Файл: Изучение основных теоретических положений оценки уровня эффективности менеджмента управления предприятием.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность эффективности менеджмента и его измерение
1.1 Эффективность: ее сущность и виды
1.2 Результативность и эффективность системы менеджмента. Показатели эффективности управления
1.3 Методы оценки эффективности менеджмента
Глава 2 Анализ оценки эффективности менеджмента организации
2.1 Оценка эффективности менеджмента предприятия
2.2 Анализ критериев оценки эффективности системы управления в сфере услуг
Введение
В актуальность курсовой работы. В современных условиях экономического развития все большее значение приобретают проблемы управления. Переход от административно-командных методов управления к рыночной экономике требует от руководителей всех уровней обеспечения положительных результатов деятельности не просто предприятия, а формирование высокого уровня экономической эффективности менеджмента. Результаты деятельности предприятий в значительной степени определяется эффективностью управления. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам эффективности менеджмента оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми.
Социально-экономическая эффективность менеджмента предприятия - это состояние социально-экономической системы, которое по целям, действиям и результатам соответствует сфере баланса интересов заинтересованных групп как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Каждая группа имеет определенные интересы и цели, а, самое главное, устанавливает определенные ограничения, которые и определяют эффективность системы.
Степень разработанности темы курсовой работы. Вопросами , связанными с качественным управлением интересуются многие ученые. В современных условиях эта проблема поднималась такими учеными как Э. М. Гайнутдинов, Л. И. Поддерегина, А. М. Немчин, В. И. Малюк, М. Боровская, Н. Л. Зайцев, Г. Казначевская, В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова.
Целью изучения данной темы является изучение основных теоретических положений оценки уровня эффективности менеджмента управления предприятием.
Задачи курсовой работы были сформулированы в соответствии с ее целю, к ним относятся:
- Анализ результативности и эффективности системы менеджмента;
- Определение показателей эффективности управления;
- Классификация методов оценки эффективности менеджмента;
Объект исследования – управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики.
Предметом исследования – критерии эффективного управления.
Методы исследования. При обработке информации применялись различные приемы монографического, статистико-экономического, расчетно - конструктивного и экономике - математических методов исследования
Теоретической основой курсовой работы послужили положения общей теории управления и производственного менеджмента.
Практическая значимость заключается в определении понятия эффективности менеджмента, теоретическом обосновании научной организации труда, что способствует повышению эффективности управления.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения,списка использованных источников и приложения. Во введении раскрывается актуальность курсовой работы, определяется предмет, объект, цели и задачи курсовой работы. Основная часть состоит из двух глав, которые последовательно раскрывают тему исследования.
1 Сущность эффективности менеджмента и его измерение
1.1 Эффективность: ее сущность и виды
Эффективность - это явление, которое характеризует оптимальность целенаправленного действия, способа, механизма реализации и состояния субъекта при наличии альтернатив.[7, с. 131]
Действенный эффективный коллектив, - это такой, где атмосфера создает ощущение раскованности; проводятся дискуссии по реализации задач; цель и задачи ясны и всеми воспринимаются; соблюдены нормы выслушивания друг друга; разрешена оппозиция; существует согласованная система принятия решений.
Социально-экономическая эффективность менеджмента предприятия - это состояние социально-экономической системы, которое по целям, действиям и результатам соответствует сфере баланса интересов заинтересованных групп как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Каждая группа имеет определенные интересы и цели, а, самое главное, устанавливает определенные ограничения, которые и определяют эффективность системы.
Для нахождения уровня эффективности необходимо применять качественные и количественные показатели и критерии.
Когда речь идет об эффективности организации подразумевают определенный его уровень. Кроме того, показатели эффективности, отражающие ее уровень, нужно разделить на общие и целевые.
Уровень эффективности - это мерило, отражающее достижения определенных целей, состояния, действия через отношение эффекта, результата к затратам, которые обеспечили этот результат, состояние, действие.
Важнейшей мерой эффективности в рыночных условиях является рентабельность как критерий рыночных результатов деятельности предприятия, так и управления средствами, которые есть в их распоряжении. Идеального состояния эффективности достичь невозможно, к нему можно только бесконечно приближаться, поскольку меняются приоритеты в заинтересованных группах, соответственно пересматриваются цели и стратегии предприятия, меняется и сама внешняя среда, которую необходимо учитывать при оценке уровня эффективности.
В каждой организации выделяют цели, реализацию которых можно отобразить с помощью целевых показателей, которыми необходимо воспользоваться при оценке эффективности системы менеджмента. Целевой подход выделяет следующие факторы, влияющие на организационную эффективность.
Применение целевых показателей эффективности необходимо для оценки отдельных операций, проектов, решений в организации или оценки работы отдельных подразделений. Как указывают результаты анализа деятельности организаций, часто предприятия достигают высокого уровня эффективности в производстве продукции, при этом демонстрируя низкий уровень эффективности инновационной деятельности, которые обеспечат разработку новых продуктов будущего. Каждое предприятие может иметь собственное уникальное понимание эффективности, чаще обусловлено историческим опытом, современными подходами к менеджменту, сложившейся командой управленцев, внешней средой и тому подобное.
Эффективность менеджмента можно разделить на три вида:
- промежуточная эффективность, которая формируется на основе промежуточных результатов и затрат;
- конечная эффективность, которая рассчитывается на основе конечных показателей по результатам и затратами;
- смешанная эффективность - это синтез показателей первых двух видов эффективности.
Эффективность менеджмента проявляется через:
- взаимодействие уровней управления;
- сотрудничество между управляющей и управляемой подсистемами менеджмента;
- взаимодействия между различными заинтересованными группами. [10, с. 217]
Эффективность качества трудовых ресурсов проявляется через образованность работников, стаж работы сотрудников, наличие действенных и креативных работников; размер заработной платы и тому подобное.
Экологическая эффективность определяется защитой окружающей среды, обеспеченностью работников на вредных производствах социальным пакетом и профессиональными средствами защиты, использования в производимой продукции экологически чистых и качественных комплектующих, сырья и деталей, поддержкой экологических программ и общественных организаций.
1.2 Результативность и эффективность системы менеджмента. Показатели эффективности управления
Оценки системы менеджмента возможно по критериям результативности и эффективности.
Результативность системы менеджмента - это ее способность выполнять управленческие функции таким образом, чтобы организация могла достигать намеченных целей, оперативно реагируя на изменения внешней и внутренней среды.
Реализация управленческих функций обеспечивается через:
- механизм внутренней координации;
- процедуры стимулирования;
- систему информационного обеспечения;
- структуру принятия решений. [5, с. 168]
Эффективность системы менеджмента - это показатель, который характеризуется соотношением затрат на осуществление управленческих функций по результатам деятельности организации.
Система показателей эффективности управления должна оценивать способность менеджмента организации справляться с проблемами, возникающими в процессе ее деятельности. Вместе с тем, показатели эффективности должны отражать и изменение общего состояния организации под влиянием управленческих усилий. Управленческие усилия в определенной степени могут быть оценены в количественном выражении за величину затрат на управление.
Чем меньше эти затраты в расчете на единицу продукции, тем эффективнее считается система менеджмента предприятия.
Употребляемым показателем определения эффективности управления является отношение общего или конечного результата производства к совокупным затратам на управление.
К количественным показателям эффективности системы управления целесообразно отнести и экономию живого и овеществленного труда в системе управления, которая проявляется в сокращении трудоемкости выполнения управленческих операций и процедур. Это способствует уменьшению количества лиц, занятых в аппарате управления. Поэтому вторым распространенным показателем эффективности системы менеджмента является отношение общего результата производства и количества работников аппарата управления.
Кроме указанных, используются и другие количественные показатели, оценивающие способность системы менеджмента обеспечивать лучший общий результат деятельности предприятия.
Однако результативность и эффективность управления зависит от системности действий работников функциональных служб и подразделений, от рационального распределения между ними полномочий и обязанностей, от степени совершенства управленческих процедур и тому подобное.
Довольно часто возникает необходимость не только в оценке эффективности всей системы управления, но и в оценке результативности работы отдельных ее работников. Такая оценка позволяет высшему руководству определить их вклад в общие результаты работы предприятия и сделать соответствующие изменения в системе мотивации их труда. Оценивания должны вестись с учетом зоны ответственности каждого менеджера по тем функциям, которые он выполняет в соответствии своих должностных обязанностей.
Так, для финансового менеджера важно эффективно управлять финансовыми потоками предприятия, его доходами и расходами, обеспечивать достаточный уровень ликвидности его фондов и оборачиваемости оборотных средств, рост рентабельности активов и капитала предприятия, рыночной стоимости его акций, минимизировать дебиторскую и кредиторскую задолженность предприятия, уровень его финансовых рисков, избегать штрафных санкций в отношении предприятия, оптимизировать его налоговые платежи, вести эффективный поиск финансовых ресурсов.
Для менеджера по маркетингу важными показателями работы будут: процент продвижения на рынок новых видов продукции, продолжение жизненного цикла товара, выпускаемого предприятием, внедрение эффективных форм обслуживания потребителей, увеличение доли рынка, эффективность рекламной кампании, разработка новых методов продвижения продукции, освоение новых каналов товародвижения и тому подобное. [1, с. 159]
Аналогичные показатели могут быть определены для каждого работника аппарата управления, который имеет четко очерченный круг обязанностей. Но менеджер должен осознавать, что различные показатели могут иметь различную значимость, которая определяется в контексте стратегических или тактических целей предприятия. В частности, на предприятии, избравшим наступательную стратегию, для менеджера по маркетингу важными будут показатели вывода на рынок новой продукции или захвата новых сегментов рынка, эффективность рекламных мероприятий и тому подобное. Когда же предприятие реализует оборонительную стратегию, большее внимание должно уделяться показателям продления жизненного цикла товара, разработки новых форм послепродажного обслуживания, новых методов стимулирования сбыта.
Система оценки эффективности работы менеджеров различных управленческих уровней и функциональных сфер должна предусматривать следующие шаги:
- В контексте общей стратегии организации определяются цели отдельных подразделений, которые оформляются в виде системы плановых показателей, имеющих числовой измерение и временные ограничения;
- Экспертным путем устанавливается весомость каждого показателя в общем количестве;
- По завершении планового периода высшим руководителем определяется степень достижения каждого показателя конкретной структурной единицей, которой руководит менеджер, работа которого оценивается; он может измеряться по пятибалльной шкале.