Файл: МУ к прак. Этнопедагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 581

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое занятие № 5

Тема: Межкультурная толерантность.

Цель работы: формирование системы знаний об особенностях формирования межкультурной толерантности.

Теоретическое обоснование работы:Под межкультурной толерантностью понимается моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Она выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

В качестве основных функций межкультурной толерантности большинство исследователей выделяют культуросохраняющую, мирообеспечивающую, регулирующую и коммуникативную. Культуросохраняющая функция обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. Мирообеспечивающая функция определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам, служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона. Регулирующая функция позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы. Коммуникативная функция развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Одним из важнейших и перспективных средств воспитания межкультурной толерантности является обращение к технологии диалога культур. Цель освоения способов коммуникации разнородных культурных практик достигается посредством осознания своей культурной социализации и жизненных связей через приобретение знаний о других культурах и их реализацию в конкретных ситуациях на основе формирования интереса к другому, интенции понимания других культур, на основе опыта контактов с другими формами и ориентациями культурной жизни, через преодоление ложных и негативных культурных стереотипов. В этом ключе формируется умение решать конфликты, возникающие в связи с различной этнической, религиозной, культурной принадлежностью, и действовать по совместно выработанным правилам, то есть находить общие основания для совместной жизни.

Содержание и порядок выполнения работы: Сравнить этнический характер наций (по выбору студентов)

Литература: Журналы: «Педагогика высшей школы», «Образование и наука», «Педагогика», «Воспитание школьника», «Педагогика начальной школы», «Народное образование», «Алма матер»



Практическое занятие № 6

Тема. Реализация этнокультурных интересов в Казахстане.

Цель занятия: изучит национальные программы и их значимость в осуществлении этнопедагогической работы в школах Республики Казахстан.

Теоретическое обоснование: Республикой Казахстан взят курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, на недопустимость дискриминации по этническому или расовому признаку. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено на сохранение межэтнической стабильности, утверждение казахстанского патриотизма, этническое возрождение народа. Поэтому этнические предвзятость и конфронтация, идеи национального превосходства расцениваются как противоречащие государственным интересам.

Специфика Казахстана определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В республике проживают представители многих наций и национальностей. Некоторые из них - компактно, что усиливает этнокультурное многообразие и особенности Республики Казахстан. По культурно-языковым различиям население страны в целом делится по преимущественной ориентации на один из двух языков - государственный и русский, коммуникативная значимость и распространенность которых неравнозначны. Кроме того, представители нескольких национальных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.

Поэтому становится актуальной разработка официальной политики государства в сфере межэтнических отношений, интерпретирующей этносоциальную ситуацию в целом и ее отдельные аспекты. Ее частью должна быть концепция реализации этнокультурных интересов населения в области образования. Основной идеей последней является создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп и, одновременно, освоение ценностей и стандартов других культур. Важно, что при этом не утрачивается этническая идентичность и обеспечивается восприятие ими общегосударственных ценностей.

Содержание и порядок выполнения работы.

Национальные программы «Атамекен», Елим ай» и др. и их значимость в осуществлении этнопедагогической работы в школах Республики Казахстан (работах в группах)

Литература: Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан


Практическое занятие № 7

Тема: Характер и содержание деятельности в направлении этнопедагогического воспитания.

Цель занятия: вооружить студентов знаниями об особенностях этнопедагогического воспитания.


Теоретическое обоснование: «Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Содержание образовательного процесса, включающего в традиционное обучение этнокультурный компонент, способствует формированию толерантности, патриотических чувств и нравственного поведения личности ребенка. Этнические традиции и обычаи в конкретном их исполнении  выражают этнические чувства, особенности психологии и формируют этническое самосознание личности. В самом широком смысле, средством воспитания называется совокупность материальных и идеальных элементов действительности, используемых как орудия, инструменты воспитания. Это процессы, явления, ситуации и предметы оказывающие через насыщение национально-регионального компонента содержание образования и реализуются этнонациональные традиции регионов. Различные виды деятельности (учение, труд, спорт, игра, досуговая деятельность) могут быть средствами воспитания, если пронизаны социально ценными отношениями. В этом смысле, средствами воспитания этнокультуры являются все элементы национальной и межнациональной культуры, задействованные в непосредственной социальной среде: язык общения, фольклор, искусство, архитектура, литература, музыка, народные промыслы, обрядовые и ритуальные традиции, народный этикет и др. Специфическими средствами воспитания в педагогике этнокультуры могут рассматриваться те, которые целенаправленно выбраны педагогом для формирования межэтнической толерантности и формирования этнического самосознания детей. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Сущность этнокультурного воспитания заключается в сохранении, формировании и развитии этнической самобытности личности, её культуры, самосознания на основе преемственности поколений с учетом современных изменяющихся условий. Например. даются знания об украшениях национального костюма хакасов через фрагмент урока.

Содержание и порядок выполнения работы.

  1. Цель, задачи и основные направления этнопедагогической работы в школе.

  2. Роль и место предметных уроков в этническом воспитании учащихся.

  3. Внеклассная этнопедагогическая работа.

Литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2006.- 256с.

  2. Педагогика. Курс лекций. Алматы: «Нұрлы Әлем», 2003. – 368с.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная учебная литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)

  2. Калыбекова Асма Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. Алматы: БАУР, 2006.-364 с. (ч/з)

  3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.-Алматы: Галым, 1998.-317 с. (ч/з)

  4. Кожахметова К.Ж., ТаубаеваШ.Т., Джанзакова Ш. Методология общей и этнической педагогики в логико-структурных схемах. – Алматы, 2005. (ч/з)



Дополнительная учебная литература:

  1. Ахиярова К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа, 2000

  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М., 2003

  3. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие/ Под ред. Д.И. Латышиной. – М., 2004.

  4. Стефаненко Т. Этнопсихология. – М., 2000.

  5. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. – М., 1992.

  6. Этнопедагогика народов Казахстана/ Под. ред. Г.И. Волкова, К.Ж. Кожахметовой. – Алматы, 2001.


Периодическая литература:

Журналы: «Педагогика высшей школы», «Образование и наука», «Педагогика», «Воспитание школьника», «Педагогика начальной школы», «Народное образование», «Алма матер»


Периодическая литература:

Журналы: «Педагогика высшей школы», «Образование и наука», «Педагогика», «Воспитание школьника», «Педагогика начальной школы», «Народное образование», «Алма матер»

Шкала выставления рейтинга студента



Вид

контроля



Недели

Итоги 1-го рейтинга (Р-1)



Недели

Итоги 2-го рейтинга

(Р-2)



1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Посещение

*

*

*

*

*

*

7

*

*

*

*

*

*

*

8

*

2

Конспект

лекций



*


*


5





*


*

5


3

Выполнение заданий СРС


*

*

*

*

*

30



*

*

*

*

*

30


5

Выполнение заданий СРСП

*

*

*

*

*


30



*

*

*

*

*

30


6

Выполнение заданий рубежного контроля







20








20


7

Другие виды



*



*

8





*


*

7



Итого







100








100



Доля от

итоговой

оценки







30%








30%


Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется по формуле:

где: Р1 - процентное содержание оценки 1-го рейтинга, Р2 - процентное содержание оценки 2-го рейтинга, Э - процентное содержание экзаменационной оценки (тест-экзамен)

- рейтинговый контроль – 40%

- экзамен – 60%

Критерии оценки знаний студентов: студент может получить максимальный балл при условии посещения лекционных занятий, занятий по СРСП, выполнении всех заданий по СРСП и СРС; поощрительные баллы - за творческий подход к выполнению заданий, штрафные баллы - за незавершенные письменные работы, невыполнение заданий, пропущенные занятия, не сданные к установленному сроку задания.


Виды контроля учебной дисциплины: текущий, рубежный и итоговый контроль,
предусмотренный в ходе изучения дисциплины». Средства контроля: посещение занятий,
контрольная работа, опрос, коллоквиум, реферат.

Общая шкала оценки знаний

Буквенная оценка

Цифровой эквивалент баллов

%-е содержание усвоения уч. дисц.

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

отлично

А-

3,67

90-94



В+

3,33

85-89

хорошо

В

3,0

80-84



В-

2,67

75-79



С+

2,33

70-74



удовлетворительно






С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

неудовлетворительно

Политика академического поведения: Политика курса включает следующий рекомендуемый перечень требований преподавания к проведению занятий и дисциплине студента:

  • не пропускать занятия

  • не опаздывать на занятия

  • активно участвовать в учебном процессе

  • пунктуальность, аккуратность, обязательность

  • выполнение самостоятельных заданий

  • работа в команде и участие в дискуссиях

  • терпимость, доброжелательность, открытость