ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2019
Просмотров: 982
Скачиваний: 4
- план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.
Планирование работы классного руководителя предусматривает орнганизацию активной и творческой работы учащихся, родителей, учителей класса.
Содержание и порядок выполнения работы:
-
План воспитательной работы с классом как «конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях»: назначение, функции, виды и структура.
-
Педагогические требования к составлению плана внеклассной воспитательной работы.
-
Взаимосвязь планов внеклассной воспитательной работы школы и класса.
Контрольные вопросы:
-
Составить план воспитательной работы по одному из предложенных образцов:
Модель плана по ключевым делам
Месяц |
Ключевое дело месяца, подготовка к нему |
Ответственный совет дела |
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
|
|
Ноябрь |
|
|
Декабрь |
|
|
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
Март |
|
|
Апрель |
|
|
Май |
|
|
Модель плана работы педагога-воспитателя
Неделя четверти |
Программы воспитания |
||||||
Здоровье |
Учение |
Труд |
Общение |
Образ жизни |
Досуг |
||
в семье |
в школе |
||||||
1 неделя |
|
|
|
|
|
|
|
2 неделя |
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
-
Гуткин Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М.:Центр Педагогический поиск, 2003. – ISBN 5901030494
-
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. – 144с. ISBN 5769517506
-
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480с. ISBN 5931341692
-
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие/В.М. Коротков, А.Ю. Гордин, В.В. Жуков. – М.: Просвещение, 1990. – 176с. ISBN 5690017417
Практическое занятие № 7.
Тема: Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками
Цель занятия: Познакомитьтся с основными особенностями работы в учреждениях дополнительного образования.
Теоретическое обоснование: Патриотическое воспитание невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.
Нравственнось в науке может проявляться в трех аспектах:
- в культуре научных дискуссий;
- в степени безопасности научных открытий для человека;
- в этичности исследований по отношению к чкловеку вообще и будущим поколениям в частности.
Эстетика – это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства.
Однако понятие о красоте субъективно. На определение прекрасного существенное влияние оказывают целый ряд социально-психологических обстоятельств (эпоха, национальные и расовые факторы, классовая принадлежность, мода, индивидуальные психологические особенности личности).
Эстетические знания нужны любому школьнику. Хотя они не заменят уроков литературы, истории, труда, искусств, где он сталкивается с непосредственными проявлениями красоты, все же они послужат дополнением к нимм. Путеводителем по стране прекрасного.
Экологическое воспитание является частью экологического образования. Все проблемы окружающей среды имеют коллективный хаактер. Охрана окружающей среды – это опосредованное отношение друг к другу. Экологическое сознание формируется лишь в процессе деятельности.
Главная задача экологического образования – содействие формированию гражданина.
Цель экологического воспитания на уроках – сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, личность, готовую к практической деятельности, к пропоганде экологических идей, защите и улучшению окружающей среды.
Содержание и порядок выполнения работы.
1. Организация внеклассной воспиательной работы со школьниками по формированию:
- патриотизма и гражданственности, духовно-нравственной культуры, культуры общения;
-учебно-познавательных интересов, интеллектуальной, эстетической и этнической культуры;
- экологической культуры, культуры семейных отношений, здорового образа жизни, по решению задач трудового воспитатния, самовоспитания и саморазвития.
Контрольные вопросы:
-
Перечислите основные задачи патриотического воспитания.
-
Какие цели и задачи решает семейное воспитание?
-
Каким образом осуществляется трудовое воспитание в школе?
-
В чем суть самовспитания и саморазвития?
Литература:
-
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – с. 256 ISBN 5691001744
-
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480с. ISBN 5931341692
-
Рожков М.И., Байбордова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384с. ISBN 5305001021
-
Ченоусова Ф.П. Направления , содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе: Методические рекомендации. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 160с. ISBN 5901030680
Практическое занятие № 8.
Тема: Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками
Цель занятия: Познакомитьтся с особенностями анализа и самоанализа воспитательной работы.
Теоретическое обоснование: Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности коллектива на очередной период, тем вернее, оптималнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.
Для проведения анализа воспитательной работы в классном или первичном коллективе необходимо иметь следующую информацию:
-
четко сформулированные воспитательные и организационно-педагогические задачи;
-
материалы, отражающие результаты воспитатлеьного процесса;
-
перечень педагогических средств, использованных для решения поставленных задач;
-
сведения об эффективности влияния используемых педагогических средств.
Анализ воспитательной работы классный руководитель осуществляет, ориентируясь на задачи, поставленные на соотествующий период. В то же время в ходе анализа выявляются, обосновываются новые задачи или конкретизируются задачи предыдущего периода. Таким образом, анализ воспитательной работы тесно связан с целеполаганием.
Содержание и порядок выполнения работы.
-
Особенности анализа формы воспитательной работы.
-
Коллекивный анализ воспитательного мероприятия в классе.
-
Самоанализ и самооценка субъектами воспитания воспитательной работы в школе и классе.
-
Педагогическая рефлексия как необходимый этап во внеклассной воспитателбной работе с учащимися.
Контрольные вопросы:
-
В чем суть аналитической деятельности классного руководителя? Что анализирует классный руководитель?
-
Какая информация и из каких источников необходима классному руководителю для анализа воспитательной работы за учебный год?
-
Обоснуйте и подтвердите примерами взаимосвязь анализа, целеполагания и планирования в работе классного руководителя.
Литература:
-
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – с. 256 ISBN 5691001744
-
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480с. ISBN 5931341692
-
Рожков М.И., Байбордова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384с. ISBN 5305001021
-
Ченоусова Ф.П. Направления , содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе: Методические рекомендации. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 160с. ISBN 5901030680
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (имеется в ч/з ИнЕУ):
-
Гуткин Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М.:Центр Педагогический поиск, 2003. – ISBN 5901030494
-
Дик Н.Ф. , Дик Т.И. Воспитательная работа со старшеклассниками. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2008. – 350с. ISBN 97852221287
-
Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. – М.: Педагогический поиск, 2004с. ISBN5901030710
-
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. – 144с. ISBN 5769517506
-
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – с. 256 ISBN 5691001744
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (имеется в ч/з ИнЕУ) :
-
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – 208с. ISBN 5701024710
-
Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176с. ISBN 5305000289
-
Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 221с. ISBN 5691012770
-
Классное руководство в современной школе: практическое пособие/ сост. Н.В. Щебланина. – М.: Аркти, 2007. – 104с. ISBN 9785415604
-
Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан. – Астана, 2000. – 28с.
-
Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Дону: Март, 2004. – 352с. ISBN 5241004084
-
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480с. ISBN 5931341692
-
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие/В.М. Коротков, А.Ю. Гордин, В.В. Жуков. – М.: Просвещение, 1990. – 176с. ISBN 5690017417
-
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 144с. ISBN 5769524049
-
Рожков М.И., Байбордова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384с. ISBN 5305001021
-
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие для классного руководителя. – М.: Центр Педагогический поиск, 2002. – 160с. ISBN 590103028
-
Ченоусова Ф.П. Направления , содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе: Методические рекомендации. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 160с. ISBN 5901030680
Тестовые задания по дисциплине «Теория и методика воспитательной работы»
1. Под воспитанием подразумевается:
-
Приспособление человека к нормам и ценностям общества.
-
Целенаправленный процесс создания благоприятных условий для образования, развития и саморазвития личности ребенка.
-
Сознательно регулируемый процесс присвоения человеком социального опыта, системы культурных ценностей и солильных ролей общества.
-
Процесс развития личности.
-
Становление человека под воздействием всех без исключения факторов.
2. Воспитание как педагогический процесс характеризуется следующей закономерностью:
-
Регламентированность.
-
Целенаправленность.
-
Закрытость.
-
Авторитарность.
-
Подчинение окружающим условиям.
3. Под педагогической диагностикой понимается:
-
Особый вид познания сущности явлений.
-
Вид педагогической деятельности, позволяющий выявлять особенности развития педагогического процесса, прогнозировать ближайшее будущее и определять пути развития или коррекции.
-
Распознание единичного случая с клиентом в сравнении с общими симптомами болезни.
-
Раскрытие сущности процесса обучения.
-
Нет правильного ответа.
4. К методам изучения коллектива относятся:
-
Метод математической статистики.
-
Социометрия.
-
Убеждение.
-
Ранжирование.
-
Беседа.
5. Содержание воспитания включает в себя:
-
Совокупность знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности.
-
Совокупность теоретических положений и идей научно-педагогической деятельности.
-
Совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности, направленная на образование и развитие личности ребенка.
-
Восприятие, осмысление, закрепление.
-
Методы и приемы воспитания.
6. К условиям формирования содержания воспитания относятся:
-
Воспитательная деятельность.
-
Воспитывающая среда.
-
Гуманное общение.
-
Все ответы верны.
-
Нет правильного ответа.
7. Под методом воспитания понимается:
-
основное правило взаимодействия субъектов воспитания
-
способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели
-
совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания
-
внешнее выражение организации процесса воспитания
-
материальные объекты, используемые в процессе воспитания
8. В классификацию методов воспитания Ю.К.Бабанского входит следующая группа методов:
-
методы формирования коллектива
-
методы стимулирования и мотивации детей
-
методы изучения личности
-
объяснительно-иллюстративные методы
-
проблемные методы
9. Ведущим методом нравственного воспитания является:
-
порицание
-
упражнение
-
убеждение
-
беседа
-
диспут
10. Под КТД подразумевается:
-
совокупность приемов, операция процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела
-
воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения и обучения
-
события и ситуация в коллективе, организуемые педагогом для детей
-
мероприятия под единоличным руководством воспитателя
-
не запланированное воспитательное мероприятие
11. В основе концепции формирования общечеловеческих ценностей, прежде всего, лежит:
-
аксиологический подход
-
деятельностный подход
-
культурологический подход
-
бихевнориальный подход
-
традиционный подход
12. Основная позиция педагога в технологии КТД:
-
позиция наблюдателя
-
позиция организатора
-
позиция партнера
-
позиция руководителя
-
позиция информатора
13. Воспитание как педагогическая система представляет собой совокупность:
-
компонентов, обеспечивающих единство и целостность изучаемого социально-педагогического явления
-
понятий и категорий педагогической науки
-
идей, отражающих педагогическую концепцию воспитания
-
норм и правил, установленных обществом
-
функциональных обязанностей воспитателя
14. Функцией цели в воспитании является:
-
развивающая
-
ориентирующая
-
обучающая
-
диагностическая
-
преобразующая