 

интенсивная форма экономического роста; 

 

экстенсивная форма экономического роста; 

 

динамическая форма экономического роста; 

ресурсная форма экономического роста. 
 
 
12.  ИННОВАЦИОННЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ  И  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ 
УПРАВЛЕНИЕ 
 

Инновационный характер стратегического управления 

В  условиях  рыночной  экономики  руководителю  недостаточно  иметь 

хороший продукт,  он  должен иметь  хороший  бизнес  -  внимательно следить 
за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, 
чтобы не отстать от конкурентов. Выбор стратегии является залогом успеха 
инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не су-
меет  предвидеть  изменяющиеся  обстоятельства  и  отреагировать  на  них  во-
время. 

Стратегическое управление инновациями является составной частью 

инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации 
инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный ска-
чок  в  предпринимательстве,  производстве  или  социальной  среде  предприя-
тия.  В  широком  смысле  стратегическое  управление  на  предприятии  имеет 
дело с процессом предвидения глобальных изменений в экономической ситу-
ации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих 
его выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов 
успеха. 
        По  своей  сущности  любые  стратегические  меры,  предпринимаемые 
предприятием, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе, 
основаны  на  нововведениях  в  его  экономическом,  производственном  или 


background image

 

 

149 

сбытовом потенциалах. Стратегия нововведений (инновационная политика) 
предполагает объединение целей технической политики и политики капита-
ловложений  и  направлена  на  внедрение  новых  технологий  и  видов  продук-
ции.  Она  предусматривает  выбор  определенных  объектов  исследований,  с 
помощью которых предприятие стремится содействовать, в первую очередь, 
систематическим  поискам  новых  технологических  возможностей.  В  этом 
смысле стратегическое управление инновациями ориентируется на достиже-
ние будущих результатов непосредственно через инновационный процесс. 

Выделяют "внутреннюю стратегию", которая заключается в эффектив-

ном распределении ресурсов, формировании оптимального портфеля бизне-
са. А также – «внешнюю», в рамках которой  ставится задача обеспечить эф-
фективное приспособление  к изменению внешней среды. 
 

Фазы стратегического управления инновациями 

 Инновационная стратегия, выработанная на основе теории жизненного 

цикла  продукта,  учитывает  фазы,  в  которых  находится  продукт.  Средства  в 
развитие  и  освоение  продукта  нужно  вкладывать  значительно  раньше,  чем  
будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочных позиций на рын-
ке.  Поэтому  стратегическое  планирование  научно-технической  политики 
требует  выявления и  прогнозирования тенденций развития  каждого поколе-
ния соответствующей техники. Необходимо знать, в какой момент предлага-
емое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к 
этой  стадии  придет  конкурирующий  продукт,  когда  целесообразно  начать 
освоение, когда расширение, а когда наступит спад производства (рис. 12.1.). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 12.1. Циклы выпуска сменяющих друг друга продуктов 

Стратегические  мероприятия  предприятия,  независимо  от  его  типа  и 

размера, осуществляются по определенному сценарию. Он представляет со-
бой логическую последовательность шагов, предпринимаемых предприятием 
для достижения поставленных им стратегических целей. Содержание и мас-
штабы  инновационных  мероприятий  на  разных  предприятиях  могут  быть 
разноликими, но внутренняя логика шагов является для всех постоянной. 

Методической  предпосылкой  разработки  стратегического  сценария 

предприятия является понимание его сущности как открытой системы, тесно 
взаимодействующей с внешней средой. 

время

 

Объем 
выпуска 


background image

 

 

150 

Первый,  основополагающий  шаг  сценария  –  разработка  философии 

предприятия,  под  которой  следует  понимать  кредо  его  существования,  вер-
ховные принципы деятельности. 

Предпринимательская политика формулирует в виде установок свои 

намерения  сбалансированного  поведения  предприятия  как  по  отношению  к 
объектам  внешней  среды  (клиенты,  поставщики,  кредиторы,  государство, 
общество),  так  и  по  отношению  к  внутрипроизводственным  факторам  (ре-
сурсы, мощности, персонал, технология и т.п.). Предпринимательская поли-
тика определяет миссию или стратегический облик предприятия
Функция миссии по данной схеме заключается в том, чтобы организация как 
экономическая  система  в  своем  движении  к  стратегическим  целям  действо-
вала в согласии, равновесии, гармонии со своей внутренней и внешней сре-
дой.  
        Инновационная  стратегия  задает  цели  инновационной  деятельности, 
выбор средств их достижения и источников привлечения этих средств. Стра-
тегические  цели  отражают  генеральную  линию  развития  предприятия.  Они 
призваны, с учетом условий окружения и достигнутого потенциала, материа-
лизовать принципы и намерения, которые заложены в философии, предпри-
нимательской политике и  стратегическом облике (миссии) организации. Они 
находят отражение в совокупности планируемых продуктово-рыночных ком-
бинаций и показателях, характеризующих желаемое развитие предприятия и 
необходимые для этого ресурсы.   
         Постановка  и  формулирование  стратегических  целей  служат  исходной 
базой для выбора и разработки обеспечивающих их достижение стратегий. 

Реализация  стратегии  осуществляется  посредством  решения  системы 

оперативных задач. 
 

Продуктовые и рыночные инновационные стратегии 

Различают  классификацию  продуктовых  инновационных  стратегий  и 

рыночных инновационных стратегий. 
        По отношению к продуктам стратегия бывает: 
1.  Традиционная – цель: повышение качества существующих товаров (такая 

стратегия не является перспективной, скорее ведет к отставанию сначала в 
технико-технологическом, а затем и в экономическом отношении). 

2.  Оппортунистическая  –  нацелена  на  поиск  новых  продуктов,  которые  не 

требуют  больших  затрат  на  НИОКР,  но  с  которым  она  некоторое  время 
сможет единолично присутствовать на рынке (эта стратегия предполагает 
отличное знание рыночной ситуации, скрытого спроса потребителей, вы-
сокий  уровень  развития  организации  и  адаптационных  способностей;  ее 
слабое место в том, что высок риск утраты монопольного положения). 

3.  Имитационная  –  сторонники  этой  стратегии  предпочитают  не  разрабаты-

вать, а покупать новые технологии у других, например путем закупки ли-
цензий.  Необходима  высокая  специальная  квалификация  для  адаптации 
оригинального продукта умственного труда.