Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность и содержание дефиниций «налоговая система» и «система налогов»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговые льготы - это форма практической реализации регулирующей функции налогов. Льготирование налогов является одним из методов налогового регулирования инвестиционной (или иной) деятельности предприятий, которую государство считает приоритетной в текущий момент времени.

Налоговые льготы по своему правовому оформлению могут быть зафиксированы только в специальных правовых нормах. Такие нормы всегда предполагают наличие общей нормы (общего правила), в отношении которой они выступают в качестве правового исключения, то есть им присущ субсидиарный характер[28].

    1. Показатели, позволяющие оценить эффективность налогового совершенствования

По нашему мнению, налоговые льготы должны быть систематизированы (упорядочены) по направлениям стимулирования государством решения задач социально-экономического развития страны. Они должны быть прозрачны и понятны любому налогоплательщику, и самое главное, льготы должны носить заявительный характер. Они не могут быть учтены налогоплательщиком самостоятельно при его расчете налога, их получение возможно лишь после уплаты налога, при предоставлении соответствующей документации. Это позволит снять злоупотребление, обусловленные налоговым стимулированием, которые направленны не на решение приоритетных задач социально-экономического развития страны, а на уход от налогообложения.

Сохранение налоговых льгот является необходимым для любой налоговой системы, поскольку последняя, кроме фискальной функции, выполняет еще и стимулирующую функцию. При этом сами льготы необходимо «вынести за пределы исчисления налога»: налогоплательщики при расчете налогов не должны самостоятельно применять никакие льготы. Уже после уплаты налога, они могут обратиться в налоговые органы с заявлением о возмещение части уплаченного налога, на основе определенной в законе льготы. Такой подход, уменьшит необоснованное применение налоговых льгот теми, кто не имеет на них право.

Конечно же, заявительный характер налоговых льгот надо корреспондировать нормой закона, не позволяющая налоговому органу необоснованно отказывать или затягивать возврат положенной по закону налоговой льготы, поскольку последнее будет нивелировать стимулирующую функцию налоговой системы и приводить к росту коррупции.

Исчисление: 1) в момент проведения финансово-хозяйственной операции, операций. Именно поэтому целесообразно вовлечь банки в процесс автоматического изъятия налога со всех проходящих операций, попадающих под налогообложение. Это обеспечит непрерывное поступление налогов в бюджеты всех уровней. Для оставшейся части сделок (розничные сделки, оплата ценными бумагами, взаимозачет, бартер и т.п.) предлагается расчет суммы налога по итогам каждого месяца.


Уплата: 1) в момент проведения финансово-хозяйственной операции, если она осуществляется по безналичному расчёту[29]; 2) для всех других операций – до 5 числа месяца, следующего за отчетным. При безналичных расчетах удержание (уплата) налога будет производиться банком автоматически и фактически не требует особого контроля. Автором была обсуждена такая возможность реализации автоматического удержания налога, как с самими банкирами, так и фирмами, производящими программное обеспечение деятельности банков. Обе стороны однозначно подтвердили возможность и несложность реализации таких операций.

По прочим операциям налогоплательщики должны рассчитывать налог самостоятельно и уплачивать его до 5 числа каждого месяца. Такой сжатый срок обусловлен легкостью расчета налога и предпосылкой того, что больший срок уплаты дает большие возможности для «манипулирования» самим налогом.

Налоговый период: 1 месяц. Установлен в один месяц, опять же исходя из необходимости избежать излишнего манипулирования налогом налогоплательщиками. Но учитывая желание уменьшить затраты на налоговое администрирование, можно установить следующий налоговый период: квартал или год.

Налоговая декларация: до 5 числа месяца, следующего за отчетным. Такой срок обусловлен необходимостью сокращения «манипуляций» с налогом.

Возможность возврата. Не предполагается возможность его возврата. Стимулирование отраслей или отдельных субъектов, как было описано выше, должно проводиться через другие государственные структуры. Излишняя переплата налога должна только входить в счет будущих налоговых отчислений.

Относимость в бухгалтерском учете: на себестоимость, кроме выплаты дивидендов. По мнению автора, все операции, кроме выплат из чистой прибыли и операций непроизводственного характера, должны относиться на себестоимость.

Для дополнительной аргументации экономической целесообразности и механизма взимания нового налога, рассмотрим пример:

Предприятие А приобретает для своих целей станок у предприятия Б за 1 миллион рублей.

В платежном поручении предприятие А указывает сумму в 1 030 000 рублей, которая была получена следующим образом:

[Сумма по договору, счету]*[100%+налоговая ставка] = 1 000 000*103%.

Банк с указанной суммы самостоятельно удерживает двойную ставку (за покупателя и за продавца), проверяя корректность операции и сразу перечисляет ее в бюджет, что составит 60 000, полученную следующим образом:


Н1 = 2*[Сумма в платежном поручении] *[ставка]/[100%+ ставка] = 2*1 030 000*3%/103%.

И перечисляет банку продавца следующую сумму:

[Сумма в платежном поручении]- Н1.

Продавец получит: 1 000 000 – 30 000 = 970 000.

Такая система подразумевает налогообложение всех сделок купли-продажи. Это, как минимум, уничтожит посреднические фирмы, «серые схемы», сократит реальную себестоимость и снимет необходимость повышенного контроля и так далее.

Напомним, что операции, которые не производятся безналичным путем (бартер, взаимозачет и т.п.), включаются в базу для налогообложения предприятиями самостоятельно и налог платиться по результатам работы предприятия по итогам каждого месяца. Именно для таких операций будет необходима подача налоговой декларации.

Особо обратим внимание, что при реформировании системы налогообложения мы предлагаем изменить и метод сбора начисленных налогов[30], введя банки в состав налоговых агентов по перечислению нового единого налога с оборота и потребления.

Таким образом, определен единый, максимально простой налог, который уплачивается по факту финансово-хозяйственных операций и контролируется банком.

Введение единого налога с оборота и потребления позволяет значительно упростить налоговое администрирование, убрать двойственное толкование налога, уменьшить налоговое бремя действующих хозяйственных субъектов и одновременно с этим повысить собираемость налогов во все уровни бюджета РФ.

    1. Экономически целесообразные направления совершенствования налоговой системы РФ.

Для доказательства эффективности введения нового налога в курсовой работе приведены расчеты[31], используя следующую типичную группу предприятий[32]:

ПРЕДПРИЯТИЕ «ЗАКУПКИ»

ПРЕДПРИЯТИЕ «ПРОИЗВОДСТВО»

ПРЕДПРИЯТИЕ «ОПТ»

ПРЕДПРИЯТИЕ «РОЗНИЦА»

Рисунок 2. Схема группы компаний для расчета налоговых нагрузок

Здесь «Предприятия «Закупки» отвечают за первичную «добычу, обработку» сырья и материалов, которые реализуются «Предприятиям «Производство». Последний тип предприятий обрабатывая сырье и материалы, превращая их в продукцию, реализуют ее «Предприятиям «Опт», работающим с юридическими лицами на оптовом рынке и «Предприятиям «Розница», работающим с физическими лицами на розничном рынке. Таким образом, мы пытались показать и рассчитать все «вертикальные» предприятия, создающие добавленную стоимость для конечного потребителя.


Эффективность введения предлагаемого налога была подтверждена приведенными в курсовой работе расчётами налоговой нагрузки для различных реальных предприятий при различных вариантах налогообложения деятельности.

Рисунок 3. Эффективность налоговых систем.

Где: ОСНО – основная (классическая) система налогообложения; УСНО15 – упрощенная система налогообложения (доходы-расходы); УСНО6 – упрощенная система налогообложения (доходы); НСНО – новая, предлагаемая автором, система налогообложения.

Из приведенного выше рисунка 3 видно, что введение нового единого налога с оборота и потребления позволяет получить для всех предприятий самую низкую налоговую нагрузку (даже меньше, чем при использовании упрощенной системы налогообложения) и, как следствие, максимизирует объем оставшейся прибыли. Таким образом, мы получили первую часть успешного налогового совершенствования (сделали налоговую нагрузку на предприятия меньше).

Теперь необходимо понять, увеличились ли реальные налоговые поступления в бюджет. По данным Центрального банка РФ 92%[33] всех финансово-хозяйственных операций проходит через банковскую системы. Таким образом, очевидно, что поручение банкам функций налогового агента по факту каждой хозяйственной операции приведет, к значительному росту поступлений в бюджет. Итоговая бюджетная эффективность от введения налога представлена в таблице 2.

Таблица 2. Бюджетная эффективность после совершенствования налоговой системы РФ

РАСЧЕТ ЭФФЕКТА ДЛЯ БЮДЖЕТА РФ

НСНО

КСНО

УСНО

Запланировано (начислено) к поступлению в бюджеты всех уровней

2 286 172,75р.

8 781 664

2 798 223

Коэффициент собираемости налогов (отношение поступивших сумм в Федеральное казначейство к сумме начисленных налогов)

0,92[34]

0,5

0,7

Реальные поступления в бюджет РФ

2 103 278,93р.

4 390 832,07р.

1 958 756,36р.

Средства оставшиеся в теневой (нелегальной) экономике[35]

182 893,82р.

4 390 832,07р.

839 467,01р.

Таким образом, мы получили и вторую часть успешного налогового совершенствования (сделали реальные налоговые поступления в бюджет выше).


Может сложиться мнение, что не возможно одновременно уменьшить налоговое бремя и увеличить налоговые поступления в бюджет. Но мы изменив механизм изъятия нового налога добились того, что не смотря на снижение налогового бремени на предприятия, которые ранее честно платили налоги (и теперь, конечно же, платят меньше), мы изъяли налоги у предприятий, которые раньше этого не делали или использовали «серо-черные методы налоговой оптимизации» (вот у них налоговая нагрузка, как и налоговые отчисления стали больше)!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные, представленные в соответствующей курсовой работе, свидетельствуют, что в результате введения нового налога с оборота и потребления будут достигнуты следующие результаты:

1. Значительное снижение налогового бремени на средний и крупный бизнес; в курсовой работе было доказано новая налоговая система оказывает еще меньший налоговый гнет, чем существующая упрощенная система налогообложения, доступная не более 15% российских предприятий.

Налоговый коэффициент НГсрфот при новой налоговой системе почти в три раза меньше, чем при существующей налоговой системе. Это означает, что налоговое бремя сократиться в три раза!

2. Снижение налогового бремени на малый бизнес; налоговый коэффициент НГсрфот при новой налоговой системе меньше на 6%. То есть, даже малые предприятия выиграют от введения нового налога.

3. Значительное повышение собираемости налогов; было доказано, что вовлечение банков в качестве налоговых агентов, учитывая долю безналичных расчетов в РФ увеличит собираемость налогов в РФ. Более того, она сделает поступления в бюджеты РФ от нового налога плановыми и предсказуемыми.

4. Уменьшение выходных цен на продукцию; желание продавцов и покупателей сэкономить на новом налоге будут, должны, подталкивать и первых и вторых на снижение выходной\входной цены.

5. Вывод средств из «теневой» экономики; за счет очевидного и труднообходимого механизма взимания налога и за счет значительного уменьшения налогового гнета, можно с большой степенью вероятности утверждать, что введение нового налога выведет «теневую» экономику в «свет», что благотворно скажется на всей экономической ситуации в РФ.

6. Упрощение ведения налогового учета; за счет чрезвычайно простого механизма начисления и контроля новая налоговая система значительно упростит ведение налогового учета.

7. Сближение бухгалтерского и управленческого учета; за счет отделения налогового учета от бухгалтерского, за счет упрощения бухгалтерского учета, в части налоговых расчетов, можно смело утверждать, что произойдет сближение бухгалтерского и управленческого учета, так необходимого российским предприятиям.