Файл: Изучение основных теоретических положений оценки уровня эффективности менеджмента управления предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Методы оценки эффективности менеджмента

Эффективность управления - отношение общих результатов деятельности менеджеров - обеспечение рационального построения объекта управления, своевременной разработки необходимых решений и их воплощение, достижения поставленных целей, реализации потенциальных возможностей организации при оптимальном использовании ресурсов и с учетом рыночных потребностей - к расходам, связанным с получением результатов и функционированием аппарата управления. [4, с. 168]

Для осуществления комплексного анализа менеджмента существует необходимость определения затратной, результативной и потребных эффективности. Расходная эффективность определяется как отношение затрат к результату, который был достигнут. Результативная эффективность - отношение достигнутого результата к поставленным целям. Необходимая эффективность - это отношение целей к потребностям.

Существует возможность выделения различных методов формирования критериев эффективности, в частности монокритериальные и поликритериальные постановки задач. Если при монокритериальной постановке происходит оптимизация одного из параметров эффекта, то при поликритериальной - совместная оптимизация указанных параметров. Другой метод формирования критериев эффективности предусматривает отнесение одной части параметров эффекта - параметры, которые необходимо улучшить – к числителяю, а другой - параметры, которые необходимо уменьшить - к знаменателю. Еще один метод заключается в максимизации или минимизации одного из параметров эффекта, а также ограничении других.

На современном этапе развития менеджмента часто возникает необходимость применения ретроспективного метода оценки эффектности менеджмента, который заключается в исследовании ранее созданных систем менеджмента и результатов их функционирования. Следует отметить, что ретроспективная оценка не позволяет определять сравнительную эффективность различных систем менеджмента, а также сравнивать различные варианты организации и осуществления менеджмента.

Успешную сравнительную оценку различных вариантов системы менеджмента можно сделать на основе прогнозируемых расчетов и, в частности, использование математического моделирования. Для всесторонней оценки эффективности управления можно проводить отдельные виды расчетов по определению числовых значений частных критериев с последующим сведением их в интегральные показатели и общий показатель сравнительной эффективности различных вариантов менеджмента. Таким образом, целесообразно использовать систему критериев: частичные критерии, интегральные критерии по группам и общий критерий, показывающий, какой уровень использования потенциала подчиненных можно ожидать от той или иной системы менеджмента.


Для оценки эффективности управления, используют следующие методические подходы:

  • Сопоставление затрат на менеджмент с конечными результатами деятельности предприятия: выход валовой продукции на одного руководителя, получения прибыли и тому подобное;
  • Использование показателей, непосредственно связанных с процессом менеджмента: трудоемкость менеджмента и отдельных его функций и операций, расходы материально-финансовых ресурсов;
  • Применение итоговых показателей работы предприятия;
  • Применение эмпирических формул, которые характеризуют эффективность менеджмента. Эмпирические формулы выводятся на основе установленных зависимостей, например, с помощью корреляционного анализа;
  • Расчет интегрированных показателей, которые определяют степень влияния менеджеров на использование основных факторов производства: земли, рабочей силы и технических средств. Интегральный показатель рассчитывается на основе индивидуальных коэффициентов их использования;
  • Нормативный подход, который заключается в сравнении фактических затрат на менеджмент с нормативными;
  • Проведение экспертных и качественных оценок.

В зависимости от характера разработанных мероприятий, объектом оценки могут быть: менеджмент в целом, структура менеджмента, уровень использования управленческого труда, эффективность работы структурных подразделений.

К обобщающим показателям работы аппарата управления относят - оперативность работы, надежность и оптимальность системы менеджмента. Оперативность работы аппарата управления отражает своевременность выполнения постановлений, приказов и распоряжений руководителей и главных специалистов предприятия.

Надежность системы менеджмента проявляется в непрерывном ее функционировании, которое обеспечивает достижение целей производства. Оптимальность системы менеджмента характеризуется уровнем применения современных экономико-математических методов для разработки управленческих решений, обоснованностью соотношения централизации и децентрализации управления, управляемостью предприятия.

Для комплексной оценки эффективности системы менеджмента необходимо использование показателей, которые объединены в три группы:

  • общие результативные показатели производственно-финансовой деятельности предприятия - валовой объем продукции в динамике, выход валовой продукции, фондоотдача, масса прибыли, рентабельность производства и тому подобное;
  • показатели производительности управленческого труда - производство валовой продукции на одного управленческого работника или на один человеко-день, выход валовой продукции на один рубль затрат на менеджмент, сумма прибыли на один человеко-день, израсходованный в менеджменте;
  • показатели экономичности аппарата управления - удельный вес персонала управления в общей численности работающих и общему фонду оплаты труда, удельный вес расходов на менеджмент в себестоимости продукции.

Для определения эффективности совершенствования менеджмента необходимо учитывать и такие показатели, как:

  • сравнение расходов на рационализацию с результатами деятельности объекта управления;
  • соотношение расходов на совершенствование управления и непосредственно на управленческий процесс;
  • динамику расходов на менеджмент по сравнению с общими издержками производства.

Эффективность управления определяется как отношение результатов деятельности менеджеров к расходам, связанным с осуществлением данной деятельности.

Глава 2 Анализ оценки эффективности менеджмента организации

2.1 Оценка эффективности менеджмента предприятия

Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства является совершенствование управления на всех уровнях — народнохозяйственном, отраслевом, региональном, а также на уровне отдельного предприятия. Задача повышения эффективности самого управления становится все более значимой. Управление — важнейший нематериальный актив организации, способный обеспечить как высокие результаты ее деятельности, так и (в случае его неэффективности) потерю конкурентоспособности. В этой связи проблема оценки, диагностики и управления эффективностью менеджмента предприятия является весьма актуальной.

Особую значимость проблема эффективности менеджмента и ее оценки приобретает в сложные периоды экономического развития, например, в кризисные. Приведем результаты исследования, проведенного в 2009 г. международной исследовательской компанией «Ernst & Young», которая была посвящена изучению опыта компаний разных отраслей по преодолению экономического кризиса [1]. В опросе, проведенном компанией, участвовали руководители компаний-клиентов и партнеры указанной организации (более 500 чел.). На его основе было определено 8 основных направлений в области повышения эффективности деятельности и эмпирическая оценка степени их влияния на эффективность деятельности в будущем, а именно (в %):

Переоценка бизнес-модели (76%). Следует заложить в бизнес-модель инновационные принципы, непрерывно оценивая ее соответствие новым экономическим условиям.


Оптимизация охвата рынков (71%). Оптимизация присутствия на рынках разных стран и ассортимента товаров и (или) услуг содействует росту прибыли и снижению рисков.

Оптимизация операционной гибкости (74%). Необходимо повышение оперативности ответных действий организации благодаря обеспечению гибкости структуры и оптимальному использованию ресурсов.

Совершенствование процесса управления рисками (68%). Следует детально изучить совокупность рыночных рисков и разработать надежную комплексную систему внутреннего контроля.

Оптимизация доступа к источникам финансирования и распределения денежных средств (72%). Растущее значение денежных средств в условиях ограниченного финансирования диктует необходимость оптимизации доступа к источникам финансирования и распределения средств для обеспечения большей гибкости и устойчивости финансового состояния компании.

Усиление руководящего состава (68%). Необходимо сформировать и сохранить команду руководителей, способных работать в сложных экономических и организационных условиях, а также обеспечить эффективную расстановку сил.

Ускорение процесса принятия и выполнения решений (71%). Быстрое принятие решений и их реализация позволяют использовать возможности, возникающие на непродолжительное время, и оперативно реагировать на негативные изменения.

Укрепление доверия заинтересованных сторон (61%). Необходимо восстановить и сохранить доверие заинтересованных сторон благодаря обеспечению прозрачности финансовой и

нефинансовой информации и совершенствованию процесса коммуникации.

Выделенные направления являются не только сферами, помогающими предприятиям преодолеть кризисные явления, но и целями, направленными на повышение эффективности деятельности в будущем. Как следует из приведенного перечня, все указанные направления развития находятся в плоскости повышения эффективности менеджмента компаний.

Актуальность проблемы оценки, диагностики и управления эффективностью менеджмента предприятия обусловлена также отсутствием единых общепринятых подходов к ее решению. Нет и однозначного определения самого понятия «эффективность менеджмента». Как отмечает Дж. К. Лафта, «эффективность управления представляет собой проблему, имеющую ряд аспектов. Она может быть оценена по степени достижения намеченных организацией целей; по конечным результатам ее деятельности; по качеству и обоснованности планирования; эффективности использования капитальных вложений и т.д. В то же время эффективность управления можно рассматривать в плане деятельности непосредственно управляющей системы с помощью специфических критериев, отражающих результаты ее функционирования. <...> эффективность деятельности системы управления можно определить и оценить не только по таким параметрам, как скорость принятия решений, затраты на их разработку и реализацию, отдача от реализации решений. Эффективность отдельного решения выявляется путем сопоставления планируемых и фактических «входов» и «выходов» и измерения полученной отдачи от решения, т.е. отношения «выходов» к «входу». Эффективность системы управления данной фирмы рассматривается как совокупный экономический эффект от принятых ею решений» [2]. Неоднозначность в понимании приводит к многообразию подходов к оценке эффективности менеджмента.


В общем представлении эффективность менеджмента можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как характеристику достижения результатов (т.е. как «внешний» аспект, или рассмотрение эффективности с точки зрения системы более высокого уровня). Во-вторых, как характеристику внутренней деятельности системы управления, отражающей соотношение между ее «выходами» и «входами» (или в более «узком» смысле — соотношение между результатами управления и затратами на него). При этом следует отметить, что результаты управления можно оценивать как непосредственно (т.е. через характеристики системы управления), так и опосредованно, т.е. через результаты хозяйственной системы в целом. Рассмотрим основные задачи, связанные с оценкой эффективности менеджмента.

Исходной задачей является определение состава показателей, с помощью которых можно оценить эффективность. Решение этой задачи зависит от целей исследования и, соответственно, от того, какая сторона эффективности (внешняя или внутренняя) принята исследователем. Например, при сопоставлении двух управленческих подразделений для определения их стимулирования целесообразно рассматривать вклад этих подразделений в результаты деятельности организации в целом.

При исследовании же полученных результатов и определении направлений совершенствования деятельности данных подразделений необходимо изучить внутренние характеристики эффективности их функционирования. Показатели, используемые при оценках эффективности системы управления, могут быть разбиты на следующие взаимосвязанные группы.

Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление.

Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. К первой группе могут быть отнесены, в частности, показатели производительности и экономичности; ко второй — адаптивность, гибкость, оперативность, надежность и др.

Группа показателей, характеризующих эффективность отдельных подсистем управления (уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности и т. п.).

Второй задачей, связанной с оценкой эффективности является определение критериев.