Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность и содержание дефиниций «налоговая система» и «система налогов»).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения налоговой система РФ и проблемы еe совершенствования
1.1 Сущность и содержание дефиниций «налоговая система» и «система налогов»
1.2 Существующие подходы, направленные на совершенствование налоговой системы страны
1.3 Принципы налогообложения, как основы построения любой налоговой системы.
ГЛАВА 2 Направления совершенствования налоговой системы РФ
2.1. Критерии оптимальности налоговой нагрузки и совершенствования налоговых систем
Особо оговорим, что в действительности, самое большое влияние на все элементы налоговой системы оказывают ее первые два элемента, но их совершенствование скорее носит политический характер и сильно зависит от текущего социально-экономического курса политической власти.
Таким образом, при совершенствовании налоговой системы необходимо четко разделять два возможных направления такого совершенствования: финансовая политика, которая определяет стратегию возможного совершенствования, и налоговая политика, которая формулирует тактические способы совершенствования.
1.2 Существующие подходы, направленные на совершенствование налоговой системы страны
Основными направлениями совершенствования налогообложения может являться: снижение налогового бремени посредством отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую функцию налогов; выравнивание условий налогообложения; упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.
Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, ее кардинальная ломка привела бы к негативным последствиям. Все изменения налоговой системы должны быть предсказуемыми, понятными, как государству, так и налогоплательщикам. Более того, частое или системное реформирование налоговой системы - скорее негативный, чем позитивный факт, поскольку создает неопределенность, риски, как для предпринимателей, так и иностранных инвесторов[9].
Таким образом, основные шаги по совершенствованию налоговой системы, выбранные нами, как наиболее важные, и изученные в курсовой работе совершенствование принципов налогообложения; снижение налоговой нагрузки, путем сокращения количества налогов и уменьшения налоговых ставок, унификации системы налогов; уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот. Все это должно позволить соблюсти интересы, как государства, так и его налогоплательщиков.
1.3 Принципы налогообложения, как основы построения любой налоговой системы.
Прежде чем проводить совершенствование необходимо изучить принципы налогообложения, поскольку именно они закладывают фундаментальные основы для такого совершенствования. Принципы не могут иметь только декларативный характер, они должны иметь абсолютно прикладной характер, который определяет как обязана выглядеть и совершенствоваться налоговая система, основанная на них.
При любом совершенствовании налоговой системы необходимо руководствоваться фундаментальными принципами ее построения и учитывать экономические, социальные и политические условия развития экономики.
В случае совершенствования налоговой системы, по нашему мнению, необходимо обобщить применяемые в налоговой теории принципы построения налоговой системы и определить их сущностные характеристики, чтобы можно было понять их достаточность для нормального функционирования налоговой системы или устранить их избыточность, мешающую налоговому совершенствованию.
Все имеющиеся принципы налогообложения можно объединить в 4 группы:
- Экономические принципы базируются на основополагающих правилах функционирования рыночной экономики и реализации конституционных прав в гражданском обществе.
- Правовые принципы – это руководящие положения права, определяющие сущность всей системы, отраслей или института права.
- Организационные принципы – это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение налоговой системы и структурное взаимодействие.
- Моральные принципы основаны на синхронизации этического и ситуационного факторов взаимодействия государства и субъектов налогообложения.
По мнению автора, в системе принципов отсутствует два важных организационных принципа, которые должны повысить эффективность прогнозирования налоговых поступлений и обеспечить неукоснительное соблюдение всеми налогоплательщиками обязанности платить налоги:
- Принцип математической прогнозируемости – принцип, по которому, любой вводимый налог должен быть определен так, чтобы предполагаемые налоговые поступления были однозначно (просто) просчитываемы.
Этот принцип фиксирует мысль о том, что вводимые налоги должны быть определены так, чтобы минимизировать вероятностные оценки поступления\непоступления налогов, зависящие от количества ставок налога, количества льгот, порядка исчисления, порядка уплаты.
- Принцип неизбежности уплаты – принцип, по которому, любой вводимый налог должен быть определен так, чтобы максимально снизить любую возможность уклонения от его уплаты.
Этот принцип ни в коем случае не подменяет статью 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...» и правовые принципы: «обязательности исполнения налоговых законов», «определенности (непротиворечивости) налогового законодательства». Безусловно, что все должны платить налоги и соблюдать налоговое законодательство. Однако формулировать налог необходимо таким образом, чтобы не дать налогоплательщику возможность его множественного толкования (т.е. неоднозначности начисления) или отыскать «правовые дыры», которые позволят уйти от его уплаты (отсутствие возможности не уплатить начисленный налог). Это исключит парадоксальную ситуацию, когда при формировании бюджета Министерство финансов РФ, на основе данных ФНС РФ, Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы статистики закладывает коэффициенты уплаты от начисленных налогов[10].
При этом практически все исследованные нами принципы налогообложения направлены на отражение факта начисления налогов, но не их уплаты, и совсем отсутствуют принципы, регулирующие методы сбора начисленных налогов. Такое «невнимание» к методам сборов налогов напрямую приводит к случаям, когда налоги реально начислены, но не уплачены, поскольку метод сбора позволит избежать такой оплаты[11].
Принципы налогообложения являются необходимыми, но не достаточными для любого совершенствования налоговой системы. Следует быть уверенными, что применяемые их основе налоги на не только выполняют необходимые социальные функции и обеспечивают потребности бюджета, но и являются оптимальными: т.е. их количество, база налогообложения не является избыточной для текущих потребностей государства[12].
Сокращение количества налогов не должно бездумным и необоснованным, что справедливо отражено в ч.3. ст.3 НК РФ. По нашему мнению, безболезненно могут быть сокращены только те налоги, которые являются взаимозаменяемыми, т.е. по сути, устраняя двойное налогообложение.
Ст. 2 ГК РФ определяет, что основной целью любой коммерческой организации является прибыль, поэтому в данной работе мы будем оценивать все налоги с точки зрения их влияния на конечную прибыль предприятия. Если все налоги, так или иначе, влияют на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия (акционеров), то определим ее следующим образом:
(1)[13]
Где: ППНО – прибыль после налогообложения; ПДНО() – прибыль до налогообложения; НалогСП() – функция налога на прибыль, которая, в соответствии ч.1 ст.17 НК определяется следующим образом[14]:
(2)[15]
Где: ОбН() - объект налогообложения; НБ() - налоговая база; НП() - налоговый период; НС() - налоговая ставка; ПИН() - порядок исчисления налога; ПиСУН() - порядок и сроки уплаты налога.
Безусловно, при описании налоговой системы любой страны или ее части, необходимо учесть огромное количество переменных, связанных не только с определением налогов: порядком их уплаты, объектами налогообложения, налоговой базы, налоговым периодом, налоговыми ставками, порядком исчисления и уплаты, но и другими факторами. Такой подход, сделает описание налоговой системы не только чрезвычайно громоздким, но и не обязательно точным, поскольку подобная система будет чувствительна к любому «белому шуму». Поэтому, в этой курсовой работе, мы постараемся описать систему максимально просто, сделав акценты только на самых важных (ключевых) элементах, убрав все остальное в переменные функций «()», где они, при необходимости могут быть расшифрованы и расписаны.
Построив соответствующую модель, мы проверим далее ее справедливость экономическими расчетами.
Представим прибыль до налогообложения ПДНО() как разность выручки и совокупных издержек:
(3)[16]
Где: Выручка() – функция выручки; ПерЗат() – функция переменных затрат; ПостЗат() – функция постоянных затрат.
Подставив (3) в формулу (1) получим следующее выражение:
(4)[17]
Выражение (4) эквивалентно формуле, в которой мы пронумеруем каждый ее член:
(5)[18]
В курсовой работе продемонстрировано, что все налоги, действующие в РФ можно описать формулой (5). Однако для целей, поставленных в курсовой работе, некоторые налоги были исключены[19], в соответствии с доводами, приведенными ниже.
Поскольку такие налоги как: налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц, относятся исключительно к физическим лицам, то мы исключим их из нашего дальнейшего рассмотрения.
Также мы исключим из рассмотрения следующие налоги: налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; акцизы; налог на игорный бизнес; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, поскольку они имеют специфичный (ограниченный) субъектный состав.
Это не только означает, что плательщиками этих налогов является небольшой круг налогоплательщиков, но и то, что перечисленные выше налоги имеют четко регулирующую функцию в соответствующих сферах деятельности хозяйствующих субъектов.
Все оставшиеся налоги в РФ мы отнесем в одну из следующих трех групп:
-
-
- Налоги, зависящие от выручки
- Налоги, зависящие от затрат
- Налоги, зависящие от прибыли
-
Группировка налогов по их зависимости от разных членов функции прибыли
Отнесение налогов на члены функции прибыли |
|||
---|---|---|---|
Налоги, зависящие от выручки |
Налоги, зависящие от затрат |
Налоги, зависящие от прибыли |
|
Налоги, зависящие от выручки |
|||
единый налог - упрощенная система налогообложения (доходы); |
+ |
||
Налоги, зависящие от затрат |
|||
социальное страхование от несчастных случаев; |
+ |
||
«социальные налоги» (страховые взносы); |
+ |
||
налог на имущество организаций; |
+ |
||
транспортный налог; |
+ |
||
земельный налог; |
+ |
||
Налоги, зависящие от прибыли |
|||
налог на прибыль организаций; |
+ |
||
единый налог - упрощенная система налогообложения (доходы-расходы); |
+ |
||
налог на добавленную стоимость;[20] |
+ |
Покажем, существует ли взаимосвязь между группами налогов, определенных в предыдущей таблице. Для этого математически выразим каждую группу и найдем взаимное влияние этих групп друг на друга.
Налоги, зависящие от выручки
Если: НалогСВ() – функция налогов с выручки. ВыручкаСН() – функция выручки с налогами. То СуммНВ – сумма налога с выручки, будет равна: