ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2019
Просмотров: 984
Скачиваний: 4
Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных инсититутов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений – помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детскихинтересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети; с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создавая условия для удовлетворения потребностей, интересов ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем саоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Объединения различаются по содержанию деятельности, времени существования, форме.
При организованной деятельности временное детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.
Таким образом, различные детские объединения расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению, внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.
Содержание и порядок выполнения работы:
Раскрыть сущность воспиательной работы с семьей, детскими (молодежными) организациями и объединениями неформальными детскими (молодежными) организациями и объединениями
Контрольные вопросы:
-
Назовите условия успешного воспитания в семье.
-
Каковы цель и задачи взаимодействия школы и семьи?
-
Как организовать работу с родительским активом?
-
Какие возможности для воспитания имеют детские объединения и организации?
-
Сформулируйте правила взаимодействия с детскими организациями.
Литература:
-
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – с. 256 ISBN 5691001744
-
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – 208с. ISBN 5701024710
-
Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Дону: Март, 2004. – 352с. ISBN 5241004084
-
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 144с. ISBN 5769524049
-
Рожков М.И., Байбордова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384с. ISBN 5305001021
-
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие для классного руководителя. – М.: Центр Педагогический поиск, 2002. – 160с. ISBN 590103028
Практическое занятие № 4
Тема: Внеклассная воспитательная работа со школьниками как отражение воспитательных систем школы и класса
Цель работы Усвоить сущность понятий «саморазвитие», «развитие», «творческое саморазвитие», «возрастные особенности», «индивидуальные особенности» и др.
Теоретическое обоснование работы: Метод воспитания – общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей.
В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
Наиболее распространенная классификация:
На основании объединения целевой, процессуальной и содержательной
сторон методов воспитания.
-
Методы формирования сознания личности
рассказ лекция
объяснение пример
разъяснение диспут
беседа анализ ситуации
Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников
поручение
упражнение
приучение
создание воспитательных ситуаций
Методы стимулирования деятельности и поведения
требование
соревнование
поощрение
наказание
Методы контроля и самоконтроля в воспитании
педагогическое наблюдение
беседа
опросы
педконсилиум
анализ результатов деятельности воспитанников
создание контрольных ситуаций
Методы самовоспитания
рефлексия
самоприказ
самоотчет
самоодобрение
самоосуждение
Е.В.Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взимодействия участников вовспитательноо процесса, напарвленных на решение определенных педагогических задач. Она считает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры
Содержание и порядок выполнения работы: Подготовить письменно ответы на вопросы по плану занятия:
1. Внеклассная воспитательая работа, ее место и роль в системе воспитания школьников.
2. Задачи, принципы организации, функции, содержание, средства, формы и методы внеклассной воспитательной работы.
3. Характеристика основных форм внеклассной воспитательной работы.
4. Активные методы, методические приемы, применяемые в воспитательной работе.
5. Понятие педагогической поддержки в воспитательной работе, ее сущность и способы реализации.
Контрольные вопросы:
-
В чем заключается суть внеклассной воспитательной работы?
-
Чем опреляется выбор методов воспитательной работы?
-
Какие общие функции выполняют формы воспитательной работы?
-
Как создаются формы воспитательно й работы?
Литература:
-
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – с. 256 ISBN 5691001744
-
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480с. ISBN 5931341692
-
Рожков М.И., Байбордова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384с. ISBN 5305001021
-
Ченоусова Ф.П. Направления , содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе: Методические рекомендации. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 160с. ISBN 5901030680
Практическое занятие № 5
Тема: Диагностика в воспитательной работе со школьниками
Цель занятия: рассмотреть наиболее эффективные методы диагностики уровня воспитанности у учащихся.
Теоретическое обоснование: В арсенале современного школьного педагога богатые и разнообразные методики научного иследования – педагогические, социологические, этические. В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И воспитатель (классный руководитель) должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те или иные методики в зависимости от цели изучения учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса; группируя их по своему усмотрению; «вплетая» в ткань учебно-воспитательного процесса, превращая из методов изучения в методы воспитательного воздействия. Таким образом, у каждого школьного педагога скапливается собственный набор – «пакет школьных методик» изучения и воспитатния учащихся, ученического коллектива и учебно-воспитательного процесса.
Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дают следующие методики:
- недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения…),
- «тезис и мнение по нему»,
- «альтернативный тезис»,
- «метод ранжирования» (расстановки в порядке очередности по степени личностной значимости),
- «цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня…соответственно настроению, душевному состоянию человека),
- «метод обобщения независимых характеритсик»,
- «социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе».
Возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся.
В последнее время в теории и методике воспитания стали использовать понятие «педагогический мониторинг». Под понятием «педагогический мониторинг» понимаются «диагностика, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития».
Педагогический мониторинг, таким образом, как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспиательном процессе. «Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогическог процесса, который он организует, и вносит коррективы в свой проект, отслеживая его реализацию на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с реализацией, сравнить достигнутое сейчас и ранее. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками». Такова методика педагогического мониторинга.
Содержание и порядок выполнения работы:
1.Раскрыть тему занятия по плану:
- Методы исследования для получения диагностических данных по характеристикам педпроцесса класса.
- Диагностика воспитанности учащегося и уровня развития коллектива класса.
- Требования к диагностике учащегося и коллектива класса.
- Примерные программы и методики диагностики учащегося и ученического коллектива.
- Составление характеристик на учащегося и коллектива класса.
2. Сделать сравнительную таблицу, раскрывающую различные диагностические процедуры
Контрольные вопросы:
-
Изучение воспитанников: трудности и проблемы в современных условиях.
-
Научно-педагогические методики исследования и «пакет школьных методик» воспитателя-практика: в чем сходство и в чем различие.
-
Можно ли и как измерить уровень воспитанности детей? Как его показатели использовать в воспитательном процессе?
-
Что такое «педагогический мониторинг»? Как его использовать для повышения качества воспитания?
Литература:
-
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – с. 256 ISBN 5691001744
-
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480с. ISBN 5931341692
-
Рожков М.И., Байбордова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384с. ISBN 5305001021
-
Ченоусова Ф.П. Направления , содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе: Методические рекомендации. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 160с. ISBN 5901030680
Практическое занятие № 6
Тема: Целеполагание и планирование в воспитательной работе со школьниками
Цель занятия: Ознакомиться с системой прогнозирования, проектирования и конструирования воспитательной работы.
Теоретическое обоснование: В практике работы школы ставятся самые разнообразные цели: ближайшие, средние, дальние; текущие и перспективные; реальные и идеальтные; общие и частные, абстрактные конкретные; главные и второстепенные; стратегические и практические; цели ребенка, цели родителей, цели педагога и др. В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога.
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
- диагностичность,
- реальность,
- преемственность,
- идентификация,
- направленность.
Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:
а) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;
б) моделирование педагогами воспитателных целей и задач, возможных результатов;
в) организация коллективной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей, определение жизнененно важных задач;
г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корретивов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей родителейц и прогнозируемых результатов.
Можно считать, что целеполагание являетя завершающим этапом анализа и начальным этапом планирования воспитательной работы классного руководителя. План работы должен обеспечивать реализацию намеченных целей и задач.
Общий ход планирования можно представить тремя этапами:
-
Составление педагогом проекта плана (его контуров).
-
Коллективное планирование (апробация, корретировка, проверка замыслов педагогов, сбор предложений, идей учащихся, родителей, учителей).
-
Внесение педагогом коррективов в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана.
Классный руководитель может составлять различные планы:
- план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день;
- план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет);
- план подготовки и проведения дела (родительское собрание);
- план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т.п.;